Еврейский Калейдоскоп. Глава Ноах.

Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня.

Ответы на вопросы для детей:

Сколько сыновей было у Ноаха?

Три.

Сколько людей находилось в ковчеге?

Восемь. Ноах с женой и его дети с женами.

Сколько дней шел дождь?

Сорок.

Какую птицу Ноах выпустил первой?

Ворона.

Какой Гибор (силач) упомянут в конце нашей главы?

Нимрод (см. Берешит 10:8).

Чье имя в нашей главе означает дословно двор смерти?

Одного из потомков Шема звали Хацермавет (см. Берешит 10:26).

Ответы на вопросы к главе Торы:

Какое слово Тора использует по отношению к ковчегу Ноаха, и где еще используется это слово?

Тора называет Ноев ковчег, словом Тева. То же слово используется в отношении короба, в который мама положила Моше, отправив его по реке. Разумеется, аналогия спасения Ноаха и Моше не случайна (кстати, некоторые Кабалисты считают, что Моше был реинкарнацией Ноаха). Заметим, что другое значение слова Тева - слово видимо постбиблейское.

Какое слово Тора использует по отношению к окну в ковчеге, и где еще используется это слово?

Окно в ковчеге Тора называет Цохар (хотя существует мидраш, согласно которому это слово значит какой-то светящийся камень, см. второе объяснение Раши). Это слово больше нигде в Торе не упоминается. Ибн Эзра считает, что это слово происходит от слова цахораим - полдень.

Был ли Харан упомянутый как отец Милки и Йиски тот же человек, что и Харан брат Авраама?

Хотя большинство комментаторов и Хазаль считают, что это тот же самый Харан, некоторые предполагают, что это совсем другой человек (см. Абарбанель). Видимо поэтому Тора пишет, что этот Харан был отцом Милки и Йиски, в отличие от брата Авраама, который был отцом Лота. (О том, кто такая была Йиска, евреи могли знать в те времена, т.к. у них тоже были всевозможные устные традиции; а согласно Мудрецам Талмуда, Йиска и есть Сара, а ее отец Харан был братом Авраама.)

Ответы на вопросы на сообразительность и на эрудицию.

Почему мы упоминаем дождь, начиная уже со Шмини Ацерет, а просить дождь в девятом благословении начинаем позже? Почему в Израиле начинают просить дождь раньше чем в других странах?

В Израиле начинали просить дождь через 15 дней после конца Суккота, чтобы дать паломникам вернуться домой, пока еще не начались дожди (и хотя сейчас нет Храма, обычай остался таким же), а вне Израиля мы начинаем просить дождь еще позже, т.к. в Вавилоне не нужен был дождь так рано. Но мы упоминаем дождь уже со Шмини Ацерет, т.к. в это время уже начинают идти дожди в Израиле.

А почему упоминание дождя, наши мудрецы поместили во второе благословение?

Мы подчеркиваем, что Всевышний дарует дождь во втором благословении, где говориться о могуществе Творца. Кроме того, т.к. тема этой брохи про возвращение мертвых к жизни, и также дождь постоянно возрождает растения из семян, которые сгнивают в земле.

Почему в некоторых Ашкеназских сидурах слово дождь написано через камац (как гашем/гошем)? А летом, какая правильная гласная в слове таль (роса)?

Гласная сеголь часто меняется в Торе на камац, если здесь конец фразы или предложения. Получается, что если предложение заканчивается словами морид агашем, (или хотя бы после этой фразы пауза, подобная точке с запятой), то следует произносить гашем. Но большинство мудрецов считают, что нужно как раз связать фразу посылающий дождь с продолжением: посылающий пропитание по Своей доброте, поэтому правильно произносить гешем. Что касается морид хаталь, тоже есть диспут, произносить ли таль через камац или патах. Интересно, что Рав Шломо Залман Оербах считал, что хотя зимой гешем произносится через сеголь, но летом таль произносят через камац а не патах, т.е. здесь в большей степени пауза (и так же считал и Рав Йосеф Элияху Хенкин, хотя по другой причине, см. также Минхаг Йисраэль Тора, 114).

Ответы на вопросы по Халахе:

Если в Шаббат забился туалет, можно ли использовать ручной вантуз, чтобы протолкнуть пробку?

Есть диспут на этот счет. Во всяком случае, если застопорилась не сильно, и хоть медленно, вода протекает, то можно разрешить (в особенности, если держать при этом вантуз необычным способом).

Если во время Биркат Амазон в Шаббат не помнят, сказали ли Реце, то нужно ли говорить благословения заново?

Считается, что человек произнес по привычке как обычно, и поэтому, скорее всего не сказали Реце, и нужно читать Биркат Амазон заново (кроме как во время третей трапезы). Тем не менее, для Сефардим согласно Раву Овадии Йосефу (Ябиа Омер 7:28) в случае неуверенности возвращаться не нужно, а согласно Писке Тшувот (188:8), женщине не нужно возвращаться, если она не уверена. Вдобавок, те люди, которые вообще редко едят хлеб в течение недели, и обычно едят хлеб лишь в Шаббат, разумеется по умолчанию упоминают Реце. Кроме этого, если перед благословением помнили, что нужно сказать Реце, а потом уже после Биркат Амазон возникли сомнения, сказали ли Реце, то по многим мнениям возвращаться не требуется (на аудио уроке я обсуждаю эту тему подробно).

А если забыли в брохе меэн шалош (после еды мучного) упомянуть Шаббат, нужно ли возвращаться?

Нет.

 

Поучения, Шутки, Афоризмы:

(Мегила 24б): Рабби Хия сказал Р. Шимону сыну Ребби, что если бы тот был Леви, он не мог бы петь в Храме, т.к. у него слишком низкий голос. Тот пожаловался отцу. Ребби посоветовал сыну: иди и скажи Р. Хие, что если тот скажет стих и я буду надеяться (вехикейти) на Всевышнего, то получится, что ты богохульствуешь (дело в том, что Р. Хия картавил, и не мог как следует произнести букву хет, и у него вместо вехикейти получилось бы веhикейти через букву хей и я ударил).

(Кетубот 8б): Сначала мудрецы установили, чтобы в доме скорбящего пили десять стаканов вина (чтобы он забыл свое горе), потом они добавили еще четыре стакана, но тогда люди стали слишком пьянеть, и пришлось вернуться к предыдущему постановлению. (Заметим, что они пили вино, сильно разбавив его водой, поэтому десять стаканов содержали меньше алкоголя, чем один стакан водки).

Ответы

Предыдущая глава