Еврейский Калейдоскоп. Глава Деварим.

Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня.

Ответы на вопросы для детей (Тора для младших школьников):

Что значит слово Замзумим?

Тора сообщает, что потомки Амона называли Рефаим Замзумим. Некоторые объясняют, что это слово указывает на особую силу и хитрость этой нации, и Тора подчеркивает, что, несмотря на это, потомки Лота ее завоевали (см. Живая Тора Рава Каплана для других объяснений).

Где в нашей главе, возможно, упомянут один из островов Средиземного Моря (Кипр или Крит)?

Наша глава (2:23) упоминает Кафторим, которые вышли из Кафтора и осели на берегу Средиземного Моря. Кафтор скорее всего Кипр или Крит. Это видимо было одно из племен Филистимлян (см. Амос 9:7, Йирмияху 47:4). В принципе с Греческих островов на Святую Землю было несколько волн переселения островитян. С ранними Плиштим был в дружеских отношениях на праотец Авраам, а в более поздний период времени (при Египетском Фараоне Рамсесе III) на Землю Израиля приехали воинственно настоянные Филистимляне, с которыми наш народ воевал в течение периода Судей и первых Царей (см. Атлас Даат Микра, стр. 76 и 188).

У Филистимлян позже было пять центральных городов. А какой из них упомянут в нашей главе? А где упоминаются остальные?

Аза (Газа, Деварим 2:23). Остальные упомянуты в Книге Йехошуа (13:3).

Какое название пустыни впервые упоминается в нашей главе? А сколько всего пустынь пересек наш народ за это 40 лет?

Наша глава упоминает последнюю пустыню, из которой наш народ послал послов Сихону: Мидбар Кедемот. Всего мы прошли семь пустынь (см. Сефер Йецира 4:15): Эйтам, Шур, Син, Синай, Пааран, Цин и Кедемот.

В каком месте в нашей главе написано два одинаковых слова подряд? А насколько часто этот феномен встречается в Торе?

В стихе 2:27 написано дважды . Всего есть 91 случай, когда в Торе подряд написано по два слова состоящих из одинаковых согласных, но во многих случаях, гласные этих слов разные (например, однокоренные слова, но первое слово существительное, а второе глагол; вообще два разных слова, но согласные у них одинаковые; разные слова, причем первое через Шин, а второе через Син).

Как называлась столица Амона?

Рабба (Деварим 3:11; сегодня это Амман столица Иордании).

А в каком поколении евреи взяли этот город?

Во время царствования Давида, Амон спровоцировал войну, и нашему народу удалось взять их столицу (Шмуэль 2:12:26-29).

Сколько городов Ога завоевали потомки Менаше?

Тора (Деварим 3:4) описывает 60 городов, которые получило колено Менаше в одном только Аргове, но всего Менаше получил множество городов и в других районах.

Ответы на вопросы к главе Торы:

Сколько столиц было у Ога?

По отношению к территориям Ога, Тора упоминает два места: Аштерот и Эдреи (Деварим 1:4). Из Книги Йехошуа (13:31) выглядит, что это были два столичных города Ога (см. также Атлас Даат Микра). Но согласно Раши, Эдреи это общее место царства, где находился Аштерот, но ГРА (Адерет Элияху 1:4) считает, что в комментариях Раши ошибка переписчика, и вместо слова малхут - царство, должно быть слово милхама - война, т.к. Эдреи было место, где Ог воевал с еврейским народом (см. ниже).

А какой город Ога уже был упомянут в Торе раньше?

Эдреи был упомянут в Книге Бемидбар (21:33). Там Ог воевал с еврейским народом. Также Тора упоминает Аштерот Карнаим (Берешит 14:5), где четыре царя побили Рефаим, и согласно Раши это и есть Аштерот.

Какую часть Гилада получило колено Менаше? А какую часть Гилада получили дети Реувена?

Менаше получили Северный Гилад (Деварим 3:13). Что касается южной части Гилада, хотя в нашей главе (3:12) упоминается что это была одна из территорий, которую Моше дал Реувену и Гаду, из Книги Йехошуа (13:25) видно, что колено Реувена не получило территорий Гилада, но весь Южный Гилад достался Гаду. (Но заметим, что иногда возможно Тора называет Гиладом весь восточный берег Иордана).

Ответы на вопросы на сообразительность и на эрудицию:

Многие обычаи, которые принял еврейский народ в эти девять дней, гораздо более строгие, чем буква закона согласно Талмуду. А какой ашкеназский обычай, хотя более строг, чем заключение Талмуда, все же является мнением Рабби Меира?

Обычай ашкеназим не стирать белье (и не носить свежевыстиранную одежду) начиная с Первого Ава. Это мнение Рабби Меира (см. Таанит 29б). Но Талмуд постановляет халаху как мягкое мнение, что запрет распространяется только на неделю перед Девятым Ава, и Сефардим следуют букве закона Талмуда.

А какой обычай Сефардим соблюдают на один день меньше, чем Ашкеназим?

Обычай не есть мясо и не пить вино, Ашкеназим соблюдают начиная с Первого Ава, а большинство Сефардим начиная со второго числа месяца.

А какую Хафтору читают Девятого Ава в минху во многих Сефардских общинах?

Ашкеназим в любой малый пост и Девятого Ава читают в Минху Хафторы Диршу (Ищите Всевышнего, когда близок Он Йешаяху 55:6 56:8). Сефардим в обычные посты вообще не читают Хафтору, но Девятого Ава большинство общин читают Хафтору из конца пророка Хошеа: Шува Йисраэль (Вернись Израиль, это также является частью Хафторы в Субботу Раскаяния).

Ответы на вопросы по Халахе:

Если человек болен, нужно ли ему есть понемножку, как в Йом Кипур, или он может есть сразу много?

По букве закона, Девятого Ава больной человек (даже если он не в опасности) может есть столько, сколько требуется. Девятое Ава не как Йом Кипур, когда те, кто в опасности, по возможности едят понемногу, каждые девять (или 7 или 6) минут (см. Арух Ашулхан 554:7, см. подробное обсуждение в Писке Тшувот 554:9). Но многие больные и Девятого Ава стараются есть лишь в малых количествах, с промежутками времени, чтобы пост все еще засчитался.

Если человек знает, что не сможет поститься все сутки, но может с утра до вечера, стоит ли ему поесть ночью, чтобы поститься весь день? Вообще есть ли смысл поститься часть дня Девятого Ава если невозможно поститься все сутки?

По букве закона больной человек вообще не постится Девятого Ава, хотя некоторые считают, что если он может поститься весь день, или наоборот всю ночь и потом до полудня, то следует так поступить.

Должны ли беременные женщины поститься Девятого Ава?

По закону Талмуда, да, но т.к. в наше время многие женщины слабые, если трудно поститься, раввины обычно мягки (см. издание Диршу 554, пометка 27, в конкретных нужно спрашивать у раввина).

Поучения, Афоризмы:

(Когда Всевышний впервые открылся Моше, тот просил послать кого-нибудь другого, т.к. он не умеет хорошо говорить, см. Шемот 4:10; почему же тогда Моше читал такую прекрасную длинную проповедь всей Книги Деварим?) Это можно сравнить с продавцом аргемана (дорогой шерсти, покрашенной в особый красный цвет, добываемый из моллюска). Он созывал покупателей, говоря: кому аргеман, кому аргеман? Царь услышал, и позвал его к себе, и спросил: ты что продаешь? Да так, ничего. Но я же слышал, что ты продаешь аргеман? Это для них это аргеман, а для тебя это ничто. Также и Моше перед Всевышним был неразговорчив, но перед людьми был прекрасным оратором (см. Деварим Рабба 1:7).

Предыдущая глава