Еврейский Калейдоскоп. Глава Ахаре Мот.

Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня.

Вопросы для детей (Тора для «младших школьников»):

Какие запреты относятся к Йом Кипуру? Откуда они учатся?

Нельзя есть, пить, носить кожаную обувь, мыться, втирать масла в кожу, иметь супружеские отношения. Все это учится из слова «инуй» (присмиряйте свои души, хотя по многим мнениям, Тора запрещает только есть и пить, а остальное – запреты раввинов). Вдобавок, Тора запрещает делать работу в Йом Кипур.

Сколько раз Коэн Гадоль заходил в Святую Святых в Йом Кипур? А сколько раз он окунался в микве?

Коэн Гадоль заходил в Святую Святых четыре раза: сначала он оставлял там кеторет (воскурение благовоний), потом прыскал кровь быка, потом – кровь козла, и в конце заходил, чтобы забрать кеторет (см. Тосефта Келим 1:7, комментарий Р. Овадия Бартенуро к Мишне Келим 1:9, см. также Рамбам, Биат Амикдаш 2:3). В микве он окунался 5 раз: перед началом службы, и потом каждый раз, когда он сменял одежду (Мишна Йома 3:3).

Какие две страны упоминает Тора в нашей главе как особо развратные, и сообщает нам не поступать как они?

Египет и Кенаан (Вайикра 18:3).

Какие два отрывка из нашей главы мы читаем в Йом Кипур? А какой еще отрывок не из нашей главы читают в Йом Кипур?

Утром мы читаем отрывок про сам Йом Кипур, а в минху – отрывок про запретные связи. Также утром мафтир читает из второго свитка отрывок из главы Пинхас, про дополнительные приношения (мусаф) Йом Кипура.

В каких случаях можно жениться на сестре жены? А на бывшей жене брата?

На сестре жены можно жениться после смерти жены, а на жене брата, только если брат умер бездетным (когда делается йибум).

Как может получиться, что женщина говорит мужчине: «Как дела, брат? Как поживает твой отец, брат моего сына?»

Допустим, Яков женился на Дине, дочери Леи, а его сын Реувен женился на Лее. У Якова родился сын Шимон, а у Леи сын Леви. Дина может сказать Леви: как дела, мой брат по материнской линии? Как поживает твой отец (Реувен), брат моего отца (по отцовской линии)? (Бен Иш Хай, первый год обучения, Паршат Шофтим, 20).

Вопросы к главе Торы:

Откуда мы знаем, что в Йом Кипур запрещены те же работы, как в Шаббат, а не как в обычный Йом Тов?

По отношению в Субботе и к Йом Кипуру Тора говорит, что запрещена «мелаха» (работа), а в Йом Тов, Тора запрещает только «м’лехет авода» (определенные виды работ, но разрешает приготовление пищи, см. также Шемот 12:16). Вдобавок Йом Кипур также как Суббота называется «Шаббат Шаббатон» (см. Вайикра 23:32), но обычные Йом Товы так не называются. Разумеется, логично что в Йом Кипур запрещены те же работы, что и в Субботу, ведь зачем Торе разрешать готовить в Йом Кипур, если все равно нельзя есть?

А существуют ли различия в отношении запрещенных работ в Йом Кипур по сравнению с Субботой?

В отношении запрета ношения на улице, в Талмуде (Критот 14а) приводится мнение, что Йом Кипур подобен Йом Тову а не Субботе, но Талмуд это мнение отвергает, и согласно халахе все запреты работ в Шаббат относятся и в Йом Кипур. Но было одно различие в раввинском законе, согласно которому разрешали в конце Йом Кипура (который не попал на Шаббат) перебирать зелень и колоть орехи, приготавливаясь к трапезе после наступления ночи (чтобы людям было чем заняться и легче скоротать пост) но и это разрешение позже отменили (см. Орах Хаим 611:2). 

В нашей главе описывается запрет жениться на тете, а также на жене дяди. В каких случаях этот запрет из Торы, а когда это только раввинский запрет?

В случае тети, которая кровная родственница, запрет относится из Торы всегда: и к сестре матери (по матери или по отцу), и к сестре отца (по матери или по отцу). А вот жена дяди запрещена из Торы, только если дядя – брат отца по отцу. Во всех остальных случаях, жена дяди запрещена раввинами. (Возможно причина в том, что родственники по отцу обычно жили вместе, так как у них было общее наследие, поэтому вероятность соблазнить именно жену брата отца, после смерти ее мужа, была большей).

Вопросы на сообразительность и на эрудицию:

От какого слова происходит слово äâãä (Пасхальная Хагада)?

Лехагид – значит «сообщать». Чтением Хагады мы в первую очередь исполняем заповедь Торы вспомнить самим и сообщить своим детям об Исходе из Египта.

В чем разница между словами äâãä и àâãä (Хагада и Агада)?

Агада – это Арамейское слово, которое значит то же самое что Хагада. Поэтому эти слова взаимозаменяемы (кстати, т.к. ивритская буква ä звучит как английская буква h и гораздо слабее русского х, то многие и слово äâãä произносят по-русски как Агада).

Имеет ли отношение Агада в Талмуде к Пасхальной Хагаде?

Агадой в Талмуде обычно называют части Талмуда, не занимающиеся практической халахой. Разумеется, слово Агада здесь значит то же, что и в случае Пасхальной Агады: сказания, притчи, изречения. Большая часть Агадот дополняют Библейское повествование, или рассказывают об историях, которые произошли с раввинами и другими людьми.  

Вопросы по Халахе:

Если женщина сказала шехехеяну во время зажигания свечей, следует ли ей делать шехехеяну во время кидуша?

По большинству мнений, если женщина уже сказала шехехеяну, и она сама делает кидуш, то ей не следует делать снова шехехеяну (а когда он делала шехехеяну, ей следует иметь в виду, покрыть и другие мицвы, например, еду мацы). В особенности это относится, когда зажигают свечи (от горящего огня) во вторую ночь Йом Това.

Если забыли в первую ночь упомянуть Шаббат во время кидуша, что теперь делать?

Нужно заново сделать благословение кидуша (полностью, включая и Йом Тов и Шаббат). Разумеется, если стакан уже выпили, то его следует снова наполнить, произнести благословение, и потом выпить.

А если забыли сказать про Шаббат в Шмоне Эсре? А если упомянули Шаббат посередине четвертого благословения, но забыли упомянуть в конце (закончили Мекадеш Йисраэль Вехазманим, а не Мекадеш Хашабат ВеЙисраэль Вехазманим), выполнили ли заповедь?

Если вообще не упомянули Шаббат то заповедь не выполнили, и если Шмоне Эсре еще не закончили, то возвращаются в четвертому благословению, а если закончили, то нужно молиться заново. А если посередине сказали про Шаббат, а в хатиме (в конце брохи) упомянули только Йом Тов, то возвращаться не нужно.

Поучения, Шутки, Афоризмы:

[Почему Кульминация Песаха – это Шавуот, который через 50 дней, но кульминация СуккотаШмини Ацерет следует сразу после Суккота?] У царя было много сыновей, некоторые фили далеко, а некоторые – рядом. Когда сыновья, которые живут недалеко, покидали царя, он не расстраивался, т.к. они всегда могут снова его навестить. Но когда сыновья, которые живут далеко, хотели уезжать, он просил их остаться еще на день. Также и Всевышний, отпускает евреев после паломничества в Песах, потому что потом им легко вернуться снова в Шавуот. Но после Суккота начинаются дожди, и вернуться в Иерусалим непросто, поэтому Всевышний повелел остаться на еще один день, и потом уже возвращаться домой (Псикта Дерав Кахана 28:1, см. также ГР”А, Адерет Элияху к главе Эмор).

Ответы

Предыдущая глава