Еврейский Калейдоскоп. Глава Ки Тиса.

Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня.

Ответы на вопросы для детей (Тора для «младших школьников»):

Сколько шекелей серебра дал каждый еврей в первый год в пустыне?

В первый год, каждый дал дважды по пол шекеля. Одна дотация пошла на серебряные Адоним – базы для шестов Мишкана. Вторая дотация пошла на покупку приношений в течение следующего года (см. Раши, Шемот 25:2).

Сколько ингредиентов было у масла?

Кроме самого масла, туда добавляли четыре вида пряностей (Шемот 30:23-24).

Какие два запрета были связаны с этим маслом?

Масло с такими же составляющими в тех же пропорциях запрещено делать, и масло нельзя было использовать для других людей, кроме тех, которых Тора требует помазывать.

Сколько ингредиентов Кеторет упоминает Тора?

Тора упоминает только четыре ингредиента (Шемот 30:34), а остальные приводит Талмуд.

Где находился Йехошуа, пока Моше был на горе Синай?

Йехошуа был у горы, вдалеке от еврейского лагеря, поэтому он не знал, что произошло.

В какой день какого месяца Моше спустился с горы?

В Торе не написана точная дата, но Хазаль сообщают нам, что это произошло семнадцатого Тамуза.

Как мог Моше сжечь золотого тельца (Шемот 32:20), ведь золото не горит?

Видимо он перемешал золото с какими-то горючими веществами (см. Ибн Эзра и Хизкуни).

Когда именно Моше снимал с лица «масве» (покрывало, которое он носил на лице)?

Когда он общался с Творцом, а также, когда он после этого говорил с еврейским народом (Шемот 34:33-35, см. также комментарии Ибн Эзры).

Ответы на вопросы к главе Торы:

Бецалель был внуком Хура (Шемот 31:2). Кто такой Хур и где еще он был упомянут? А кем Хур являлся Моше?

Хур был одним из лидеров еврейского народа. В Торе он уже был упомянут дважды: он вместе с Аароном поддерживал руки Моше во время битвы с Амалеком. Также, перед поднятием на гору Синай, Моше поставил Аарона и Хура над всеми старейшинами, чтобы они отвечали на все вопросы Торы (Шемот 24:14). Согласно некоторым Мидрашам, Хур был сыном Мирьям (см. Раши 24:14), но Ибн Эзра приводит традицию, что Хур было мужем Мирьям (и так считал Йосиф Флавий). Хазаль считают, что Хур попытался остановить тех, кто требовал сделать золотого тельца, и толпа его убила.

А кто был отец Хура, и сколько поколений прошло от Якова до Хура?

В Дивре Аямим (1:2:18-19) приводится, что Хецрон, внук Йехуды родил Калева, который родил Хура (а из следующего стиха явствует, что это тот самый Хур, дедушка  Бецалеля). Согласно Ибн Эзра, Калев, упомянутый здесь, это не тот Калев, которого Моше послал разведывать Святую Землю (ведь отец этого Калева родился еще до того, как семья Якова пришла в Египет, а второму Калеву было лишь 40 лет, когда Моше послал его разведывать Землю Израиля, но есть Мидраши, которые пытаются связать двух Калевов). Получается, что Хур, как праправнуком Йехуды (хотя возможно Тора пропускает некоторые поколения, см. Даат Микра к конце Книги Шемот, см. также наши слова к празднику Песах и к главе Вайигаш).

Какая последняя заповедь, упомянутая в нашей главе, и где еще эта мицва была упомянута? Почему Тора снова упоминает эту мицву? Сколько всего мицвот из 613 считаются включенными в эту заповедь?

В конце нашей главы упомянут запрет есть молоко, сваренное с мясом: «не варить козленка в молоке матери». Этот стих уже был в главе Мишпатим, и будет в главе Рээ. Согласно устной традиции, запрет упоминается три раза, т.к. он включает запрет на варение, еду и получение удовольствия от молока, сваренного с мясом. Рамбам считает варение и еду отдельными заповедями из 613, но запрет получать удовольствие включается в запрет на еду (см. Сефер Амицвот, Запреты, 186-187). Но существуют мнения, что здесь всего одна заповедь, а по некоторым мнениям, все три запрет засчитываются отдельными заповедями (см обсуждение Р. Йерухама Перло к Книге Заповедей Рава Саадии Гаона, 69-ая заповедь).

Ответы на вопросы на сообразительность и на эрудицию:

Чем заканчивается первая часть Шулхан АрухаОрах Хаим?

Последнее, что обсуждается в Орах Хаим – это Пурим Катан (14 число Первого Адара), и что по некоторым мнениям есть мицва устроить трапезу в этот день. Рема заканчивает словами из Мишле (15:15) «У кого сердце весело, у того всегда пир!»

А чем заканчивает Рамбам свои законы Пурима?

Рамбам пишет, что в будущем остальные книги пророков и писаний (кроме Пятикнижия) будут упразднены, но Книга Эстер останется! (Это утверждение взято из Иерусалимского Талмуда, Мегила 1:5, но насчет того, что оно значит, есть много разных мнений, см. например Хасагот Раавада, вопросы и ответы Радбаза, 666, и в вопросах и ответах Рашба 1:93 насчет похожего Мидраша).  

А чем заканчивается Трактат Мегила Талмуда?

Вавилонский Талмуд заканчивает утверждением, что Моше установил, чтобы в праздники изучали законы праздников. Иерусалимский Талмуд заканчивается обсуждением того, что лучше купить бедному человеку: Тефилин или Мезузу, если не хватает денег на то и другое? 

Ответы на вопросы по Халахе:

Можно ли сидеть на скамейке, если рядом положили книгу или сидур?

Шулхан Арух (Йоре Деа 282:7) запрещает сидеть на одном сиденье со свитком Торы, и современные мудрецы считают, что данный запрет распространяется и на напечатанные книги (хотя это неочевидно, ведь и насчет Свитка Торы есть диспут, см. ГР”А к этому месту, и раз не принято вставать когда проносят напечатанные книги, то тем более не должно быть запрещено сидеть на той же скамейке, но обычай быть строгим с этим, и если книга на скамейке, под нее подкладывают что-то, прежде чем сесть рядом).  

Можно ли вешать в синагоге картины или фотографии раввинов?

Вообще не следует вешать картины, которые отвлекают от молитвы (см. Орах Хаим 90:23, см. также обсуждение в Книге «Минхаг Йисраэль – Тора»). То же относится к Сидурам (там же). Тем более, фотографии раввинов, ведь если молящиеся будут кланяться перед ними, это будет выглядеть как идолопоклонство.

Можно ли в синагоге обнимать или целовать друзей?

Шулхан Арух (98:1) пишет, что маленьких детей нельзя целовать в синагоге, и большинство мудрецов считают, что этот запрет относится и к другим людям. Даже если место молитвы не было построено как синагога, есть дополнительная причина на данный запрет: чтобы показать, что любовь к Творцу несоизмерима с любовью к другим. Заметим, что обычай Сефардим целовать руку раввина или отца, после того как он был вызван к Торе, и это разрешается, т.к. этим выполняется мицва их уважать (см. Йехаве Даат 4:12). По многим мнениям, и других людей, которые получили Алию можно поцеловать (см. Ор Лецион 3:45:55, вопросы и ответы Рава Шалома Месас «Шемеш Умаген» 1:39; сам Рав Месас там склоняется, что возможно вообще нет запрета целовать в синагоге взрослых детей, и других людей, которых целуют из уважения, и что Шулхан Арух только запрещает целовать именно маленьких детей, хотя из первоисточников так не выглядит; см. также Писке Тшувот 98:7, пометка 73, что возможно данный запрет в основном относится только во время молитвы).

Поучения, Шутки, Афоризмы:

(Йерушалми, Сота 5а): Рабби Меир преподавал Тору в синагоге по пятничным вечерам, и одна женщина всегда приходила на его лекции. Однажды ночью рабби Меир говорил дольше, чем обычно, и женщина оставалась, пока он не закончил. Когда она добралась до дома, свечи уже догорели. «Где ты была» - спросил ее муж. «Я слушала лекцию Торы» - ответила она. Ее муж тогда сказал ей: «Клянусь, что ты не войдешь в дом, пока не плюнешь в лицо раввину, который читает лекции». Рабби Меир сделал вид, что у него болит глаз и сказал: «Мне нужно, чтобы мне плюнули в глаз, чтобы вылечить его» …  Его ученики были потрясены и спросили: «Ребе, как ты мог позволить позорить тебя таким образом?» Р. Меир ответил: «Честь Меира не важнее чем уважение к Творцу. Если Тора говорит нам стереть имя Всевышнего (для процедуры Соты) ради мира между мужем и женой, тем более можно неуважительно отнестись ко мне по той же причине».

Предыдущая глава