Глава Кедошим.

 

Законы уважения и любви к другим и запрета приводить других к греху.

 

1. Целый ряд общих и конкретных заповедей охраняет наши отношения с другими людьми. Тора учит нас не ненавидеть ближнего в сердце своем и любить ближнего как самого себя. Нужно желать другим самого лучшего, и запрещено желать им того, чего мы не желали бы себе. Запрещено также мстить и хранить злобу против другого. Если другой еврей хочет совершить грех, Тора заповедует нам упрекнуть его. Тора запрещает нам проклинать даже глухого и ставить камень преткновения перед слепым.

 

2. Наши мудрецы объясняют, что под камнем преткновения имеется в виду не только физический камень, но и любой плохой совет, любая акция, несущая ущерб другому запрещена. Также, в этот запрет включается любое действие или слово, которое помогает другим грешить. По этой причине, нельзя продавать или одалживать другому еврею любую вещь, с помощью которой он будет совершать грехи (одолжить машину, если мы знаем, что он будет ездить на ней в Субботу, продать нескромную одежду женщине и так далее.) Помогать нееврею, нарушать один из семи законов Ноаха также запрещено. Разумеется, по отношению к  этому закону, существует много деталей, и исключений. Поэтому в каждом конкретном случае, если человек открывает, который может привести других к греху, он должен посоветоваться с раввином.

 

3. Тора заповедует нам уважать старых и мудрых. Это означает, что нужно вставать перед пожилым человеком, которому более семидесяти лет (по мнению некоторых мудрецов каббалы, перед шестидесятилетним старцем тоже нужно вставать.) Даже если этот пожилой человек не мудрец Торы, постольку, поскольку он не грешник, когда он подходит к нам на расстояние в два метра, перед ним нужно встать (тем более невежливо разговаривать с ним сидя, когда он стоит.) Мицва вставать перед мудрецом Торы, даже если он не стар. Перед своим раввином (от которого мы научились большинству наших знаний) или перед мудрецом поколения, нужно встать, даже если он находится ещё на расстоянии.

 

Законы запрета вырывания волос в знак траура, сбривания волос висков и бороды, и наложения татуировки.

 

1. Тора запрещает нам имитировать идолопоклонников - запрещено специально одеваться по нееврейской моде, и стричься как неевреи (в том числе оставлять длинную челку - чуб.) Если мы надеваем какую-то одежду потому, что она удобна, не пытаясь копировать неевреев - это разрешено (если конечно эта одежда скромная.) Тора также запрещает нам выдирать волосы или резать кожу, как знак горечи из-за умершего родственника. Делать татуировки - тоже запрещено Торой.

 

2. Еврейским мужчинам запрещено сбривать виски и бороду. По большинству мнений запрещается сбривать полностью волосы висков до конца уха (то есть до уровня конца верхней челюсти.) Тем не менее, многие полагаются на мнения некоторых раввинов, что достаточно оставить виски до примерно уровня глаз. Бороду нельзя брить лезвием, но по многим мнениям разрешается постричь её или снять полностью с помощью крема (имеется в виду тот крем или порошок, который застывает на поверхности лица, и потом его можно соскоблить вместе с отставшими волосами.) С появлением электрических бритв, перед раввинами встала задача решить, похожа ли эта бритва по закону Торы на лезвие или нет. Большинство раввинов не разрешили использовать электрическую бритву (ведь на самом деле, даже если она не снимает полностью волосы, тем не менее, остаток волос не заметен для человеческого глаза, и кожа выглядит абсолютно гладкой.) Тем не менее, некоторые раввины разрешали использование определенных электрических бритв, но и, по их мнению, нужно выбирать те бритвы, которые оставляют как можно больше. Заметим здесь, что согласно мнению Аризаля (которому следует, в том числе большинство Хасидских евреев) не следует ни брить, ни стричь бороду вообще.