Еврейский Калейдоскоп. Глава Тецаве.

Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня.

Ответы на вопросы к главе Торы:

Какое измерение длины впервые упоминается в нашей главе?

Тора пишет, что размер Хошена (нагрудника Коэн Гадоля) – «зерет».

Чему равно это измерение?

Вообще зерет – это расстояние между определенными пальцами. Существует как минимум четыре мнения о том, чему равен зерет: 3 тефахим (ладоням), 2 ½ тефахим, 2 тефахим или 1 тефах (для источников на эти мнения, см. «Живая Тора» Рава Каплана, Шемот 28:16, там кстати есть опечатка, вместо «Тшувот Рашбам» должно быть «Тшувот Рашба» 5:147; а насчет третьего мнения Тосафот от имени Калира, см. также ГР”А Орла 3:2).

Где еще упоминается эта длина?

Кроме измерений Хошена в нашей главе и в главе Пекуде, однажды «зерет» упоминается по отношению к жертвеннику (Йехезкель 43:13). В Книге Шмуэля (1:17:4) упоминается, что Голиаф был ростом в 6 амот и зерет. Вдобавок зерет упоминается в Йешаяху (40:12), где пророк образно описывает как мир размером с зерет Всевышнего (как бы помешаются между пальцами Творца). Кстати, Талмуд (Эйрувин 21а) отсюда учит, что Тора больше мира в 3200 раз, (ведь Тора в видении пророка Зехарии 5:2 равна 10 Амот на 20 Амот сложенная вдвое и написанная с обеих сторон, 2*2*20*10*4=3200; здесь Талмуд считает, что зерет – половина амы, а значит квадратная ама равна 4 квадратным зеретам, см. Тосафот).

Ответы на вопросы на сообразительность и на эрудицию.

Где Тосафот цитируют Рабби Авраама Ибн Эзру?

Мнение Рабби Авраама Ибн Эзра приводится в Тосафот Рош Ашана 13а и Кидушин 37б по отношению к одному и тому-же вопросу: что выражение «назавтра после Песаха» означает по его мнению «назавтра после Пасхальной жертвы», т.е. 15 Нисана, а не 16-ого (назавтра после первого дня Песах). Кстати такое мнение приводится и в Иерусалимском Талмуде, в трактате Хала. Также сам Ибн Эзра приводится в Тосафот к Таанит 20б, как пример еврейской фамилии.

Где Тосафот цитируют Рамбама?

Берахот 44а, Кетубот 86а и Менахот 42б.

Где Тосафот цитируют Рабби Авраама бен Давида (Раавада)?

В наших изданиях Тосафот, Раавад упоминается в четырех местах: Йома 18б, Таанит 25а, Авода Зара 38а, и Темура 12б. Что касается упоминания в Авода Зара 38а, это описка переписчика, и скорее всего имеется в виду не Раавад, а Рабби Авраам из Орлеана, сын Рабби Йосефа Бехор Шора, или Рабби Авраам дядя Рабби Йицхака, правнука Раши (см. пометку 3 в издание Тура «Мехон Йерушалаим», Йоре Деа 113, см. также Р. Овадия Йосеф, «Халихот Олам», второй год, глава Хукат). Цитата в Таанит тоже скорее всего не из Раавада, и содержит ошибку переписчика (в параллельных сугиях в Мегиле и Сукке Тосафот и другие Ришоним тоже не приводят Раавада). Что касается Йома и Темура, то там действительно цитируется Раавад из его книги Баалей Ханефеш (заметим, что Тосафот в Йома скомпилированы позже обычных Тосафот, возможно Махарамом из Ротенбурга, см. Хида «Шем Хагдолим», а Тосафот из Таанит вообще очень поздние).

Ответы на вопросы по Халахе:

Может ли человек выполнить заповедь Мегилы, если он слышит только со слуховым аппаратом?

Если он может слышать без аппарата, в частности, если сядет рядом с Хазаном, то желательно так поступить. Но если без аппарата он вообще не слышит, если он сам умеет читать из кошерного свитка, то ему следует прочесть Мегилу самому.

А может ли человек со слуховым аппаратом читать Мегилу для других (быть Баал Коре)?

Желательно взять Баал Коре, который сам слышит без аппарата.

С какого возраста следует брать детей в синагогу? А нужно ли детям давать деньги бедным, и посылать Пуримские подарки друзьям (мишлоах манот)?

Детей берут в синагогу лет с 6-7, если они могут просидеть, не прерывая остальных и не шаля, а стараясь слушать Мегилу. Ведь в противном случае, если дети устраивают шум, или слишком долго «бьют Хамана», то из-за них могут не услышать часть чтения взрослые, и виновны те, кто приводят этих детей. Также следует учить детей исполнять другие заповеди Пурима, и конечно участвовать в трапезе дня (кроме «мицвы» напиваться).

Поучения, Шутки, Афоризмы:

[На празднестве Ахашвейроша приносили] царское вино (Мегилат Эстер 1:7). Имеется в виду, что каждому давали вино, которое старше него (Мегила 12а, см. также ГР”А, комментарий на уровне Ремез).

Праведники говорят мало, а делают много, а злодеи обещают много, и не делают вообще ничего (Бава Меция 87а).

Три вещи вытягивают силы из человека: странствие, страх и грех (Гитин 70а).

24 поста постились мудрецы Великого Собрания, чтобы писцы Свитков Торы, Тефилинов и Мезуз не разбогатели, иначе они перестанут их писать! (Песахим 50б).

Предыдущая глава