Законы исполнения заповеди помнить о Субботе.

 

1. У горы Синай, Всевышний сообщил нашему народу, что нужно помнить о Субботе и соблюдать Субботу. Слова «захор» – «помни», и «щамор» – «соблюдай», были увидены в пророческом видении одновременно, человеческим же языком это невозможно описать. Поэтому, Тора использует слово «захор», когда описывает десять заповедей в главе Йитро, но когда это описание повторяется в книге Деварим, используется слово «шамор». Таким образом, существует отдельная заповедь помнить о Субботе – эта заповедь включает все положительные аспекты Шабата – сделать Субботу особым днем; и отдельная заповедь, соблюдать Субботу, не делая ни один из запрещенных видов работ. Мы сначала расскажем о заповеди «захор», потом о заповеди «шамор»,  а после этого обсудим ограждения раввинов по отношению к некоторым работам в Субботу.

 

2. Суббота – это самый праздничный день нашего календаря, во многом – Суббота это больший праздник, чем даже Йом Кипур. Поэтому например, в Субботу к Торе вызывается семь человек, в Йом Кипур – шесть, а в остальные праздники – пять. Уважение Субботы и Субботняя радость – это один из самых возвышенных способов служения Творцу. Создатель хочет, чтобы мы наслаждались этим днем, и он обещал нам великую награду за соблюдение этого праздника как положено. Если бы на интервью работодатель предложил нам работу, где нужно только есть, пить, спать, петь песни, веселиться и так далее, и все это за хорошую плату, я думаю, мы бы не поверили, но именно на таких условиях «нанимает» нас Творец – наслаждайтесь Субботой, и вы будете вознаграждены.

 

3. Все в Субботу – другое. Еда, походка, одежда, манера разговаривать, интимные связи между супругами в Субботу ничего общего не имеют с будничными. Все эти банальные акции возвышены и являются исполнением мицвы Создателя. Вся еда Субботы отделена от будничной – в начале Субботы кидуш на вино освящает все следующие трапезы и после того, как Суббота наступила, ничего нельзя есть пока не будет сделан кидуш. На исходе Субботы, авдала отделяет все Субботнее от будничного, и нельзя есть или делать работу до Авдалы. В саму Субботу, нужно есть три праздничные трапезы, они не называются ужином, завтраком и обедом. Их названия – первая Субботняя трапеза, вторая и третья. Они соответствуют трем праотцам – Аврааму, Ицхаку и Якову, а также трем молитвам – шахарит, минха и маарив. В Субботу также существует дополнительная молитва – Мустаф. Она соответствует дополнительной еде после Субботы – Мелаве Малка – «проводы царицы». Расскажем теперь обо всем поподробнее.

 

4. Перед Субботой нужно помыться или хотя бы помыть руки и лицо. Если ногти или волосы слишком длинные, их нужно постричь. У многих мужчин есть обычай окунаться в микве перед каждой Субботой. В Субботу мы носим красивую, праздничную одежду. Мицва – приготовить красивые Субботние свечи. Особая мицва – использовать оливковое масло для Субботних свечей. Во многих семьях принято, что мужчина приготавливает свечи, которые его жена будет зажигать. В принципе, мицва зажигания свечей больше относится к женщине, но тогда и мужчина разделяет эту мицву приготовлением свечей. Конечно, если жены нет, то зажигает свечи сам мужчина. По закону, достаточно зажечь две свечи, а если это очень трудно, то достаточно одной. Тем не менее, многие зажигают намного больше – семь, десять, двенадцать и так далее. Время зажигания свечей – от двадцати до пятнадцати минут до захода солнца. Если это время прошло, можно все ещё зажечь их, пока солнце не зашло. Разумеется, так как часы могут быть неточными, не следует зажигать свечи, если по часам осталось две – три минуты до захода. Вполне возможно, что часы отстают и солнце уже зашло. Если забыли зажечь свечи до захода, то эту Субботы придется провести без свечей, а потом, начиная со следующей Субботы, нужно зажигать на одну свечку больше.

 

5. Суббота начинается с заходом солнца, но мицва – немножко добавить, то есть принять Субботу раньше. Летом, когда заход очень поздно, у многих принято молиться вечернюю молитву до захода. В таком случае молящиеся принимают Субботу задолго до захода, и желательно, чтобы их жены тоже зажгли свечи к тому времени.

 

6. Кидуш – дословно «освящение» – произносится каждую Субботу и в каждый праздник вечером и утром. Обычно, когда мужчины приходят после вечерней молитвы из синагоги, стол уже накрыт, и все готово для кидуша. Если в доме нет мужчины, кидуш делает женщина. Субботний кидуш состоит из двух благословений: первое на вино или виноградный сок, а второе – это само отделение Субботы от будних дней – мы благодарим Всевышнего за то, что он даровал нам этот праздник. Все должны внимательно слушать кидуш и отвечать «амен» на оба благословения. При этом говорящий кидуш должен иметь в виду, что с помощью его кидуша не только он, но и все присутствующие выполняют своё обязательство кидуша,  а присутствующие должны иметь в виду выполнить мицву кидуша, слушая то, что он произносит. После благословения нужно выпить весь стакан или хотя бы его большую часть. Желательно, чтобы остальные присутствующие тоже выпили хотя бы немножко вина или виноградного сока. После этого все идут мыть руки перед благословением на хлеб. Нельзя надолго прерываться между кидушем и благословением на хлеб. Во время всех Субботних трапез нужно иметь два целых каравая хлеба – две халы. Глава семьи делает благословение на халы, и только после этого хлеб разрезают. У многих принято ломать нижнюю халу во время вечерней еды, а верхнюю – во время второй и третьей трапезы. Халу макают в соль и передают всем присутствующим. При этом нельзя разговаривать, пока не проглотили кусочек хлеба.

 

7. Теперь наступило время праздничной еды. Надо заметить, что в современном, технологически продвинутом обществе большинство членов типичной американской семьи весьма отдалены друг от друга. У всех свои интересы, свои увлечения, зачастую, свои телевизоры и компьютеры. В традиционной еврейской семье все как раз наоборот. Хотя бы раз в неделю вся семья собирается вместе, обсуждает темы, которые близки им всем, – это происходит за Субботним столом. Здесь можно и вкусно поесть, обычно сначала едят фаршированную рыбу, потом суп и, наконец, курицу и мясо, а в конце – десерт. Здесь можно и поговорить с детьми после тяжелой рабочей недели, узнать, что они учили в школе, обсудить недельную главу Торы, рассказать или прочесть из книги то, что интересно всем. У многих в Субботу за столом гости, часто застольные беседы продолжаются долго до поздней ночи.

 

8. Когда трапеза закончена, все произносят благословение после еды. Надо не забыть добавить в третьем благословении «реце» – отрывок о Субботнем дне. Теперь вся семья отправляется спать. Выспаться в Субботу – это особая мицва. Когда жена не нида, большая мицва иметь отношения в Субботу. Согласно учениям каббалы, если зачатие ребенка произойдет в Субботу, то у него будет особая, возвышенная душа.

 

9. Утром обычно все мужчины идут в синагогу. Если у женщины нет маленьких детей, то часто идет в синагогу и она. Разумеется, если у неё маленькие дети, она освобождена от посещения синагоги, так как она занята гораздо большей мицвой – воспитанием детей.

 

10. До утренней молитвы не запрещается пить кофе или чай, но здоровому человеку не следует ничего есть. Если человек болен и ему нужно поесть до молитвы, то пусть хотя бы перед едой сделает утренние благословения. Те из женщин, которые не произносят все молитвы по сидуру, а только говорят некоторые благословения, не должны есть без кидуша; если они хотят перекусить перед приходом мужа, пусть сделают кидуш на вино или виноградный сок. Если это очень сложно, можно сделать кидуш на любой другой сок или молоко, а после кидуша съесть кусочек пирога или печенья величиной больше яйца.

 

11. После утренней молитвы нельзя пить даже воду, пока не будет сделан кидуш. Утренний кидуш имеет всего одно благословение на вино. Желательно делать кидуш перед едой хлеба, но многие делают кидуш и съедают немножко пирожных или печенья, а вторую Субботнюю трапезу устраивают позже. В любом случае, не следует отодвигать вторую еду на послеполуденное время. Кроме того, те, кто слишком поздно ест вторую трапезу, совсем не голодны, когда подходит время третьей еды.

 

12. Те, кто устал, могут поспать в Субботу днем, но если человеку предстоит много работать после Субботы, он не должен говорить, отходя ко сну, что он хочет выспаться перед тяжелой работой. Надо также не забывать, что Суббота дана не только для физических наслаждений, но и для духовных, поэтому нужно оставить время и для Торы. Во многих синагогах урок Торы проводится перед молитвой минха. В больших еврейских общинах обычно проводятся различные уроки в разных синагогах, чтобы каждый мог выбрать для изучения то, что ему больше нравится; проводятся также уроки для женщин.

 

13. После минхи устраивают третью Субботнюю трапезу. Желательно съесть кусочек хлеба величиной больше яйца, но если человек сыт, пусть хотя бы поест сдобное или фрукты. Кидуш перед третьей трапезой не делается, но желательно пить вино или виноградный сок во время еды. При этом благословение на хлеб к вину не относится, и нужно сделать на вино отдельное благословение.

 

14. Суббота заканчивается с выходом трех маленьких звезд на небе. Это время может зависеть от сезона и местности –  широты и высотой над уровнем моря. Обычай большинства евреев – ждать 72 минуты после захода солнца, тем более что мицва – добавить к Субботе, то есть не начинать делать работу сразу же, когда она закончилась. Вечером, когда после конца Субботы молятся маарив, нужно не забыть упомянуть «Ата хонантану» – специальную молитву, отделяющую будние дни от Субботы, но если эту молитву забыли добавить, можно просто сказать после молитвы «Барух Амавдиль Бен Кодеш Лехоль» – «Благословен Отделяющий Субботу от будней», и после этого можно делать работу. Тем не менее, есть и пить нельзя, пока не будет сделана авдала на вино или виноградный сок. Дома глава семьи делает Авдалу для всех присутствующих. авдала включает четыре благословения и отделяет четыре чувства – зрение, слух, обоняние и вкус  буднего дня от Субботних чувств. Мы делаем благословения на вино (вкус), на пряности (обоняние), на огонь (зрение) и саму Авдалу – разделение, – связанное со слухом. Это главное благословение, которое нужно услышать. Тот, кто его прослушал, не выполнил заповедь Авдалы.

 

15. Особая мицва – устроить ещё одну трапезу Мелаве Малка – после конца Субботы. Во время этой трапезы тоже желательно поесть хлеб, но если это невозможно, то едят пирог или хотя бы фрукты.

 

16. Даже в течение недели Тора заповедует нам не забывать о Субботе. В конце утренней молитвы мы упоминаем, какой это день недели – сегодня такой-то день после Субботы. Заметьте, что дни недели не имеют своих названий – вторник, среда и так далее, все они считаются от Субботы. Если мы видим, что продаются редкие фрукты или другая особо вкусная пища, мы покупаем её для Субботы. Бывает, что к Субботе мужчина дарит своей жене новые ювелирные изделия, многие покупают в пятницу своим женам цветы. В четверг принято стирать бельё и начинать закупать продукты, все это делается в знак уважения к Субботе. Да заслужим мы соблюдать Субботу и уважать этот день как следует.

 

Законы работ, которые Тора запрещает в Субботу.

 

1. Сначала мы опишем некоторые работы, которые Тора запрещает делать в Субботу, а потом расскажем о запретах раввинов. В принципе, законы Субботы очень сложны, часто из двух похожих действий, одно может быть разрешено, а второе запрещено, поэтому нужно изучать законы Субботы по специальным книгам всю жизнь, и это большая мицва. Кроме того, во всех случаях неуверенности, нужно спрашивать у раввина. Здесь мы опишем только некоторые общие законы.

 

2. Всего существует 39 видов работ, которые Тора запрещает делать в Субботу. Эти работы наш народ делал в пустыне в будние дни, чтобы построить переносной Храм, который согласно учениям каббалы являлся маленьким миром. В Субботу вся работа по построению Храма прекращалась. Кроме того, эти 39 видов работ являются проекциями тех работ, которые Всевышний использовал в создании мира. Сороковую «работу» Творца –  создание из ничего, мы и так не можем совершить. Так как большая часть из 39 работ в повседневной жизни случаются редко, мы опишем лишь некоторые из наиболее часто встречающихся.

 

3. Тора запрещает зажигать и тушить огонь в Субботу. По этой причине нельзя также вести машину, ведь в двигателе внутреннего сгорания постоянно зажигается и тушится огонь. Также, запрещено включать, выключать, увеличивать или уменьшать электрический свет. (Заметьте, что, хотя электрический ток вошел в нашу жизнь сравнительно недавно, Талмуд дает нам достаточно информации, чтобы решить вопросы, связанные с ним. Наши мудрецы знали, что в будущем, чтобы приготовить мир к приходу Машиаха, наступит век технологического прогресса. Зоар утверждает, что это время наступит в 5600 году, то есть 1840 году по секулярному летоисчислению. По этой причине многое из обсуждавшегося в Талмуде, хотя казалось маловероятным тогда, теперь стало каждодневной действительностью. Хотя обсуждение талмудических доказательств запрета на включение света в Субботу выходит за рамки этой книги, заметим здесь, что с этим согласились все ортодоксальные раввины от Йемена до Америки.) До Субботы нужно выкрутить лампочку из холодильника, иначе при открывании двери будет зажигаться свет.

 

4. Тора не запрещает делать работы в будний день, даже если они автоматически приводят к работе в Субботу. По этой причине не запрещено установить в пятницу машинку, которая будет автоматически включать и выключать свет в Субботу. (Надо заметить, что раввины Талмуда запретили оставлять мельницу работать в Субботу из-за шума и треска – ведь это нарушает отдых Субботнего дня, поэтому не следует устанавливать машинку, которая в Субботу будет включать, например, радио. Конечно, все конкретные вопросы нужно спрашивать у раввина.)

 

5. В Субботу запрещено готовить пищу, даже на огне, который был зажжен до Субботы. Более того, даже вылить кипяток, например, на заварку чая запрещается в Субботу. Трудно описать все детали законов приготовления пищи в Субботу, лучший совет – посмотреть, как делают другие ортодоксальные евреи. В общем, еду оставляют в пятницу на плите, покрытой металлическим листом, и пища продолжает сама готовиться и сохранять тепло, пока её не снимут. При определенных обстоятельствах, когда из снятой кастрюли вынули то, что нужно для этой трапезы, можно вернуть кастрюлю назад. Для приготовления чая многие разрешают перелить воду из чайника, поставленного на плиту ещё до Субботы, в стакан, а потом вылить её в другой стакан и туда уже добавить чай, лимон и так далее. Открывать горячую воду из крана тоже, как правило, запрещено, так как это приводит к наполнению бака и нагреванию новой воды. Надо заметить, что раввины запретили использовать любую горячую воду, которая была нагрета в Субботу. Ту воду, которая была нагрета до Субботы, можно использовать для мытья рук и лица, но не всего тела.

 

6. Тора запрещает выбирать часть предметов из смеси множества, а также сортировать перемешанные предметы, кроме как, когда мы берем то, что нам сейчас требуется, не используя при этом специальных приборов. Так, например, запрещено процеживать через ситечко, но можно вытащить то, что нам нужно, рукой или ложкой. Если на тарелке лежат вперемешку разные фрукты, можно достать те, которые нам нужны сейчас, и оставить остальные. Когда приготавливают стол для гостей, не следует заранее все рассортировывать. Только тогда, когда время трапезы уже подходит, можно начать выбирать те виды еды и те приборы, которые нам сейчас понадобятся. Также человек, идущий спать, не должен выбирать заранее из кучи одежды то, что ему понадобится утром. Разумеется, запрет выбирать не относится к случаю, когда предметы не перемешаны, и каждый предмет лежит отдельно. По этой причине, можно разбросать кучу ложек, вилок и ножей по столу, и после этого, когда они больше не перемешаны, можно рассортировать их. Разумеется, мы говорим о случае, когда нам ещё понадобятся эти приборы в эту Субботу, иначе запрещено делать что-либо в Субботу, чтобы сэкономить время в будний день. Во время еды пищи, содержащей кости, следует отделять еду от костей, а не доставать кости из еды. Можно также есть прямо с кости. По некоторым мнениям, разрешается вытаскивать косточки прямо во время еды, если по-другому невозможно, на эти мнения полагаются сефардские евреи, а ашкеназим разрешают это только при кормлении детей. Очищать кожуру фруктов и скорлупу яиц и орехов можно только перед едой.

 

7. Запрещено выжимать в Субботу фрукты, но, по многим мнениям, можно выжать их прямо в еду. Разрешается выжимать те виды пищи, которые впитали рассол, если сам рассол нам не нужен, но запрещено выжимать их ради самой жидкости. Также запрещается молоть или очень мелко нарезать растительную пищу.

 

8. Запрещено перемешивать порошки или мелко нарезанные виды пищи с жидкостями, чтобы получить густую субстанцию.  Точные детали этого запрета довольно сложны, и в каждом конкретном случае нужно узнать у раввина. Хотя запрет на засаливание из Торы к пище не относится, раввины запретили засаливать и замариновывать еду. Посолить салат разрешается, если соль перемешали с растительным маслом, чтобы ослабить её силу.

 

9. Тора запрещает носить на улице любые, даже маленькие предметы. По этой причине мы проверяем карманы перед началом Субботы. Существуют также случаи, когда нельзя носить предметы из одной квартиры (или комнаты) в другую, если этими помещениями владеют разные люди. При этом с помощью эйрува (перемешивания владений) разрешается носить в одном здании, бывает также, что эйрув дает возможность носить по всему кварталу или городу. Разумеется, кошерный эйрув может сделать только компетентный раввин.

 

10. В Субботу Тора запрещает зашивать и распарывать, склеивать и расклеивать, разрывать и разрезать различные предметы. Туалетную бумагу нужно нарезать до Субботы, или использовать салфетки. Если человек оказался в туалете, где нет разрезанной бумаги, ему можно оторвать бумагу от рулона странным способом, например, локтем. Дело в том, что любая работа в Субботу, если она совершена необычным способом, запрещена только раввинами, а не Торой, и в случае, когда нужно вытереться, и нет другого выхода раввины не запрещали. Запрещено завязывать или развязывать сложные узлы в Субботу, но можно завязать бантик временно, например, на шнурках ботинок. В Субботу нельзя также вязать и плести, девушки не могут заплетать косы и расплетать их. В Субботу запрещено размазывать густые субстанции. По этой причине, мы не используем твердое мыло и не втираем густые кремы. К еде вышеупомянутый запрет не относится.

 

11. Запрещено что-либо строить или разрушать. Ломать с целью починки запрещает сама Тора, но бесцельное ломание предметов запрещено раввинами. Желательно открыть все пакеты, бутылки и консервные банки до Субботы, если это не было сделано, нужно открыть их, ломая при этом крышку или пробку, и делая сосуд непригодным для использования. Это ещё один пример, когда запрет раввинов отодвигается, если нет другого выхода, ради Субботней еды. Нельзя раскидывать шатры или делать даже временную крышу; зонтик нельзя носить даже там, где есть эйрув.

 

12. Тора запрещает стирать или полоскать бельё, также запрещено выжать мокрую одежду. Если на рубашку вылилось вино, нельзя её замочить.

 

13. В Субботу запрещается писать или стирать написанное. Нельзя красить что-либо, женщина не может использовать косметику (религиозные женщины накладывают косметику до Субботы, и она остается на всю Субботу).

 

14. Запрещено в Субботу ловить животных или насекомых, а так же убивать и ранить их. Также Тора запрещает выдергивать что-либо растущее на теле человека или животного или любое растение из земли. Например, запрещается постричь ногти или волосы, сорвать яблоко с дерева и так далее. Нельзя поливать растения, поэтому не следует выливать воду во дворе, где растут цветы или деревья.

 

Законы запретов раввинов по отношению к некоторым видам работ в Субботу.

 

1. Всевышний дал раввинам разрешение устанавливать ограждения вокруг Торы. С помощью таких ограждений, предохраняются сами законы Торы. (Казалось бы, если Торе нужны ограждения, почему Всевышний не установил их сам? Одна из причин состоит в том, что сами ограждения могут меняться, в зависимости от необходимости, а законы Торы – вечны. Прекрасный пример – это запрет мыться горячей водой в Субботу. Талмуд рассказывает, что сначала можно было купаться в горячей воде, нагретой до Субботы, но некоторые банщики стали нагревать воду в Субботу, говоря, что она была нагрета до Субботы. Тогда раввины запретили мыться в горячей воде в Субботу, но разрешили заходить в баню попотеть. Но люди продолжали мыться, говоря, что они только потеют, пришлось запретить и это... Бывает также, что, если поколение исправлялось, некоторые строгости раввинов забирались назад. Так, например, произошло в случае «мукцы» – сдвигания предметов, которые обычно используются для запрещенных работ. В поколении, когда многие евреи начали заниматься куплей-продажей в Субботу, раввинам пришлось внести в категорию мукцы множество предметов, но позже, когда люди исправились, раввины перестали определять часть из этих предметов как мукца. Надо заметить также, что по отношению к некоторым законам сама Тора требует от раввинов устанавливать дополнительные ограничения, чтобы сделать этот день наиболее праздничным, но что именно запретить – было отдано в руки раввинов. Разумеется, после запечатывания Талмуда полторы тысячи лет назад законы раввинов уже не могут меняться. Все ответы современных мудрецов по отношению к использованию электрических и других современных приборов, основаны на доказательствах из Талмуда.) Среди запретов раввинов по отношению к Субботе есть не только ограждения вокруг 39 работ, но и общие законы, делающие Субботу особым днем. На многие из запретов раввинов существует подсказка в самой Торе (например, запрет выходить из города на далекое расстояние – Шемот 16, 29, запрет не торговать в Субботу – Йеримия 17, 21, Нехемия 13, 16, требование не разговаривать и не ходить в Субботу, как в будний день – Исаия 58, 13 и так далее.)

 

2. Существует целый ряд различных законов о бизнесе с неевреями, которые работают по Субботам: общий ресторан, отель, общая фабрика или стоянка для автомобилей. В каких случаях еврею разрешается быть партнером в такой фирме, как делить общий доход, включать ли заработок Субботы или вычитать его? Детали этих законов выходят за рамки этой книги. Конечно, во всех случаях только компетентный раввин сможет дать конкретные советы о том, как организовать такое партнерство кошерным образом. (Надо заметить, что партнерство с нерелигиозным евреем, который хочет оперировать общей фирмой по Субботам, имеет гораздо более строгие законы, во всех случаях нужно посовещаться с раввином.)

 

3. По отношению ко всем видам найма неевреев на работу, которая продолжается публично по Субботам, например, строительство здания, нужно тоже поговорить с раввином. С другой стороны, разрешается сдать бельё в прачечную в пятницу или послать письмо, даже если скорей всего неевреи будут работать в Субботу – ведь их работа совершается не публично, а в домашней обстановке и мы не просили его делать работу в саму Субботу. Если же мы специально просим нееврея делать для нас работу в Субботу, это, как правило, запрещено, но о каждом конкретном случае нужно спросить у раввина.

 

4. В саму Субботу, разумеется, ещё более строго запрещено просить нееврея делать для нас работу. К сожалению, этот запрет плохо известен даже многим ортодоксальным евреям, ведь большинство знают о «Шаббос гое» – нееврее, который делает для нас работу в Субботу: зажигает свет, моет посуду и так далее. Дело в том, что в европейских странах зимой, когда холодно, нанимали нееврея, чтобы он топил печь. Это разрешается, так как можно просить нееврея делать для нас работу, чтобы спастись от мучений, а холод, без сомнения приносит сильные страдания. Со временем простой люд стал просить нееврея делать и другую работу, не зная, что разрешение на работу нееврея относится только в определенных случаях, как сейчас будет рассказано.

 

5. Если какая-то работа запрещена в Субботу раввинами, а не Торой, можно попросить нееврея сделать её для нас, но только если это нужно для мицвы (например, для Субботней трапезы), или для человека, который плохо себя чувствует. В некоторых случаях для предотвращения большой потери денег можно попросить нееврея сделать работу, запрещенную только раввинами, но и это можно не всегда. Так, например, если горит дом и нет опасности для жизни, можно сказать нееврею: «Любой, кто потушит пожар, не потеряет» – в смысле, мы его потом вознаградим. Конечно, если пожар может привести к жизненной опасности, а обычно это именно так, то можно тушить его самому и вызвать по телефону пожарных – ведь ради спасения жизни разрешено нарушать Субботу.

 

6. Раввины запретили передвигать в Субботу определенные предметы, называемые «мукца». Все виды предметов, которые сами ни на что не годны (палки, камни, кости, скорлупа, деньги и так далее) – запрещено двигать во всех случаях. Если камень был выделен заранее для определенной цели, например, им поддерживают дверь, чтобы она не захлопнулась, то его можно двигать. Любой предмет, который обычно используют для работы, и стоящий дорого (например, компьютер), нельзя отодвигать, но те предметы, которые стоят недорого, можно подвинуть, чтобы освободить место, или для использования их в разрешенных целях (молоток, чтобы разрубить орех). Те приборы, которые в начале Субботы делали работу, нельзя двигать всю Субботу, поэтому свечи и лампы, которые горели в начале Субботы, нельзя двигать даже после того, как они потухли. То, на чем стояли предметы мукцы в начале Субботы, тоже становится мукцей. Так, например, стол, на котором стояли Субботние свечи, становится мукцей на всю Субботу, но если в начале Субботы на нем стояли также разрешенные предметы не меньшей важности, чем свечи, он не становится мукцей. По этой причине, многие ставят халу на стол до начала Субботы, полагая, что хала имеет важность не меньшую, чем свечи, и тогда днем можно будет подвинуть стол. Другие (и так советуют Виленский Гаон и Аризаль) вообще зажигают Субботние свечи не на обеденном столе, а на отдельном столике (согласно каббале Аризаля, свечи должны быть на юге, а обеденный стол – на севере).

 

7. Во время еды у нас часто скапливаются кости и скорлупа. Хотя в некоторых случаях, если скопилось так много, что человеку противно, он может их убрать, тем не менее, лучший совет – когда мы снимаем скорлупу и вынимаем кости во время еды, складывать их на тарелку, где лежит кусок хлеба. Таким образом, на этой тарелке будет что-то разрешенноё, и потом можно вынести тарелку и сбросить скопившиеся кости в урну. Надо заметить также, что кости, которые может есть собака или другое животное, которое водится в этом районе, не являются мукцей. Сами же животные являются мукцей в Субботу.

 

8. В Субботу запрещается говорить о бизнесе и о тех делах, которые можно делать только в будний день, например: «Завтра, я поеду на машине за город», но можно говорить о работах, связанных с мицвой.  Вообще желательно, чтобы наш разговор в Субботу был возвышен, как и все, что мы делаем в этот праздник.

 

9. Запрещено играть на музыкальных инструментах, и даже хлопанье в ладоши и постукивание в такт разрешается только ради мицвы (например, во время пения Субботних песен).

 

10. В Субботу нельзя лазать по деревьям, ездить на животных, или даже опираться на них, и плавать в лодке. Запрещается также выходить за пределы «тахума» – расстояния примерно в километр от города. Внутри города можно ходить на любые расстояния, но, разумеется, что считается городом, нужно спросить у раввина. Дело в том, что во многих периферийных городах Америки, дома расположены вдалеке друг от друга, и, по еврейскому закону, каждый дом, может считаться отдельным городом, тогда нельзя будет отходить от дома более, чем на километр.