Глава Ницавим.

 

Законы Рош Ашана.

 

1. Как известно, Рош Ашана (еврейский новый год) – это в первую очередь время суда. Дни суда в нашей Торе вызывают совсем другие ассоциации, чем суд у неевреев. Вспоминая Рош Ашана, мы думаем о возвышенности этих дней. Даже мелодии в синагогах вызывают неописуемое желание вернуться назад, раскаяться. Так наверно чувствует себя сын короля, оставивший царский дворец и теперь, после долгих лет скитания решивший вернуться назад. Как отдалились мы от Создателя. Этого не должно было произойти... Создатель нас так любит... Мы молимся: «И до дня смерти ты все ждешь его ...» – Он так ждет нашего раскаяния. Всевышний по милости Своей выделил десять дней в году, чтобы в эти дни мы подвели итог всего года и исправили все, что сделали не так. В эти дни можно почувствовать, как Всевышний возвращает нас назад. Если использовать эти дни правильно, можно очень высоко подняться. Один словацкий нееврей после перехода в иудаизм рассказал, что на него повлиял вид евреев в течение этих дней раскаяния: «Это были совсем другие люди, не те, с кем я привык вести бизнес в течение года – это были ангелы».

 

2. Рош Ашана – это в первую очередь праздник. Поэтому обычные законы праздника относятся к этим дням. Кроме того, что нельзя делать работу, запрещенную в Йом Тов, нужно сделать этот день праздничным – есть две трапезы, одеваться красиво (некоторые носят кител – белую одежду, другие надевают кител только в Йом Кипур). Принято во время вечерней трапезы есть определенные виды пищи, как хороший знак, показывая, что мы полагаем, что будем оправданы на предстоящем суде. Так, например, халу макают в мед (согласно сефардскому обычаю, в соль её тоже требуется обмакнуть). В сидурах напечатано, что говорят, когда едят различные символические виды пищи.

 

3. Тора заповедует нам слушать в Рош Ашана трубление шофара. Существуют сложные законы трубления, детальное обсуждение которых выходит за рамки этой книги. Скажем, в общем, что перед трублением, нужно иметь в виду выполнить заповедь Торы, и с начала трубления нельзя разговаривать и отвлекаться, а нужно слушать внимательно, не пропуская ни одного звука. В шофар трубят после чтения Торы, то есть перед молитвой мусаф, и потом во время самой молитвы. Согласно обычаю, всего мы слышим сто звуков шофара в течение праздника.

 

4. По закону, женщины не обязаны слушать шофар, но обычай всех еврейских женщин постараться услышать хотя бы минимальное количество звуков – то есть тридцать. В большинстве общин устраивают специальное трубления для женщин в разные времена, когда им удобно. Если женщина не может пойти в синагогу ни в одно из назначенных времен, для нее трубят дома (её муж или любой знающий еврей). В Субботу в шофар не трубят, и двигать шофар нельзя, он является мукцей (см. главу Ваякхель).

 

5. День после Рош Ашана – пост Гедалии (см. главу Вайигаш). Таким образом, сразу после праздника все евреи постятся. Некоторые продолжают поститься (хоть до полудня) во все дни раскаяния кроме Субботы и дня перед Йом Кипуром. Разумеется, главное – это не пост, а раскаяние и решение изменить дела. Особенно нужно работать над дурными качествами, см. главу Шемот.

 

Глава Ваелех.

 

Законы Йом Кипура.

 

1. Мицва – хорошо покушать перед Йом Кипуром. (Кроме, конечно, простой причины – этим мы облегчаем предстоящий пост, существуют также причины по каббале, как описано в писаниях Аризаля.)

 

2. В Йом Кипур нам запрещено делать любую работу, запрещенную в Субботу. Кроме этого, в Йом Кипур запрещено есть, пить, мыться, втирать мази и крем в кожу, носить обувь и иметь супружеские отношения. Расскажем по порядку обо всех этих запретах.

 

3. Тора запрещает есть или пить в Йом Кипур в любом количестве. Тем не менее, духовное отсечение (карет) человек получает, только если он съел пищу величиной с финик в течение порядка девяти минут, или выпил полную щеку жидкости. По этой причине, если больному требуется есть и пить, то ему дают меньше этих размеров каждые девять минут. Разумеется, если этого не достаточно, и существует опасность для жизни больного, то можно есть и пить в любом количестве, согласно решению докторов – специалистов по этой болезни.

 

4. В Йом Кипур мы не моем даже руки и лицо. Тем не менее, после сна и после туалета нужно помыть три раза пальцы. Никакие кремы в Йом Кипур не используются. Надо заметить, что втирание густого крема запрещено в любую Субботу и в любой праздник, но втирание жидкого крема и использование очень жидкого мыла запрещено только в Йом Кипур.

 

5. По большинству мнений, запрет на обувь относится только к кожаной обуви. По этой причине большинство евреев носят резиновую обувь в Йом Кипур. Тем не менее, существует и строгое мнение, запрещающее все виды твердой обуви и разрешающее только носки. Заметим, что некоторые снимают обувь хотя бы во время молитв, чтобы чувствовать, что стоят босиком.

 

6. В Йом Кипур супругам следует вести себя так, как будто женщина нида – то есть спать на отдельных кроватях, стоящих на расстоянии, и не касаться друг друга. 

 

7. В Йом Кипур мы молимся пять молитв. Пятая называется нэила – закрывание небесных ворот. Это последний шанс использовать свет этого праздника для полного возвращения. Разумеется, вернуться к Создателю можно всегда, но в Йом Кипур нам дается особая сила для возвращения.

 

8. После Йом Кипура делают Авдалу не как после Субботы, но и не как после праздников. В отличие от Субботы, на вкусно-пахнущие пряности благословение не делается. На огонь делается благословение, но нужно выбрать огонь, который горел весь Йом Кипур. Обычно до Йом Кипура зажигают длинную свечу, символизирующую душу человека, и после праздника ее используют для Авдалы.