Глава Эмор.

 

Лерефуа шлема шель Раиса бат Соня.

 

 

1. Тора пишет, что коэнам нельзя «оскверняться» от мертвого тела, и Талмуд объясняет, что им запрещено даже заходить в здание, где находятся скелеты, или части трупа. Как же тогда коэн может посетить больницу, где часто находятся части мертвых тел? И даже в классах биологии нередко есть скелеты, как же коэну зайти в школу?

 

На самом деле это непростой вопрос, но некоторые раввины разрешают, когда очень требуется положиться на мнение, что нееврейское мертвое тело передает нечистоту только при прямом контакте. Согласно этому коэну можно зайти в здание, где находится скелет или части тела нееврея. Но, разумеется, в местах, где в основном живут евреи, коэн не может заходить в больницу пока не удостоверится, что там нет частей трупов. В некоторых еврейских районах разные филиалы больницы специально разделяют так, чтобы по закону можно было зайти например в место где находятся роженицы, даже если в соседнем здании есть трупы. В конкретных случаях, коэн должен проконсультироваться с раввином.

 

2. Относятся ли какие либо какие-либо особые законы для дочек коэна?

 

Особые запреты коэнов относятся только к их сыновьям, а не к дочкам. Но у дочки коэна были определенные привилегии, например разрешение есть Труму. Также, например первенца дочки коэна (и дочки левита) не требуется выкупать.

 

3. Про коэна, который стал нечистым, Тора пишет (22:7): «И зайдет солнце и очистится, и после этого он сможет есть свою святую пищу». Что имеется в виду под словами «очиститься», ведь окунание уже было упомянуто в предыдущем стихе?

 

Простой смысл – что полностью очиститься сам коэн (Ибн Эзра). Хотя частично он стал чистым после окунания, процесс очищения не завершается пока не закончится день. Но Хазаль (Берахот 2а) считают, что слово «очистится» означает очищение неба от света, т.е. недостаточно подождать захода солнца, но нужно ждать выхода звезд.

 

4. Тора говорит, что после «Шаббата» мы должны считать семь недель до Шавуота. Почему же мы считаем не после Шаббата, а после первого дня Песаха?

 

У Хазаль есть много объяснений, почему мы считаем именно после Йом Това (см. Менахот 65б-66а). Самое простое состоит в том, что если бы имелась в виду Суббота, то какая именно Суббота? (Заметим, что по мнению автора Кузари 3:41, Тора оставила вопрос с какого времени считать в руках мудрецов, и возможно когда-то действительно считали от Субботы, как простой смысл Торы, но в каком то поколении решили считать со дня после Песах, т.к. и праздник называется иногда Субботой, см. также Ибн Эзра и Шадаль.)

 

5. В чем связь между хлебами, которые приносили в Храм в Шавуот, и хлебной жертвой Омер?

 

После приношения Омера, можно есть «ходеш» - злаки нового урожая. А после принесения двух хлебов в Шавуот, можно было в Храме приносить хлебные жертвы из нового урожая.

 

6. Как называет Тора в нашей главе праздник Рош Ашану?

 

«Шабатон Зихрон Труа» – «Суббота памятного трубления».

 

7. В чем смысл праздника Шмини Ацерет и где еще он упомянут в Торе?

 

Это кульминация Суккота, но является отдельным праздником. Его связь с Суккотом подобна связи Шавуота с Песахом. Шмини Ацерет упомянут еще только раз в главе Пинхас, когда описываются дополнительные жертвы Мусафа этого праздника.

 

Вопросы по Халахе (Сфират Аомер):

 

8. Можно ли женщинам стричь волосы во время Сфиры?

 

Ашкеназким женщинам обычно нельзя (кроме замужних женщин, у которых слишком отросли волосы и их трудно покрывать), а Сефардским женщинам, Р. Овадия Йосеф разрешает.

 

9. Можно ли мальчику, у которого Бар Мицва во время Сфиры постричься?

 

Многие разрешают.

 

10. Можно ли во время Сфиры включить музыку во время трапезы Брит Милы или Бар Мицвы?

 

Есть на что положиться.

 

Вопросы на эрудицию:

 

11. Талмуд цитирует мнение Вавилонского мудреца, что ученики Р. Акивы умерли от болезни, но существует и другое предположение. Какое?

 

Талмуд сообщает, что ученики Р. Акивы умерли от определенной болезни, ведущей к удушению. Но возможно, что они погибли в борьбе Бар Кохбы против Римлян (см. также письмо Р. Шриры Гаона, 10, как известно, Рабби Акива поддерживал Бар Кохбу, считая его Машиахом). Разумеется, после подавления восстания невозможно было открыто говорить об истинной причине их смерти, т.к. начались одни из самых страшных преследований за нашу историю (это поколение называли поколением «шмада»). Не исключено также, что многие бойцы действительно умерли от болезни, приводящей к удушению, как считает Талмуд, так как им приходилось прятаться от Римлян в жаркой пустыне и в пещерах.

 

12. Какая последняя буква в имени Акива: Алеф или Хей?

 

В Вавилонском Талмуде и как правило в Мидрашах его имея написано через Алеф, а в Иерусалимском Талмуде оно чаще пишется через Хей. Когда-то Р. Йицхак из Вены был неуверен в этом  вопросе (и соответственно в том, как написать имя «Акива» в «гете»), и ему приснился стих «Ор Заруа Лацадик Улишре Лев Сеимха», последние буквы которого Р. Акива (через Хей).

 

13. Согласно Талмуду Р. Акива прожил 120 лет. А кто еще из мудрецов Мишны, по мнению Хазаль, прожил столько же лет?

 

Талмуд считает, что и Р. Йоханан бен Закай дожил до 120, а в другом месте (Сифри, глава Везот Абраха) Хазаль считают, что также Хилел прожил 120 лет.

 

Ответы

 

 Перейти к предыдущей главе