Еврейский Калейдоскоп. Глава Шофтим.

Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня.

Ответы на вопросы для детей (Тора для «младших школьников»):

Какое слово в нашей главе упоминается дважды подряд?

Цедек (Деварим 16:20, см. также наши слова к главе Деварим, а насчет причины, почему это слово написано дважды, см. Рамбан и ГР”А. 

Тора пишет (Деварим 17:15), что еврейский царь не может быть чужестранцем. А когда у евреев были незаконные цари чужаки?  

В период Второго Храма, власть захватил Ирод (Хордос äåøãåñ), и до разрушения Храма над нами правили его потомки. Тогда и сбылось одно из проклятий Торы «Чужеземец будет подниматься над тобой все выше и выше, а ты будешь падать все ниже и ниже» (Деварим 28:43). Интересно, что слово чужестранец ðëøé имеет ту же гематрию (включая само слово, т.е. прибавляя единичку), как слово äåøãåñ (см. Таама Де-Кра).

Сколько свитков Торы было у царя?

Два (Санхедрин 21б).

Почему у Шломо было много жен, несмотря на запрет Торы (Деварим 17:17)?

Простой смысл, что Шломо считал, что раз Тора сообщила причину на запрет: чтобы его жены не увели его от Всевышнего, то к такому мудрому человеку как он, это не относится.

Какие части животного нужно отдавать коэну? А почему эта мицва не практикуется в наше время?

Коэну отдают «зроа» правую переднюю ногу, челюсти (включая язык), и желудок (18:3). В наше время эта мицва тоже относится, но вне Израиля принято полагаться на мнение, что эта мицва относится только к Земле Израиля (Йоре Деа 61:21).

А какое мнение у Виленского Гаона по отношению к одной из этих частей: «зроа»?

Согласно Шулхан Аруху (Йоре Деа 61:2) коэну отдают две нижние части передней ноги, но согласно Виленскому Гаону, только среднюю часть (см. Маасе Рав, 103 и комментарий ГР”А к Тосефте Ядаим, начало второй главы).

Где в нашей главе упоминается выражение «Шма Йисраэль»?

В тексте обращения священника к солдатам, он начинает со слов «Шма Йисраэль» (Слушай Израиль). Наши мудрецы (Сота 42а) трактуют: если евреи соблюдали хотя бы заповедь Шма утром и вечером, то Всевышний уже не отдаст их в руки врагов.

Ответы на вопросы к главе Торы:

Нужно ли нам устанавливать еврейские суды вне Земли Израиля?

Наша глава начинается с мицвы устанавливать судей во всех городах Израиля. Но Талмуд (Макот 7а) сообщает нам, что мы обязаны устанавливать судей и вне Израиля. Разница лишь в том, что в Израиле судьи должны быть в каждом городе, а вне Израиля достаточно, чтобы судьи были в каждой провинции. Заметим, что Рамбам (Санхедрин 1:2) пишет, что вне Израиля необязательно устанавливать судей в каждой провинции, и простой смысл его слов, что вообще нет мицвы устанавливать судей вне Израиля (видимо у Рамбама была другая гирса в трактате Макот, см. также Меири к этому месту и Рамбам в Сефер Амицвот 176; в любом случае, т.к. евреям запрещено судиться в нееврейском суде, то везде приходится устанавливать малые суды по три мудреца, даже если в этом нет отдельной мицвы, но см. Арух Ашулхан, Хошен Мишпат 1:18).

«По учению, какое укажут тебе, и по решению, какое скажут тебе, поступай; не уклонись от слова, какое скажут тебе, ни вправо, ни влево» (Деварим 17:11). А что если человек уверен, что мудрецы ошибаются, неужели он и тогда обязан следовать их мнению?

Раши и Рамбан приводят от имени Сифре, что на самом деле человек обязан следовать решению мудрецов, даже когда (ему кажется) что они ему говорят, что правое это левое, и наоборот. Ведь лучше если даже все будут следовать ошибочному мнению, чем если у каждого будет «своя Тора» (см. Сефер Ахинух 496). Тем не менее, в Иерусалимском Талмуде (Хорайот 2б) сказано, что только если мудрецы говорят правильно, их мнению нужно следовать, но не если они говорят на левое, что это правое и наоборот (и так же выглядит и из Вавилонского Талмуда там же, ведь если суд разрешил запрещенное, то тот, кто знает, что они ошиблись, не имеет право им следовать: насчет разрешения этого противоречия, см. Рамбан к Сефер Амицвот, шореш 1, и см. другие источники в издании Франклина, мафтеах к Законам Мамрим 1:2 и пометки в издании Талмуда «Метивта», Хорайот 2б, но Р. Давид Цви Хофман в вопросах и ответах Меламед Лехоиль 3:82, считает, что Сифре и Талмуд действительно противоречат друг другу).

«Только пусть не множит себе коней, и не возвращает народ в Египет» (17:16). Почему, несмотря на запрет Торы, в Египте существовала еврейская община?

Одно из объяснений: Тора не хотела, что мы вернулись и жили среди древних египтян, из-за их скверных качеств (см. например Вайикра 18:3), но позже, когда в Египте поселились другие народы, то там можно жить, как в любой другой стране, или после изгнания из Земли Израиля эта мицва больше не относится (см. Р. Бахье к нашему стиху и Ритва, Йома 38а). (В любом случае, и в Египет не было никакого запрета поехать временно, например, ради бизнеса, но запрещено было только постоянно селиться, см. Рамбам, Мелахим 5:8).

Ответы на вопросы на сообразительность и на эрудицию:

Кого наши мудрецы называют глупцом, бредущим в темноте?

Если человек всегда следует во всем самым строгим мнениям (даже когда они взаимно исключают друг друга), мудрецы сравнили его с «блуждающим в темноте» (см. Эйрувин 6б-7а, см. также наши слова в калейдоскопе к Ки Таво).

Кто такой Ханания, упомянутый в Талмуде?

Обычно Ханания – это племянник ученика Р. Йоханана бен Закая – Р. Йехошуа бен Ханания (видимо его назвали в честь дедушки). В Кохелет Рабба (1:8) упоминается, как он попал под влияние христианской секты, и Р. Йехошуа отправил его в Вавилон, где он стал великим раввином, (см. Тольдот Танаим Веамораим стр. 504, см. также наши слова в калейдоскопе к Вайигаш о том, как он оттуда устанавливал календарь). В мишне Ханания не упоминается, но он упоминается много раз в брайтах, и нередко халаха следует ему (например, многие полагаются на его мнение, что полу готовую пищу можно оставлять перед Субботой на огне без блеха).

Почему Шмуэль как правило постановляет халаху как Ханания?

Р. Матитьяу Штрашун (Эйрувин 6а) пишет, что Шмуэль часто постановляет халаху, как мнение Ханании, и возможно Шмуэль был его потомком по женской линии (см. Йерушалми 13а и Корбан Аэда там же).

Ответы на вопросы по Халахе:

Можно ли преградить проезд с помощью машины, чтобы там можно было носить в Субботу?

В принципе любой предмет годится в качестве стенки, но он должен быть ниже трех тфахим от земли, и достигать 10 тфахим в высоту. Обычно днище машины ниже 3 тфахим, но в зависимости от формы машины, некоторые ее части могут быть ниже 10 тфахим (например, капот). Тогда только средняя часть, которая достигает высоты 10 тфахим, может использоваться как мехица.

Как правильно сделать «цурат апетах» (так называемый «эйрув»)?

Цурат апетах (форма входа, рама) делается с помощью двух вертикальных столбов, и лески или веревки, которая идет над ними (но не сбоку). Разумеется, точные законы очень сложны и обычно требуется помощь специалиста.

Если в Шаббат порвался «эйрув», можно ли попросить нееврея его починить?

Некоторые это разрешают, особенно если район большой и невозможно предупредить всех, чтобы в этот Шаббат не носили.

Поучения, Афоризмы:

Хотя Рабби Меир был величайшим мудрецом поколения, халаха не всегда следует его мнению, т.к. он был настолько умным, что его коллеги не могли его понять. А он мог привести убедительные доводы, что чистое – нечистое, и наоборот (Эйрувин 13б).   

В течение трех лет Бет Шамай и Бет Хилел спорили, и в результате вышел голос с Неба, и сказал, что оба дома говорят слова Живого Б-га, но халаха будет как мнение Бет Хилел (там же). 

Предыдущая глава