1. В чем заключается связь между выражениями "Жизненный Путь" и "Учащий Пониманию"?

 

2. Однажды раввин, объясняя законы выпекания мацы, был неправильно понят. В результате на следующий день у его дома стояла очередь за обычной водой. Что именно сказал этот раввин?

 

3. Тора запрещает есть часть живого существа. Казалось бы, должно быть запрещено пить молоко, и есть яйца. Тем не менее, пить кошерное молоко разрешается, так как Тора называет в благословении Землю Израиля землей, текущей молоком и медом. А вот причина, почему можно есть яйца, не так очевидна, но некоторые считают, что она подсказана в списке некошерных птиц. Каким образом?

 

4. Если после поднимания Этрога отломался его верх - «питом», по большинству мнений больше использовать Этрог для мицвы невозможно. А как может случиться, что даже тот кто успел поднять Этрог до того как «питом» сломался, теперь задним числом не выполнил заповедь?

 

5. В следующих молитвах в какие-то времена года используется акростиха в алфавитном порядке (хотя иногда неполная, и иногда в обратном порядке). Но в одной из этих молитв существуют общины, не использующие акростиху. В какой?

а) Песуке Дезимра б) Брахот Шма в) Шмоне Эсре г) Видуй

 

6. Обычно даже когда Тора цитирует стихи, они не содержат рифм. Но есть и исключение. Где?

 

7. Какая связь между числами 6, 14, 4?

 

8. В каком месте Тора использует "игру слов" по отношению к именам трех членов одной семьи, (кроме случаев, когда объясняется значение имени, при рождении ребенка)?

 

9. Как известно, если человек при смерти, и у него нет детей, но есть живой брат, то в случаях, когда Халицу трудно осуществить, советуют, чтобы он развелся перед смертью с женой. Но бывает, что разводное письмо невозможно сделать достаточно быстро, или нет специалистов в том месте, где находится умирающий. Какой существует еще способ сделать что-то, чтобы его жене не нужна будет Халица?

 

10. Считается что так называемые "арабские числа" были изобретены в Индии. Тем не менее, существует версия, согласно которой приоритет этого изобретения принадлежит не индусам, а другой нации. Какой?

 

11. В период времени, когда еврейский народ соблюдал ритуальную чистоту в еде, одного молодого мудреца люди однажды неправильно поняли, и решили что если тесто замешивать на воде болот, то оно не примет ритуальной нечистоты. А что на самом деле сообщил этот мудрец?

 

12. Один Хасид каждый день обедает в некошерном ресторане. Нередко он заказывает и устрицы или свинину, при этом не нарушая никакого запрета. Как такое возможно?

 

 

 

Ответы:

 

 

1. Это названия двух первых частей Шулхан Аруха: «Орах Хаим» и «Йоре Деа».

 

2. Он сказал, что для теста нужно использовать "маим ше-лану" - воду, которая простояла ночь в помещении, чтобы она охладилась. Но его поняли, что годится только "маим шелану" - наша вода, и на следующий день выстроилась очередь за его водой (Песахим 42а).

 

3. В списке некошерных птиц упоминается "Бат Аяна" - дословно дочь страуса, что, по мнению Хазал указывает на страусовое яйцо. Раз яйца некошерной птицы Тора запрещает, значит, кошерные яйца разрешены. (Кстати я слышал от Рава Йосефа Шани-Шавтая, что эфиопские евреи действительно не едят яиц из-за запрета "эвер мин хахай".)

 

4. В первый день праздника, Этрог должен принадлежать тому, кто его поднимает, но если человек не просто "занял" Этрог, а получил его "в подарок" с условием что потом вернет, то тогда он может выполнить заповедь. Но если Этрог сломался и занимавший уже не может «вернуть» его в целости и сохранности, то получается раз условие не выполнено, то и подарок не произошел, а значит ему Этрог не принадлежал. Тогда задним числом считается, что он не выполнил заповедь.

 

5. В Песуке Дезимра стихи Ашре в алфавитном порядке (кроме буквы Нун). В Шма - молитва "Кел Барух Гадоль Деа" (а в Шаббат Кел Адон Ал Кол Амаасим"). Видуй тоже в алфавитном порядке (Ашамну, Багадну), и хотя не все его произносят каждый день, но в Йом Кипур его произносят все общины. А вот обратный алфавитный порядок Мусафа Шаббата: "Тиканта Шаббат, Рацита Корбонотеа" произносят не все общины (см. Тур (Орах Хаим 286), см. также сидур марокканских евреев).

 

6. Например, Берешит (4:23) "Ки Иш Харагти Лефици Веелед Лехабурати".

 

7. Это разделения самых главных в нашей истории компиляций закона: Мишна (6 седарим), Рамбам (Яд Ахазака - 14 частей), Тур и Шулхан Арух (4 части).

 

8. Например, Берешит (6:8): «Ноах» - «Хен», Берешит (9:26-27): «Барух Ашем Элоке Шем», «Яфт Элоким Леефет». Также, Берешит (49:8) «Йехуда - Ата Йодуха», Берешит (49:16) «Дан Йадин», Берешит (49:19) «Гад гедуд егудену».

 

9. Его брат может сделать (фиктивный) кидушин с сестрой или мамой жены умирающего. Позже, когда будет возможность, оформят развод с ней. (Заметим, что в отличие о халицы, кидушин и развод можно делать через посланника, поэтому, даже если сестра или мать вдовы находятся в другой стране или даже за железным занавесом, все равно проще потом развестись, чем оказаться в ситуации, когда вдова "зкука лейибум" (ждет йибума или халицы), и почти невозможно встретится чтобы сделать халицу. Кроме того, в некоторых ситуациях можно было бы сделать фиктивный кидушин даже в Шаббат чтобы предотвратить ситуацию когда женщина станет агуной (некогда не сможет выйти замуж.) Поэтому, например, если человеку стало плохо в Шаббат и он может умереть в любой момент, т.к. "гет" в Шаббат оформить невозможно, то халицу в будущем сделать будет невозможно, чтобы спасти женщину от статуса агуны могут разрешить его брату сделать кидушин с ее сестрой.

 

10. По мнению Рава Рубена Марголиуса, система чисел, использующая порядковый номера цифр существовала и у нас уже полторы тысячи лет. Как пример он приводит Берешит Раба (издание Албека, 96), что у Якова было Куф-Бет-Заин-Реш ═1027200 овец. Здесь используется комбинация гематрий и порядковых номеров (Куф Бет - 102, Заин - 7, Реиш - 200).

 

11. Он сказал, что тесто на "мей бецим" не принимает нечистоту. Мей бецим значит жидкость от яиц, но его поняли, как мей бецаим, воду болот (Санхедрин 5б).

 

12. Он один из «Хасидей Умот Аолам» - нееврей, соблюдающий 7 заповедей Ноаха.