Еврейский Калейдоскоп. Глава Эмор.

Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня.

Ответы на вопросы к главе Торы:

В нашей главе описываются ближайшие родственники коэна, которых он имеет права хоронить. А какой общий закон траура, несвязанный с чистотой коэна, учится отсюда?

Общие законы о том, к кому относятся законы траура, учатся из нашей главы. Хотя есть небольшое различие: коэн хоронит сестренку, только если она девушка и не была замужем, а законы траура соблюдаются по любой сестре. Вдобавок, если брат или сестра только по матери, а не по отцу, то коэн их не хоронит, но законы траура относятся.

А кто из родственников не упомянут открыто в Торе (и согласно Рамбаму, в этом случае на самом деле разрешение коэну становиться нечистым ради похорон – раввинское)?

Жена в списке родственников не упоминается, но Хазаль находят подсказку, что и к кошерной жене относится разрешение коэну становится ритуально нечистым, участвуя в похоронах. Рамбам же считает, что это всего лишь «асмахта», т.е. не закон Торы (см. Рамбам, Законы Авеля, 2:7).

Если у женщины отец нееврей, разрешена ли она коэну?

Согласно Рамбаму, да, но по большинству мнений – нет. Халаха следует строгому мнению, но если они уже поженились, то не обязаны разводиться. (Также в случае нерелигиозной пары, живущих как муж и жена, которые стали соблюдать, и им хотят сделать Хупу, некоторые разрешат в данной ситуации, даже если он коэн, а она дочь нееврея и еврейки).

Ответы на вопросы на сообразительность.

Какой стих в Мишле подсказывает одно из качеств болвана из Пирке Авот, (см. ниже в секции «Истории, Шутки, Афоризмы»)?

Мишле 18:13: Отвечающий прежде, чем выслушает, – глупость это его и стыд.

Ономатопея - это звучание слова, вызывающее смысловую ассоциацию, например, тикать, квакать, каркать, мяукать и т.п. А где Тора возможно использует ономатопею по отношению к звукам которые издает пиявка, а Зоар ту же самою ономатопею  использует по отношению к собакам?

Мишле 30:15: У пиявки две дочери: δα δα  Ѓав, Ѓав», как бы говоря «давай, давай», «δα» по-арамейски «давай»). Возможно, здесь используется  ономатопея: чмоканье, которые производят пиявки похоже на δα. А Зоар (3:124а) использует эту ономатопею для гавкающих собак (см также Р. Бахье, Шемот 11:7).

Ответы на вопросы на эрудицию:

В каких законах Хазон Иш обсуждает теорему Пифагора?

В законах Килаим (12:1). Этот трактат занимается разными запретами смешивания, включая «смешивание» семян при посеве, и здесь нужны определенные знания геометрии. Заметим, что другой трактат, где пригодятся знания геометрии – это Эйрувин, где в том числе исследуются расстояния на которые можно выходить за пределы города в Шаббат; когда-то мой школьный учитель математики, который был соблюдающим евреем, написал статью в математическом журнале на эту тему. Другие области математики тоже нужны для понимания Торы, например комбинаторика помогает понять трактат Киним про птиц, которые приносили роженицы; также знания математики необходимы при изучении трактата Йевамот, Нида, и других.

Как известно, неевреи разделили некоторые Книги нашей Библии на две части, например вся Книга Царств – по еврейской традиции является одной книгой. А какие две Книги в Кетувим, написанные двумя разными авторами, у нас считаются одной Книгой, (и писали на одном пергаменте), и почему?

Книги Эзры и Нехемии у нас пишутся на одном свитке. Талмуд объясняет причину: Нехемия слишком возгордился своими достижениями, критикуя правителей до него, и за это его книгу не назвали его именем, а присоединили к книге Эзры. (Кстати, если неуверенность, в каком порядке происходили события, хотя у нас книга Эзры написана первой, но возможно это не потому, что Эзра приехал на Святую Землю раньше, а чтобы весь свиток назывался его именем).

Ответы на вопросы по Халахе:

Если человек сказал «сегодня лаг баомер», выполнил ли он заповедь считать омер?

Есть неуверенность на этот счет. Во всяком случае, если человек случайно сказал вечером, что сегодня лаг баомер, по многим мнениям, он еще может сделать  благословение, когда будет считать сфиру, и мы не говорим, что может он уже выполнил заповедь.

Можно ли стричь волосы сефардскому ребенку в лаг баомер?

Хотя взрослые Сефардим не стригут волосы в лаг баомер, детям можно это делать. Более того, по многим мнениям, детям вообще можно стричь волосы во время сфиры. Также, Сефардские мудрецы (Р. Овадия Йосеф, Р. Бен Цион Аба Шаул) разрешают женщинам стричь волосы во время Сфиры.

Можно ли сефардим делать свадьбу в лаг баомер?

Нет. Сефардим должны ждать следующего дня, (но если требуется, можно сделать свадьбу в ночь после лаг баомера).

Истории, Шутки, Афоризмы:

Семь качеств относятся к болвану, а семь – к мудрому. Мудрый не высказывается первым, перед тем, кто мудрее, и не перебывает, и не торопится отвечать, спрашивает по существу и не дает уклончивых ответов, и на первый вопрос отвечает сначала, а потом на второй. Если он не знает ответа, он так и говорит, и (если ошибся), он признает правду,  а болван все это делает наоборот. (Пирке Авот 5:7).

Когда умер Р. Меир, Р. Йехуда сказал своим ученикам, чтобы они не пускали учеников Р. Меира на занятия, дескать, они не Тору хотят учить, а будут лишь закидывать риторическими вопросами. В результате, один из учеников, Сумхус, все-таки протиснулся на занятия и сказал, что согласно Р. Меиру невозможно сделать Кидушин женщине с помощью порции святой жертвы, которую дают в Храме коэну (и которую нельзя выносить из Храма). «Я же Вам говорил не пускать их», рассердился Р. Йехуда. Откуда в Храме быть женщине? (Дальше Талмуд таки объясняет, что вопрос может быть релевантным, подобная ситуация может возникнуть, например, если женщина сделала коэна посланником, чтобы принять Кидушин или если она все таки вошла в Храм. Наверно и Р. Йехуда учитывал эти возможности, но считал данные ситуации слишком маловероятными, и не хотел на это отвлекаться, Кидушин 52б, см. также Назир 49б).

Предыдущая глава