Еврейский Калейдоскоп. Глава Ки Таво.

Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня.

Ответы на вопросы к главе Торы:

И говорил Моше и коэны-левиты, всему Исраэлю так: Внемли и слушай, Исраэль (26:10). Какое уникальное слово здесь использует Тора, и что оно значит?

Слово не встречается больше нигде в Танахе (Ибн Эрза). Большинство комментаторов пытается определить его значение по контексту как слушать, обращать внимание (см. также объяснение Талмуда, Берахот 63б). Митчел Фирст приводит от имени книги профессора Хаима Тавилла, что возможно корень этого слова происходит из Аккадского языка, и означает молчать.

При описании 12 проклятий у гор Гризим и Эйваль, в наших свитках Торы два из них описаны в одной парше (в одном параграфе, без пропуска). Какие?

Стих 27:20, проклинающий того, кто имеет отношения с женой отца, написан в наших свитках в соответствии с мнением Минхат Шай в том же параграфе, что и предыдущий стих (см. также Кесеф Мишна, Законы Тефиллина, Мезузы и Сефер Торы 8:4, Арух Ашулхан, Йоре Деа 275:15).

А в каком месте в нашей главе есть неуверенность, писать ли паршу стуму (закрытый параграф) или паршу птуху (открытый параграф)? (Открытые параграфы, согласно Рамбаму, отличаются тем, что начинаются с начала новой строки).

В стихе 27:9, в обычных изданиях Рамбама (Законы Тефиллина, Мезузы и Сефер Торы 8:4) напечатано, что это закрытая парша, но Р. Йосеф Каро приводит, что в более аутентичных манускриптах написано, что это открытая парша (см. Кесеф Мишна и Арух Ашулхан там же).

Ответы на вопросы на сообразительность и на эрудицию.

Арамейский перевод Таргум Йонатан одной из нечистых птиц в Торе, возможно является примером ономатопеи (звукоподражания). Какая птица это?

Рахам (сорока, Ваикра 11:18) переводится на Арамейский как Шеракрека. Заметьте, что это слово напоминает и русское название сорока, вероятно из-за ее стрекотания скрипящими звуками (см Хулин 63а, смотри также Йешаяху 5:26, заметьте, что похоже и по-русски, слова стрекочет и скрипит являются такой-же ономатопей, сравните также со словами shriek и screech по-английски). (Заметим, что птицы, которые в современном иврите называются - щурковые не имеют отношение к сорокам).

Обычно Раавад (Р. Авраам бен Давид из Поскьера в Южной Франции) постоянно спорит с Рамбамом, иногда используя при этом очень сильные выражения, чтобы выразить свое несогласие с псаком Рамбама (его возражения/нападки хасагот напечатаны практически во всех изданиях Рамбама). А есть ли случаи, когда Раавад наоборот поддерживает Рамбама, и приводит аргументы в пользу его Халахического решения?

Да. Раавад нередко соглашается с псаком Рамбама, и иногда даже приводит доказательства его правильности, отвергая аргументы тех, кто был не согласен с Рамбамом, и отвечая на их возражения (см. например Цицит 2:8 и 3:1, Шебитат Йом Тов 1:14, Сукка 5:22, Маахалот Асурот 10:20, Килаим 10:27, Гезела Веаведа 13:15, Шехеним 9:9, Ховель Умазик 1:18, Меила 7:2).

А с кем еще спорил Раавад в своих возражениях хасагот?

У Раавада есть много Хасагот к Рифу (Р. Йицхаку Алфаси) и к Р. Зерахии Алеви (автору книг Маор, где он сам спорит с Рифом). Эти хасаги Раавада напечатаны обычно в конце изданий Талмуда, под комментариями Рифа.

Ответы на вопросы по Халахе:

Можно ли сделать аннулирование обетов через посланника.

Нет. Но жена может попросить мужа, чтобы он, когда будет аннулировать свои обеты, также попросил судей, чтобы они аннулировали и ее обеты.

Может ли муж быть в суде, который аннулирует обеты жены?

Нет. Хотя другие родственники (например, сыновья и братья), могут аннулировать обеты, муж не может быть одним из судей, аннулирующим обеты его жены.

Шулхан Арух приводит обычай не спать в Рош Ашану. В какое время относится этот обычай?

Этот закон относится только днем. По этой причине, некоторые стараются встать до рассвета, или хотя бы до восхода (но если в результате человек не выспится, и не сможет концентрироваться на молитве, тогда не стоит этого делать). По мнению Аризаля, после молитвы и трубления, можно поспать днем.

Поучительные истории, Шутки, Афоризмы:

Тот, кто всегда пытается следовать мягкому мнению, (то Бет Хилеля, то Бет Шамая) злодей, а тот, кто всегда придерживается строго мнения, про него сказано (Кохелет 2:14): Глупец блуждает во тьме. Но нужно либо следовать Бет Шамай и в мягкую и в строгую сторону, либо Бет Хилель (Эйрувин 6б, Рош Ашана 14б).

Предыдущая глава