Еврейский Калейдоскоп. Глава Хае Сара.

Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня.

Ответы на вопросы к главе Торы:

Шулхан Арух пишет, что если отец запрещает сыну жениться на определенной женщине, сын не обязан подчиняться. Согласно Р. Симхе из Двинска, это подсказано в нашей главе. Где?

Авраам повелел своему слуге Элиэзеру не брать жену для Йицхака из дочек Кенаана, но раз Авраам не обратился к самому Йицхаку, то видимо Йицхак не обязан был бы послушаться (Мешех Хохма 24:7, см. там же почему тогда Йицхак повелел Якову не брать в жены Кенаанейку).

Элиэзер дал Ривке сережку, весом в пол-шекеля (порядка 10 грамм). А как можно носить такую тяжеленую сережку?

Согласно Ибн Эзра (24:22), эта сережка свисала на цепочке со лба и висела около носа (см. также «Эмет ЛеЯков»).

Какой обычай во время свадьбы учится из того, что Ривка покрыла лицо вуалью (Берешит 24:65)?

Принято во время свадьбы перед Хупой покрывать невесте лицо, «бедекен» на идиш (Махариль, Минхагим, Нисуин).

Ответы на вопросы на сообразительность и на эрудицию.

А какие существуют «малые Трактаты» (они обычно напечатаны в стандартном издании Талмуда города Вильнюса в томе с трактатом Авода Зара).

Авот Дерабби Натан (комментарий к Пирке Авот), Софрим (законы молитв и святых книг), Семахот (законы траура), Кала и Кала Раббати (про женитьбу), Дерех Эрец Рабба и Зута (про правильное и этическое поведение), Гейрим (прозелиты), Кутим (Самаритяне), Авадим (слуги), Сефер Тора, Тефилин, Цицит и Мезуза.

В каких законах мы следуем мнению Бет Шамай?

Хотя есть диспут насчет некоторых деталей, согласно Раву Амраму Гаону (в законах Криат Шема), мы следуем Бет Шамай всего в шести законах, причем  три из них связаны с деталями законов цицит, и закон, что в Сукке должен помещаться стол. Также мы следуем Бет Шамай в двух законах трапезы: сначала убирают с пола упавшие кусочки хлеба, а потом моют руки после еды, и если ушел, забыв сделать Биркат Амазон, нужно вернуться на то место где ел, (кстати в этом Рамбам постановляет как Бет Хилел).

Стих в Мишле (26:10) можно перевести как: «Мастер может делать все, он тот кто нанимает глупца, все равно что нанял прохожего» или: «Спорщик портит все вокруг, и он единственный, кто нанимает глупцов и проходимцев». А как переводит этот стих наш Арамейский Таргум?

Арамейский перевод данного стиха весьма отличается от Масоретского Текста, и звучит по-русски примерно так: глупец сильно ранит свою плоть, а пьяному море по колено (видимо переводчик считал, что огласовка последних слов стиха вместо åÀùÒëÅø òÉáÀøÄéí – «нанимающий прохожих», åùÑÄëÌÉø òáø éí  - «пьяный переходит море», а про первою половину стиха можно только догадываться).

Ответы на вопросы по Халахе:

Включается ли в шиур «кезаит» пища, которая застревает между зубами?

Пища, застрявшая между зубами не включается в шиур «кезаит» (см. Шевет Алеви 10:44).

Если человек думал, что уже закончил есть или пить, и сделал благословение Боре Нефашот, а потом увидел, что у него осталась еда в тарелке или питье в стакане, что теперь делать?

Есть неуверенность на этот счет, поэтому лучше сделать перерыв, (или прогуляться), а потом сделать новую броху на то, что осталось (см. Биур Халаха, 190 «Йиварех», см. также Писке Тешувот 179:5).

Если человек ел и пищу, на которую делается благословение «Меэн Шалош» и «Боре Нефашот, можно ли сделать одно благословение, пока он еще не закончил есть второй вид пиши? Например, он съел пряник и пьет молоко, и он хочет сделать пока броху «Ал Амихъя», и продолжать после этого допивать молоко, и потом сделать «Боре Нефашот», можно ли так поступить?

Да, можно (см. Писке Тешувот, там же).

Поучения, Шутки, Афоризмы:

Однажды, во время голода Реббе открыл голодающим доступ в свои хранилища, но поставил условие, что приходить могут только знающие Тору, а не необразованные. Когда пришел Йонатан бен Амрам, Реббе стал его экзаменовать: «Сын мой, ты знаешь Письменную Тору?» «Нет». «А Устную Тору?» «Нет». «Тогда чем я могу тебя накормить?» «А Вы дайте мне, как собаке или вороне». Реббе пожалел его и накормил, но когда он ушел, Реббе стал расстраиваться, что он потратил на необразованного еврея пишу, [которая могла быть использована для изучающих Тору.] Тогда сын Реббе сообщил ему, что это был Йонатан бен Амрам, который прикинулся необразованным, чтобы не получать выгоду из своего знания Торы. После этого Реббе стал пускать и кормить всех (Бава Батра 8а).

Ответы

Предыдущая глава