Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня.

 

Ответы к главе Экев.

 

1. Тора сообщает нам, что если человек ел хлеб и насытился, он должен делать благословение. А в каком количестве нужно есть, чтобы благословение после еды было из Торы?

 

По некоторым мнениям, даже тот, кто съел только кезаит хлеба, должен делать благословение из Торы. Другие считают, что нужно съесть размер с яйцо (кебейца). Но по большинству мнений, только тот, кто наелся, делает благословение из Торы. При этом некоторые считают, что если очень голодный человек поел столько, сколько насытило бы среднего человека, то его благословение из Торы, даже если он сам не наелся. Есть диспут, если человек наелся разной пищей, но также поел кезаит (или кебейцу) хлеба будет ли его Биркат Амазон из Торы (см. подробно последние Мишна Берура и Биур Халаха к главе 184). Некоторые считают, что если человек хочет пить, то его Биркат Амазон из Торы, только если он попил, иначе его благословение после еды только раввинский закон.

 

2. Берегись, чтобы не забыл ты Господа, Б-га твоего, не соблюдая Его заповеди и высокомерным станет сердце твое, и забудешь ты Господа, Б-га твоего (Деварим 8:11-14). Некоторые Ришоним учат из этого стиха одну из 613 заповедей. Какую?

 

По мнению Семага и Смака, здесь описывается заповедь не быть гордым, потому что гордец забывает Творца (см. Сота 4б). (Интересно, что Рамбан понимает одиннадцатый стих буквально, и учит из него, а также из стиха 6:12 в предыдущей главе, заповедь не забывать Творца).

 

3. Почему Тора говорит, что когда Моше молился о прощении за грех золотого тельца, Всевышний ответил также в этот раз (9:19). А когда раньше Моше молился за наш народ?

 

Одно из объяснений: вначале после греха золотого тельца Моше сразу помолился за наш народ, чтобы мы все не были уничтожены в одно мгновение. Позже он молился 40 дней за полное прощение. Другие объясняют, что имеются в виду разные предыдущие молитвы Моше, например у моря.

 

4. А что Талмуд учит из этого стиха?

 

В трактате Брахот (32б) говорится, что тот кто долго молится, как правило получит ответ.

 

5. Почему после описания греха золотого тельца, Тора вдруг пишет о событиях, которые произошли через 40 лет (10:6): А сыны Исраэля отправились в путь от источников Бене Йаакан в Мосеру, там умер Аарон и был погребен там, и священнослужителем стал Элазар, сын его?

 

Некоторые объясняют, что т.к. сначала Всевышний хотел наказать Аарона за грех золотого тельца, то Тора здесь подчеркивает, что Аарон умер намного позже, в последний год странствий нашего народа.

 

6. Хотя в предыдущем стихе написано, что евреи путешествовали из Йаакана в Мосеру, в главе Массе (33:31) написано наоборот: И отправились в путь из Мосерота, и расположились станом в Бене-Йаакане. Как объяснить это противоречие?

 

Некоторые считают, что Мосеру и Мосерот это разные места (см. Ибн Эзра). Другие объясняют, что на самом деле евреи вернулись назад, когда после смерти Аарона их покинули облака Всевышнего (см. Раши, см. также Рамбан для других объяснений).

 

7. Наши мудрецы сообщают, что есть мицва произносить по 100 благословений в день. Каким образом Талмуд учит это из стиха в нашей главе (10:12): А теперь Израиль, что Всевышний Ваш Бог просит от Вас?

 

Есть много мнений о том, как именно этот стих подсказывает сто благословений. Некоторые считают, что в этом стихе сто букв (но в наших свитках это не так). Другие говорят, что если слово Ма (что) перевернуть на противоположные буквы алфавита Йод-Цади (Мем тринадцатую букву, на Йод десятую букву, и Хей пятую букву, на Цади восемнадцатую букву), то суммарная гематрия будет 10+90=100.

 

 

 

Вопросы по Халахе:

 

 

8. Если человек помолился, когда ему хотелось в туалет, выполнил ли он заповедь?

 

Лехатхила не следует молиться, когда хочется в туалет, но после факта, если человек мог потерпеть 72 минуты, его молитва засчитывается. (А если ему нужно было только по маленькому, то по некоторым мнениям его молитва засчитывается после факта, даже если он не может потерпеть 72 минуты).

 

9. Если в туалет захотелось посередине молитвы, что делать?

 

Посередине Шмоне Эсре человек не прерывается, а заканчивает молитву.

 

10. Если после молитвы оказалось, что рядом с молящимся находился горшок с мочой, или памперс с калом, нужно ли молиться заново?

 

Если в месте, где он молился, не ожидалось, что найдутся эти вонючие предметы, то он не виноват, что ему не повезло, молитва засчитывается.

 

Вопросы на эрудицию.

 

11. В стихе (11:4) в наших свитках Торы написано: Берадфам Ахарехем (когда [Египтяне] погнались за вами), но существует традиция, согласно которой написано по другому, и значение другое. Какое?

 

По некоторым традициям, Ахареhем написано через Хей а не Хаф, и значит за ними. Согласно этому имеется в виду, что воды погнались за Египтянами.

 

12. В стихе 11:12 с начала года написано необычным образом. Почему?

 

Слово Решит (начало) написано без буквы Алеф. Согласно Талмуду, это подсказывает слово Раш - бедняк. Если евреи молятся в начале года (в Рош Ашану), как бедняки, то у них будет хороший и богатый год в конце.

 

13. Слово Тотафот появляется в Торе три раза, всегда по отношению к головному Тефилину: в главах Бо, Ваэтханан, и в нашей главе. В чем различие написания этого слова, и что вообще это слово означает?

 

Среди Ришоним существует 4 мнения о том, как писать это слово в разных местах (см. Минхат Шай). В наших свитках Тотафот пишется без Вавов в главе Ваэтханан, но с буквой Вав в нашей главе, и в главе Бо. Согласно нашим свиткам, этот Вав пишется между двумя буквами Тет, а не между Пэй и Тав. Само слово Тотафот возможно значит головное украшение (кокошник).

 

 

Ответы

 

Предыдущая глава