Глава Бехар.

 

Вопрос:

 

В этой главе мы учим о законах шмиты. Земля Израиля должна отдыхать каждый седьмой год, а также каждый 50-ый год. Каково значение этих заповедей?

 

Ответ:

 

Вообще цикл шмиты подобен еженедельному циклу и намекает на семь дней создания. Семь дней недели соответствуют семь нижним Сфирам, и семи тысячам лет истории мира[1].

 

День

Создание

Сфира

События тысячелетия

1

Свет

Хесед

жизнь Адама

2

Разделение вод

Гевура

Великий Потоп и Вавилонская Башня

3

Земля и деревья

Тиферет

Дарование Торы и построение первого Храма

4

светила

Нецах

История двух Храмов

5

Морские животные

Ход

Долгое изгнание

6

животные и Адам

Йесод

продолжение изгнания, и в конце приход Машиаха

7

отдых

Малхут

вечный отдых

 

В первый день был создан свет. Соответствующее тысячелетие полно света, поскольку Адам был все еще жив, и люди еще не поклонялись идолам. Во второй день создания, не говорится "ки тов" (это было хорошо). Этот день соответствует Гевуре (суду). В течение одной тысячи лет люди заслужили уничтожения, и был послан Великий Потоп. Более поздние поколения не выучили свой урок, и они построили Вавилонскую Башню.

 

В третий день создания, Тора говорит "ки тов" дважды. В течение третьего тысячелетия, соответствующего Тиферет, Авраам и его семья начали изменять мир. В течение этого тысячелетия наша нация получила Тору, вошла в землю Израиля и построила Первый Храм. Этот Храм простоял 410 лет, в основном в течение следующего тысячелетия, соответствуя Сфире Нецах. Два светила, созданные в четвертый день - большое и малое соответствуют истории двух Храмов.

 

В пятый день были созданы рыбы. Люди в соответствующем тысячелетии стали как рыбы, едящие друг друга[2]. Исторически этот период вообще называют "Средневековьем". Это тысячелетие - время нашего изгнания. Соответствующая Сфира "Ход" – с левой стороны, и имеет те же буквы, как слово «болеет» (Дава[3]). Изгнание продолжается в начало шестого тысячелетия, соответствуя животным, созданным в начале шестого дня. Создание Адама соответствует времени Машиаха[4].

 

Заметьте параллель между первыми тремя днями создания и следующим тремя.

 

1

Свет

4

Светила

2

Вода

5

морские животные

3

деревья на земле

6

животные и люди на земле

 

В первый и четвертый дни, соответствуя Сфирам правой стороны Управления, был создан свет. Во второй и пятый дни - были созданы воды и их содержимое, супротив левой стороны Управления. Третий и шестой дни соответствуют середине, и в эти дни создавались суша и то, что на ней.

 

Согласно Рамбану (25:2), Рабейну Бахъе (25:8) и другим ранним Каббалистам, пятидесятилетний цикл юбилейных лет также намекает на 50 тысяч лет. Эти мудрецы имели традицию, что семилетние периоды истории мира должны повториться семь раз[5]. Очевидно, мы очень мало понимаем то, как исправления этих семилетних циклов относятся друг к другу и что случится в будущем. Мы будем ждать Машиаха и Элияху, которые объяснят этот вопрос вместе со всеми другими неуверенностями.

 

 

 

Глава Бехукотай.

 

Вопрос:

 

В этой главе мы узнаем о наказаниях и о предсказанном изгнании нашей нации. Когда и как точно эти предсказания осуществлялись, и какие события привели к их исполнению?

 

Ответ:

 

В нашем комментарии к главе Лех Леха мы начали обсуждать два изгнания нашей нации, предсказанной двумя упреками: в этой главе и в главе Ки Таво. Мы теперь обсудим эту тему в больших деталях. Как мы упоминали, наши мудрецы[6] учат нас, что изгнание в Вавилон и спасение из него были предсказаны в этой главе, в то время как Римское изгнание предсказано в главе второго упрека[7].

 

Рамбан (26:16) обсуждает конкретные пророчества, выполненные в течение этих двух изгнаний. Особенности двух изгнаний отличны во многих аспектах. Грехи поколений, которые привели к этим двум наказаниям, также отличны[8]. Главной причиной первого изгнания было идолопоклонство[9]. Действительно наша глава описывает это нарушение множество раз. Здесь же предсказываются и разрушения Святого Храма и (лехавдил) наших различных идолопоклоннических алтарей и языческих храмов.

 

Изгнание, описанное здесь - полное изгнание со Святой Земли, оставшейся пустынной в течение стольких лет, сколько мы не давали ей отдыхать в годы шмиты и йовеля[10]. Предсказанное освобождение из этого изгнания – не полное. Тора не говорит, что Всевышний простит все наши грехи или соберет нашу всю нацию назад, но только упоминает, что мы признаем наши грехи, и Он вспомнит о союзе, которое Он заключил с нашими предками[11].

 

С другой стороны относительно поколения второго изгнания не упомянут никакой определенный грех. В частности, идолопоклонство полностью отсутствует во всем упреке главы Ки Таво. Действительно еврейский народ в те времена не был виновен в идолопоклонстве[12]. Само разрушение Второго Храма также не упомянуто открыто. Причина в том, что во Втором Храме на самом деле не было высокого уровня открытия Б-жественного Присутствия. Весь период времени Второго Храма, до известной степени считался продолжением изгнания[13].

 

Люди, которые завоевали наш народ в течение периода Второго Храма, описаны в главе Ки Таво, как беспощадная нация, которая придет издалека, чей язык мы не будем знать. Это вполне относилось к Римлянам, т.к. Италия находится далеко от Святой Земли, и еврейский народ не знал латынь (в то время как они были знакомы с арамейским языком вавилонян). Нация второго изгнания сравнивается с орлом (Деварим 28:49), и действительно орел был символом римских армий.

 

Изгнание, описанное в главе Ки Таво, не затрагивает всю нацию одновременно, а скорее это медленный процесс "иностранца среди нас поднимающегося все выше и выше, в то время как мы падаем все ниже и ниже" (Деварим 28:43). Именно так и произошло, когда Ирод был назначен Римлянами царем нашей нации. Будучи Эдумеем, он и большинство его потомков практиковали политику высасывания крови нашего народа и использования денег, для строительства греческих городов. Глава предсказывает постепенный процесс, когда у нас отнимают все имущество, и даже наших детей. В конце предсказано, что евреи будут увезены в Египет судами и проданы в рабство, но не будет покупателей[14]. Именно так и случилось, когда Тит заполнил целые суда евреями, и рыночная цена на еврея в Египте упала ниже цены пищи для лошади.

 

Второе изгнание не предсказано на определенный срок. Избавление из него прибудет после длительного периода времени[15], после того, как мы рассеемся с одного конца мира к другому (Деварим 28:64; 30:4). Мы будем спасены только после полного раскаяния, но на сей раз восстановление будет полным и заключительным. Всевышний полностью возобновит Свой союз с нами, и Его Присутствие будет среди нас. Как мы знаем, процесс движения Тешувы уже начался. Каждый день все больше евреев становится соблюдающими, и мы ждем каждый день обещанного избавления!

 

 

 

Перейти к следующей статье  

 

Перейти к предыдущей статье

 

 

 

 

 

 



[1] См. Рамбан, Берешит 2:3; Вайикра 25:2. Шмита уподобляется Субботе и поэтому Тора настолько строга по отношению к Шмите, и наказывает ее несоблюдение изгнанием. После семи тысячи лет, мир будет обновлен и приготовлен к вечному состоянию (см. Талмуд, Санхедрин 97а). См. также Рамхаль, (Клах Питхе Хохма, 98) насчет того, что произойдет в следующие три тысячи лет.

 

[2] См. Талмуд, Авода Зара 4а.

 

[3] См. Зоар 3:243a.

 

[4] Слово «Адам» имеет первые буквы слов "Адам", "Давид", "Машиах" (см. например Рамхаль во введении к Тикуним Хадашим).

 

[5]  Однако Аризаль не соглашается с этим. Тем не менее, Рав Цви Херш от Жидикова объясняет, что нет никакого спора между Аризалем и ранними Каббалистами. См. также ГР"А к Тикуней Зоар, Тикун 35 и 36, см. ГР"А к началу 36-ого Тикуна.

 

 

[6] Зохар Хадаш, начало главы Ки Таво; ГР"А к Тикуней Зохар Хадаш 84в; Рамбан, Вайикра 26:16.

 

[7] Заметим, однако, что пророчество может быть выполнено различными способами (см. наши слова к главе Лех Леха и Ваехи). Только после того, как пророчество осуществляется, мы можем полностью понять, что именно было предсказано. Это объясняет, почему некоторые из предсказаний пророка Йермияху (в пятой главе) используют слова из Ки Таво по отношению к вавилонскому изгнанию, которое он предсказывал. Действительно, если бы мы заслужили, некоторые из "плохих" пророчеств в Ки Таво, были бы аннулированы и было бы только одно изгнание, а Второй Храм стоял бы вечно (см. Рамхаль во введении в Мишканей Эльйон и наши слова к глава Микец).

 

[8] См. наши слова к главе Шмини.

 

[9]  Очевидно число людей, которые поклонялись идолам, было относительно маленьким. «Дорот Аришоним» доказывает это из факта, что даже в течение худших периодов Северного Королевства, после династии Ахава, все поклонники Ваала, поместились в одном храме, и Королю Йеху было достаточно восьмидесяти мужчин, чтобы перебить их (см. Мелахим 2:10:24). Однако, наша нация несет коллективную ответственность, и мы были все наказаны за то, что не остановили идолопоклонство и другие нарушения. Здесь я хотел бы упомянуть, что вообще, читая книги пророков нетрудно войти в заблуждение из-за их использования сильного языка критики, и подумать, что ранние поколения были хуже нас. В действительности, они были намного лучше (см. Талмуд, Йома 9б). Мы можем иллюстрировать это следующей притчей. Вообразите Раввина, который ответил на свой сотовый телефон в синагоге в начале молитвы. Он может иметь множество оправданий: он лично еще не начал молиться, это было только в начале, когда Хазан только начал Корбанот, он думал, что звонок мог быть срочным и т.д. Однако, люди смотрят на его поведение и учатся от него, говоря: "Я видел, как Раввин говорил по телефону во время молитвы!" Если бы мы жили в период пророков, то этого Раввина считали бы как "осквернившего Имя Творца" и было бы предсказано множество страданий за его грех. (См. Талмуд, Шаббат 56 для подобных примеров в случае детей Эли, детей Шмуэля, Царя Довида и Царя Шломо. Все эти люди строго критиковались пророками, но когда Талмуд объясняет, в чем действительно состояли их грехи, становится ясным, что они были весьма небольшими.) Вообще, для тех, кто изучают книги пророков, мы рекомендуем использовать комментарий Даат Софрим (см. также Тешувот Веханхагот 2:457 и Вайоэль Моше 1:131).

 

[10] Всего было семьдесят таких лет, и действительно изгнание было в последствие предсказано, на этот срок (Йермияху 25:11, 29:10).

 

[11]  См. также наши слова к главе Шмини.

 

[12] Желание идолопоклонства было остановлено в начале периода Второго Храма, и вместе с этим исчезло и пророчество (см. Талмуд, Йома 69б). Это - общее правило: когда нет большой духовности, которая может быть достигнута кошерным путем, нет большого ецер ара, чтобы достигать духовность нечистыми методами.

 

[13]  Талмуд, Йома 21б, см. также Малбим к Даниэлю 9:24.

 

[14] Один этот стих имеет три предсказания, выполненные точно. Первое: мы были взяты в Египет, второе: мы были бы привезены туда судами, третье: нас продавали по чрезвычайно дешевым ценам, но не было покупателей. Это предсказание действительно удивительно т.к., оно было записано почти за две тысячи лет, до его выполнения. К тому времени даже большинство древних наций, окружавших Землю Израиля, уже не существовали. Но Египет все еще существовал, и там все еще был рынок рабов.

 

[15] См. ГР"А к Зоар в Яхель Ор, 2:115а и наши слова к главе Лех Леха.