Еврейский Калейдоскоп. Глава Шофтим.

Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня.

Ответы на вопросы к главе Торы:

В нашей главе Тора (Деварим 18:11) запрещает вопрошать у мертвых («дореш эль хаметим» - некромантия). Почему же тогда многие, когда приходят на могилы праведников, просят их заступиться?

На самом деле Талмуд (Санхедрин 65б, см. Йоре Деа, 179:13) понимает «дореш эль хаметим» в весьма узком смысле (это была какая-то определенная процедура), и не запрещает любой вариант контакта с мертвыми. В Талмуде встречаются и истории, когда некоторые раввины общались с умершими. С другой стороны, молить у умершего, чтобы он попросил у Творца за нас, может попадать и в другую категорию запрета (не делать посредника между собой и Всевышним). И, хотя некоторые мудрецы действительно запрещают по тем или иным причинам обращаться к мертвым, тем не менее, есть авторитеты, которые разрешают попросить у умершего помолиться Всевышнему за нас (и такая  идея упоминается в Зоаре).

А почему тогда царь Шауль попросил вызвать дух Шмуэля (Шмуэль 1, глава 28)?

На самом деле Шауль совершил грех, но может быть, он считал, что в опасной ситуации, в которой оказался весь еврейский народ, ему это разрешено (см. подробное обсуждение в комментариях «Даат Софрим»).

«Да не встанет один свидетель против кого-либо, что до всякой вины и всякого прегрешения, во всяком грехе, какой совершит» (Деварим 19:15). Талмуд учит отсюда, что если у истца есть один свидетель, это все же помогает. Что именно еврейский суд делает, когда у истца есть только один свидетель?

Да не поднимется один свидетель, чтобы по его свидетельству заставили платить, но он может принудить его дать клятву. Например, если человек говорит другому, чтобы он отдал долг, а тот отвечает: «Я ничего тебе не должен», и один свидетель показывает, что тот должен ему, то он обязан дать клятву, что он ничего не должен, и если он откажется дать клятву, то он обязан платить.

Ответы на вопросы на сообразительность и на эрудицию.

Какая этимология слова Мишна? А какая этимология у слова «Масехет» (трактат)?

Мишна видимо происходит от слова учиться, или повторять (например, в Шма мы говорим «вешинантам леванеха»). А вот этимология слова «Масехет» отнюдь неясна. Одно из предположений, что это слово происходит от слова «ткать», ведь в трактате соединятся вместе нити рассуждений в один материал (см. также другие объяснения в книге «Зман Накат», глава 5).

А сколько всего есть трактатов Мишны? А сколько всего есть глав Мишны?

Трактатов Мишны у нас 63, но три части Незикин (Бава Кама, Бава Меция и Бава Батра) иногда считаются одним трактатом, и тогда всего есть 61 трактат. Также некоторые считают Маасер Шени и Маасерот одним трактатом, и другие считают, что трактат Макот является частью трактата Санхедрин. Согласно этому всего есть 60 трактатов, как и принято считать (кстати, слово Гаон имеет числовое значение 60). Что касается глав Мишны, их либо 523, 524, или 525 (в зависимости от того, считать ли шестой перек трактата Авот, и четвертый трактата перек Бикурим, кстати Масехет имеет гематрию 520, а вместе с четырьмя буквами этого слова - 524).

А что такое Тосефта, и сколько всего есть трактатов у Тосефты?

Тосефта – это своего рода мини-Талмуд (короткий комментарий) к Мишне (от учеников составителя Мишны, Рабби Йехуды Анаси – Рабби Хийи и Рабби Ушии). В отличие от Талмудов, Тосефта существует почти ко всем трактатам Мишны, кроме Авот, Мидот, Киним и Тамид, (а если считать Авот Дерабби Натан своего рода Тосефтой к Пирке Авот, то получается, что трактатов Тосефты на 3 меньше, чем трактатов Мишны).

Ответы на вопросы по Халахе:

Тора (Деварим 18:10) запрещает заниматься «волхованием». А можно ли просто открыть случайную фразу в святой книге, и в зависимости от нее планировать свои акции?

Да (см. Бирке Йосеф, Йоре Деа, 179). Во время Хазаль тоже было принято, когда у человека неразрешенный вопрос, спросить у ребенка: какой ты сейчас стих учишь, и действовать на базе этого. (На подобие этого с помощью «Гораль АГР”А» открывают Тору, и отсчитывают определенным образом страницы и стихи).

А можно ли еврею решить, как поступать, например, на базе того, какой стороной упадет монета?

Слова «косем кесамим» в нашей главе согласно некоторым интерпретациям было киданием посоха как жребий, (т.е. решением действовать в зависимости от того, как он упадет). И соответственно Шулхан Арух (Йоре Деа 179:1) пишет, что вопрошать с помощью жребиев (горалот) запрещено, как приводят Тосафот (Шаббат 156б) от имени Сифри (хотя в наших версиях Сифри этого нет, и сами Тосафот похоже интерпретируют, что жребии «горалот» были как-то связаны с астрологией). Тем не менее, Рав Моше Штарнбух приводит, что его тесть спросил у Хазон Иша, можно ли принять решение, выбрав например одну из бумажек, и тот разрешил (Тшувот Веханхагот, 1:856). Рав Моше Штарнбух объясняет, что может быть запрет на «горалот» относится, только когда человек пытается с помощью жребия определить будущее (например, выживет ли больной). Согласно этому, просто решить с помощью жребия, как поступить, будет разрешено (иначе непонятно, если вытаскивать одну из карточек запрещено, то чем это отличается от открывания книги случайным образом, хотя возможно различие в том, что книга святая, в отличие от монеты или карточек). В заключение замечу, что даже если можно по каким-то мнениям планировать свои действия на базе какого-то жребия, все равно многие предпочитают быть «бесхитростными»  тамим») перед Творцом, и разве что в случае опасности готовы использовать «гораль».

А можно ли попросить кого-то перед смертью, чтобы он потом пришел к нам во сне?

Да (Йоре Деа, 179:14).

Поучения, Шутки, Афоризмы:

(Вайикра Рабба 7:2, Псикта Дерав Кахана 24:5): Человек стесняется использовать поломанные сосуды, а Всевышний наоборот только «сломанные сосуды» и использует, как сказано (Техилим 34:19): «Близок Господь к сокрушенным сердцем», (Техилим 147:3): «Исцеляет сокрушенных сердцем и перевязывает раны их», (Техилим 51:19): «Жертвы Б-гу – дух сокрушенный; сердце сокрушенное и удрученное, Б-же, презирать не будешь», (Йешаяху 57:15): «Ибо так говорит Возвышенный и Превознесенный, Существующий вечно и Святой – имя Его: в месте высоком и священном обитаю Я, но с тем, кто сокрушен и смирен духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердце сокрушенных».

 

Предыдущая глава