Еврейский Калейдоскоп. Глава Пекуде.

Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня.

Ответы на вопросы для детей (Тора для «младших школьников»):

Какие металлы использовались для построения Храма?

Золото, серебро и медь.

А какого из металлов потребовалось больше всего?

Серебра использовали больше всего.

Тора описывает (Шемот 40:13), как были помазаны Аарон и его сыновья. А были ли помазаны его внуки и другие потомки?

В Талмуде (Зевахим 101б) есть диспут на этот счет.

А кого из коэнов мазали святым маслом (шемен амишха) в более поздних поколениях?

Только первосвященников (Коэн Гадолей) а также особых коэнов, которые наставляли воинов перед войной (Коэн Машуах Милхама, см. Рамбам, Клей Амикдаш, 1:7).

А как именно мазали коэнов?

Талмуд учит, что масло поливали в форме греческой буквы «хи» (она выглядела, как русская буква «ха», но есть мнения, что имеется в виду другая буква). 

Во время Второго Храма у нашего народа уже не было масла. А какие именно мицвы перестали относиться к Коэн Гадолю, которого не помазали?

Коэн Гадоль, которого не помазали специальным маслом, не приносил особую жертву быка в случае случайной ошибки, которая привела к нарушению заповедей (Мишна, Мегила 1:9 и Хорайот 3:4; законы этого приношения будут описаны в следующей главе).

Ответы на вопросы к главе Торы:

Какие Хафторы могут читать к нашей главе в разные годы?

Обычная Хафтора главы Пекидей из Книги Мелахим, и как и к главе Ваякхель описывает построение Храма царем Шломо (и ее мы читаем в этом году). Но Пекудей помет попадать на особые главы. В не високосные годы, Пекудей может попасть на главу Хаходеш, если на эту неделю попадает Рош Ходеш Нисан, и тогда читают Хафтору из Йехезкеля (45:16-46:18). А если Рош Ходеш Нисан попадает на неделю после следующей Субботы, то в этот Шаббат Пара читают другой отрывок, тоже из пророка Йехезкель (36:17-38). А в високосный год, эта Суббота может попадать перед Рош Ходеш Адар Шени, и тогда читают Хафтору Шекалим (которую мы прочли в предыдущий Шаббат).

Когда именно Всевышний повелел Моше строить Мишкан, и когда Моше передал это повеление нашему народу?

Существует диспут, когда Всевышний дал заповедь построения Мишкана (фактически, когда были сказаны слова, описанные в главах Трума-Тецаве). Раши (31:18) считает, что эти главы написаны не в хронологическом порядке, и заповедь о построении Мишкана была дана уже после греха золотого тельца, во время пребывания Моше в последние 40 дней на горе (см. Мидраш Танхума, Трума 8). Но большинство комментаторов считают, что Моше получил повеление строить Мишкан еще в первые 40 дней на горе Синай (и так считает Мидраш Тана Дебе Элияху Раба, 17). В любом случае, когда Моше вернулся и увидел золотого тельца, он не сообщил про Мишкан (и вообще евреи были отвергнуты Творцом). Только после того как Моше спустился со скрижалями в Йом Кипур, он сообщил нашему народу о Храме, и евреи в течение трех дней давали дотации, после чего началось строительство.

А когда именно Мишкан был построен?

Тора не говорит, когда закончилось строительство, но сообщает (Шемот 40:2), что инаугурация Храма произошла Первого Нисана (почти через год после Исхода). По большинству мнений, это был восьмой день, после семи дней «милуим» в конце Адара, но существует мнение, что первый день «милуим» попал на Первое Нисана (см. Ибн Эзра 40:2). Существует Мидраш, что само строительство закончилось 25-ого Кислева, в день, который позже стал Ханукой.

Ответы на вопросы на сообразительность и на эрудицию:

Существуют ли в Библейском Иврите корни, которые могут иметь противоположные значения?

Это отнюдь неочевидный вопрос. Наверняка многие уже замечали, что некоторые омонимы на иврите, казалось бы, имеют противоположные значения, но при внимательном рассмотрении оказывается, что это неочевидно. Один известный пример, это слово Хесед. Это слово обычно значит доброту, но в Вайикра 20:17 оно используется в контексте запрета иметь отношения с сестрой, и видимо означает «срам». Тем не менее, согласно Раши здесь  используется арамейский корень. Кроме того, согласно Рамбану значение этого стиха в обратном: брат должен быть оказать сестре доброту, выдав ее замуж, а он сам ее использует. Также можно отвергнуть и другие примеры корней с предположительно противоположными значениями (см. статью «Do Hebrew Words Sometimes Have Two Opposite Meanings» Митчела Фирста).

Откуда происходит слово «борит» (мыло на иврите)?

Борит – Библейское слово. Пророк Йирмияху (2:22) говорит: «Поэтому даже если ты будешь мыться щелоком и возьмешь много мыла (борит), останется вина твоя пятном предо Мною» (см. также Малахи 3:2, Йешаяху 1:25 и Раши там). Раши считает, что само слово происходит от корня «бар» - чистота. Тем не менее, не очевидно, что «борит» было именно мылом, и, во всяком случае, во время Талмуда, «борит» называли какую-то растительную субстанцию, которую использовали для стирки (см. Раши, Малахи 3:2, см. Талмуд, Нида 62а).

А откуда взято другое слово для мыла ñáåï?

Раши (Йешаяху 1:25) и Радак (Йирмияху 2:22) использует слово «савон/сабон» для перевода на французский язык слова «борит», и действительно «мыло» в современном французском языке – savon (интересно, что и по-арабски и на многих других языках, «мыло» произносится примерно также, вообще первое мыло делали на ближнем востоке). Также в Талмуде (Бава Кама 93б-94а, Нида 62а) упоминается öôåï – мыло, с помощью которого можно отстирать краску, (заметим, что в версии Аруха написано ñôåï, кроме этого многие Сефардим произносят Цади как «с», и тогда öôåï тоже звучит как «сафон/сапон», почти как «сабон», кстати, по-гречески, мыло – σαπων – «сапон», да и английское soap близко по звучанию). 

Ответы на вопросы по Халахе:

Можно ли выполнить заповедь подарка бедным, выписав бедняку чек?

Да, но по некоторым мнениям, только если бедный может обналичить чек прямо в Пурим. Но большинство мудрецов считает, что так чек всегда можно обменять у кого-нибудь на какие-то деньги, то даже если банк закрыт, чек имеет денежную ценность.

Можно ли с помощью кредитной карточки перевести деньги организации, которая потом в Пурим даст подарки бедным?

Да. Организация считается нашим «посланником» для этой мицвы.

Нужно ли женщинам и детям делать подарки бедным?

Да, по большинству мнений женщины должны исполнять все мицвы Пурима, как мужчины, и также детей до 13 следует обучать мицвам. Существует диспут, может ли муж просто дать за всю семью, или нужно специально сделать «зикуй», чтобы эти деньги сначала принадлежали им. В любом случае, т.к. в Пурим обычно много бедняков ходят по домам, то и жены могут дать двум бедным хотя бы по небольшой сумме, и также стоит дать детям монеток, чтобы они приучались исполнять заповедь. (Возможно, для детей можно положиться, что и монетами по 5 центов двум беднякам, можно исполнить заповедь, но женщинам стоит дать хотя бы по доллару-двум, как минимум двум нищим; кстати, принято, что некоторые организации пользуются случаем заодно собирать деньги для ешив, микв, синагог, свитков Торы, публикации святых книг, кирува, и т.п., и хотя конечно мицва им помогать, заповедь Пурима этим не выполняется, т.к. нужно именно дать нищим).

Поучения, Шутки, Афоризмы:

(Вайикра Рабба 1:5) Рабби Акива учит: всегда садись на два три ряда дальше от почетного места [и тогда, если тебя захотят посадить на более почетное место] тебе скажут: поднимись сюда. [Это лучше, чем если ты сначала] сядешь на почетное место, и  тебе скажут, спуститься. Всегда лучше, если тебе говорят подняться, чем, если тебе указывают спуститься!

Предыдущая глава