בס"ד

Леилуй Нишмат Гавриэль Ноах бен Фрейда Блума, Ривка бат Йехудис, Арье Лейбиш бен Нахум Эфраим и Бенцион бен Хаим Дов трагически погибших в Индии.

 

Вопрос: В этой главе мы читаем, как Рубен пошел в поле и принес своей маме "дудаим[1]". В чем смысл этой истории[2]?

 

Ответ: Конечно, как обычно, стихи Торы можно понимать на разных уровнях, и бывает, что основное значение стиха ищут в подсказке или на уровне Кабалы. Но в данном случае историю с Рубеном можно объяснить и на уровне простого понимания. Пятилетний Рубен, будучи смышленым ребенком, понимал о ситуации в которой оказалась его мать[3]. Когда у Якова родились дети от всех его жен, кроме любимой Рахели, он теперь проводил с ней почти все ночи[4]. Рубену очень хотелось, чтобы его мама снова родила, и он пошел в поле поискать травы, которая, согласно поверью, помогала для беременности[5]. Он взял растение, которое никому не принадлежало[6], и принес маме, но когда Рахель попросила у Леи дать ей растения в обмен на ночь с Яковом[7], та согласилась. В результате забеременела Леа[8]! Рахель же еще долго не рожала и растения ей не помогли.

 

Профессор Йехуда Феликс[9] замечает интересную деталь. Две истории описаны в Торе рядом, и в обоих, на первый взгляд, использовался метод народного поверья, но на самом деле происходило что-то иное. В нашей истории, растения, имеющие репутацию как помогающие забеременеть, не помогли. Также и в истории со стадами Лавана, которые пас Яков, он казалось, использовал принятый метод пестрых палочек, чтобы повлиять на потомство. Но согласно Профессору Феликсу, он делал это только для отвода глаз. На самом деле, он использовал правила генетики, которые стали известны ученым лишь в недавнее время[10]. Согласно подсчету Профессор Феликса, Яков с помощью своего отбора получил почти втрое больше животных, чем случайным образом!

 

Перейти к предыдущей статье

 



[1] Есть разные мнения, что это было за растение. Многие считают, что это был мандрагор.

[2] Интересно, что грешный царь Йехуды - Менаше выбрал именно этот стих для своих издевок над Торой! Что Моше нечего было делать, что он писал такие стихи (Синедрион 99б)?

[3] Из Торы выглядит, что Рубен всегда ревновал за свою матерь. Позже мы учим, как Рубен передвинул кровать отца из тента Билхи в тент Леи, и поплатится за это первородством (см. Берешит 35:22 и Раши там, Берешит 49:4)

[4] См. Алших.

[5] Согласно другим мнениям, растения, которые принес Рувен вкусно пахли, и он хотел, чтобы мама использовала их, чтобы заинтересовать собой Якова (см. Рамбан, Рабену Бахъе 30:14).

[6] Талмуд (Синедрион 99б) замечает, что и маленьким мальчиком он знал, что нельзя брать чужое.

[7] Наши мудрецы очень критикуют Рахель за то, что она так просто отдала возможность провести ночь с праведником. Вместо того чтобы полагаться на растения, ей надо было полагаться на Творца, и только когда она это осознала, ей удалось забеременеть (см. Зоар 1:157б).

[8] Ее сын – Иссахар, стал  родоначальником племени наибольших мудрецов Торы (см. Эйрувин 100б).

[9] В своей книге «Хахай Вехацомех Бетора».

[10] Именно поэтому Яков на совещании с женами ничего не упоминает про палочки, а говорит про правила, которые были сообщены ему ангелом, см. 31:11-13. Дело в том, что по условиям гонорара, обговоренного Лаваном, Яков должен был получить животных с двумя рецессивными генами. Т.к. Лаван забрал из стада Якова всех животных, у которых были два рецессивных гена, то Якову нужно было довести до максимума детей гетерозиготных животных, т.е. животных, имеющих одну рецессивную гену. Сегодня известно, что гетерозиготные животные – физически более сильны, и поэтому, чтобы максимально увеличить свой приплод, Яков скрещивал их друг с другом (см. Берешит 30:41). Кроме этого, животных, рождающихся с двумя рецессивными генами, Яков отделял в отдельное стадо, чтобы все их потомки принадлежали ему (см. Берешит 30:40).