Несколько слов о коэнах.

 

 

Однажды, во время чтения Торы в синагоге, профессор Карл Скореки  задумался, когда первым к Торе вызвали сефардского коэна из Марокко. Надо заметить, что коэн - потомок Аарона по мужской линии, вызывается к Торе всегда первым. Др. Скореки сам является коэном, а сейчас к Торе был вызван коэн внешне совсем на него не похожий. “Согласно еврейской традиции, у нас общий прародитель, живший 3300 лет назад”, задумался Др. Скореки. Интересно, можно ли это проверить с помощью генетики.

 

Сам профессор, будучи ученым давно занимающимся исследованиями в этой области, связался с одним из ведущих экспертов профессором Майклом Хаммером. Началась проверка гипотезы: коэны являются прямыми потомками (по мужской линии) одного человека, жившего порядка трех тысяч трехсот лет назад. Результаты исследований были потрясающими: определенный порядок из шести хромосомных отметок встречается у каждых 97 из 106 коэнов взятых случайным образом из разных еврейских общин. Вероятность случайного совпадения такого результата меньше одной сотой процента. Ученым также удалось оценить, что общий предок всех коэнов должен был жить примерно 106 поколений назад – это число полностью согласуется с временем жизни Аарона - 3300 лет назад. Интересно заметить, что среди евреев не являющихся коэнами, тоже существуют некоторые, имеющие эти шесть хромосомных отметок. Причину легко объяснить - по еврейскому закону, сын коэна часто может сам коэном не являются. Дело в том, что целый ряд женщин (например разведенная) не должны выходить за муж за коэна. Если у коэна рождается ребенок от такой женщины, этот ребенок не коэн. Тем не менее, он будет носителем генетического отпечатка потомков Аарона.

 

Интересно, что исследования ученых предоставляют нам научные доказательства ещё одного факта: еврейские женщины почти никогда не изменяют своим мужьям. Если бы даже небольшой процент женщин имели детей не от своих мужей, то за 106 поколений, процент коэнов все ещё сохранивший этот набор хромосомов, был бы очень маленьким.

 

Ещё одно важное замечание: исследования по отношению к коэнам наиболее замечательны тем, что коэн всегда должен являться потомком Аарона по мужской линии. Если исследовать генетический код других евреев, то среди нас есть также потомки герим – переходцев в Иудаизм, поэтому следует ожидать больший процент людей с непохожими генами. При всём при этом, даже исследования остальных евреев (разбросанных по всему миру) показали, что их генетическая структура более сходна между собой, чем с генами народов, среди которых они проживали (например, генетическая структура среднего еврея из России более похожа на генетическую структуру Йеменского еврея, чем на генетическую структуру русского.)

 

Расскажем теперь несколько слов о святости коэнов.

 

Тора неоднократно повторяет, что Всевышний выбрал Аарона и его потомков для служения в храме. При этом, из за особой святости семени Аарона, им запрещено многое, что разрешено любому другому еврею, каким бы праведным и знающим он не был.

 

1. Как мы уже упомянули, некоторые женщины не могут стать женой коэна. Разведенная женщина и "геёрет" - женщина, которая родилась нееврейкой и перешла в иудаизм - запрещены коэну. Любая женщина, которая когда-либо имела отношения с запрещенным ей мужчиной (например с неевреем) даже если это была не её вина (к примеру, она была изнасилована) запрещена коэну. Наконец, дочка коэна и запрещенной ему женщины не может выходить замуж ни за какого коэна. Также, если от коэна и запрещенной ему женщины рождается сын, то его дочка, дочка его сына, дочка его внука и так далее - все запрещены коэну.

 

2. Коэн не может находиться в одном помещении с мертвым телом и даже с частью от мертвого тела. Тем более, коэн не может ходить на кладбище или касаться мертвых тел. Только если умер ближайший родственник коэна (отец, мать, сын, дочь, жена, брат или незамужняя сестра) - он может  участвовать в похоронах. Исключение составляет случай, когда тело покойного не сохранилось полностью, например, его части были отрезаны во время операции. Даже когда коэну разрешено участвовать в похоронах, он не должен подходить ни к каким другим мертвым телам.  (Заметим, что иногда деревья, растущие около кладбища нависают над дорогой, проходящей рядом. В такой ситуации бывает, что коэну запрещено проходить там.)

 

3. У коэна существует привилегия – благословлять народ особым благословением. Это благословение состоит всего из трех предложений, включающих 60 букв - тем не менее, много сотен страниц комментарий (в том числе комментарий каббалы) написаны о нем. (Кстати, недавно в раскопках, был обнаружен медальон, почти трех тысячелетней давности, и на нем было выгравировано благословение коэнов. Изумлению ученых не было предела, когда они узнали, что это благословение произносится слово в слово в каждой синагоге мира - ведь обычно археологи привыкшие иметь дело с цивилизациями этой эпохи (Аммон, Моав, Эдом и так далее) знают, что их след давно простыл. Выражаясь языком Марка Твена - еврей видел их всех и пережил их всех ...)

 

4. Кроме возможности благословлять народ, у коэнов есть ещё немало привилегий:

 

- В любом собрании, коэну обычно дается первое слово. Если во время еды присутствовал коэн - ему предлагается делать "зимун" - приглашать остальных, делать благословение после еды. Во время чтения Торы, коэна вызывают первым.

- При определенных обстоятельствах, Тора предписывает нам выкупать перворожденного мальчика у коэна, давая ему пять Серебренников (сегодня, когда цены на серебро довольно низкие, это примерно 30 долларов.)

 - В земле Израиля, нужно также отдавать коэну части урожая, некоторые части животного, а также шерсти, состриженной с овцы. Кроме того, с теста снимается хала и отдается коэну. Так как коэн может есть халу только когда он ритуально чист, а сегодня очиститься таким образом невозможно, (ведь для этого требуется пепел красной коровы), в наше время хала сжигается. Этот закон относится также к хале, снятой с теста вне земли Израиля.