Интересные и смешные истории, шутки и каламбуры, взятые из Талмуда и некоторые собственные пародии Хаима.

 

Эту пародию я написал, когда прочел в еврейской газете, что 8 реформистских организаций отказались участвовать на Ханукальной вечеринке, организованной в честь Израиля Азербайджаном, в том числе утверждая, что Азербайджан, (почти единственный мусульманский союзник Израиля), не соблюдает «права человека». При  этом те же организации с удовольствием встречаются с откровенными врагами Израиля, в которых права человека на уровне средневековья, если не хуже.

 

Ханука, 2030 год. Еврейский журнал Бруклин Джуиш Таймс. Новости дня. Из брошюры группы женщин «американских евреек-реформисток»:

Группа женщин «евреек-реформисток» в очередной раз выступила с критикой негуманного обращения с роботами. «Они почти как люди, и каждый уникален сам по себе» заявила официальная представительница движения, «и, тем не менее, все еще считается легальным разбирать их на запчасти, или просто выбрасывать после поломки. Наша организация уже организовала (за деньги фонда Ксорокса) санаторий для престарелых роботов, куда вы можете сдать ставшим ненужного робота, за умеренную плату ($10000 в месяц). Там вашему роботу будет предоставлен прекрасный уход, и интеллектуальное общение с себе подобными. У нашей организации пока не хватает денег для постройки дополнительного корпуса, поэтому, пожалуйста, посылайте ваши дотации в нашу благотворительную организацию.  В особенности мы просим вашей помощи сейчас, в праздник нашего освобождения. Мы уже добились, что американский конгресс принял закон о правах обезьян, а теперь не успокоимся, пока и роботов не признают, как мыслящих существ с легальными правами. Наш девиз: мы с тобой братья по разуму – ты и я.» (На обложке робот, зажигающий Ханукальную Менору).

 

Ортодоксальные раввины как обычно отнеслись к этой новости отрицательно. «Зажигание роботом Меноры – некошерно», прокомментировал представитель центрального американского раввинского комитета. Большинство  наших раввинов постановило, что только человек может зажигать даже дополнительные свечи после первой, хотя они являются лишь Хидур Мицва». Единственное, что можно разрешить с помощью робота – это зажигание свечей заново, после того как они сами потухли. Напоминаем, что после того как свечи зажжены, Менору нельзя переносить с места на место, даже с помощью робота.

 

Также многие американские нееврейские организации восприняли очередную инициативу «женщин-реформисток» в штыки:  «мы считаем неэтичным думать сейчас о правах роботов, когда в Африке все еще умирают люди от голода» сообщил представитель организации «протянутая рука помощи», занимающейся распределением еды в Танзании и Мозамбике. На это представительница «женщин-реформисток» ответила, что не позволит забывать о правах роботах в нашей стране, сказав «charity starts at home». Наш новостной портал продолжит держать вас в курсе развивающихся событий.

На серьёзной ноте: разумеется, вопросы, поставленные ортодоксальными раввинами, действительно будут иметь место в недалеком будущем. Но то, что мы написали от имени реформистских организаций – лишь беззубая пародия, на то, чем эти люди обычно занимаются. Часто на самом деле их активность не так уж безобидна, и они приносят реальных ущерб.

 

В уездном городе N, одна еврейская организация разослала мало-знающим евреям брошюру про Хануку. Составители брошюры очень постарались просветить малограмотных представителей нашего народа. Они снабдили свою публикацию красивыми глянцевыми фотографиями, а на обложке поместили Владимира Путина, зажигающего Ханукальную Менору на фоне Кремля. Не забыли поместить несколько карикатур, дружеских шаржей, ребусов и шарад к Хануке, а также несложный кроссворд. Отсутствовала лишь «спортивная секция» о победе Израильских Маккавеев против Испанских футболистов. «Теперь и евреи нашего города будут знать, что такое Ханука», говорили они, потирая руки. Пенсионер Семен Абрамович с удовольствием прочел брошюру, и сам смастерил дрейдл по всем правилам. Его внучка Юлечка помогла красиво раскрасить дрейдл в разные цвета и нарисовать буквы ù, ð,  â и ä  в точности по рисунку в брошюре. Жена Семена Абрамовича, Инна Израилевна напекла латкес по рецепту из брошюры. В квартире как раз нашлись все положенные ингредиенты. Только не хватило яиц, пришлось занять у соседки. Ну а насчет свечек, которых в доме не оказалось, они решили подождать до следующего года. «Достаточно, что две из трех мицв праздника мы сделаем, как положено», сказал довольный Семен Абрамович! Многовато и свечи зажигать и в дредл играть, и латкес есть, достаточно пока будет отпраздновать Хануку, играя в дрейдл и поедая латкес.

На серьёзной ноте: эта история действительно произошла почти так, как описана. Меня попросили помочь посмотреть на брошюру про Хануку, сделанную для Украинских евреев, и вместо основного упора на законы зажигания свечей, там было все что угодно, и единственное, чего не хватало для полного счастья, это спортивной секции!

 

Пародии к Пуриму:

  

Всемирный Потоп:

Первое чтение

И растлилась земля пред Всесильным, и переполнилась развратом. И увидел Всесильный землю, и вот: растлилась она, по всему интернету пересылают развратные картинки, и извратила всякая плоть путь свой на земле. И сказал Всесильный Ноаху: Определен мною срок гибели всякой плоти, ибо земля переполнилась развратом из-за них, и вот Я гублю их вместе с землею. Отдели же свои компьютеры и мобильные телефоны от всемирной сети и построй себе собственный генератор тока, и подключи к нему холодильник со всякой пищей, чтобы была еда у тебя. А Я - вот Я затопляю весь интернет вирусами, чтобы сломать все компьютеры и айфоны, которые присоединены к всемирной сети, - вся электроника на земле под небесами перестанет функционировать. Но с тобой скреплю Я союз Мой, и отделишься ты от фэйсбука, и ты, и твои сыновья, и жена твоя, и жены твоих сыновей. И из всех программ и языков программирования, из всякой электронной энциклопедии, по две копии введи в свой компьютер, чтобы сохранились они с тобою. И  сделал Ноах все, как повелел ему Всесильный, все в точности сделал.

Второе чтение

И сказал Б-г Ноаху: Отключись ты, и вся семья твоя от интернета, ибо тебя увидел Я праведным предо Мной в этом поколении. Ибо еще через семь дней Я залью весь интернет вирусами сорок дней и сорок ночей, и все компьютеры станут бесполезными. И отключились Ноах и его сыновья, и жена его, и жены сыновей его вместе с ним от интернета, спасаясь от вирусной атаки. И было, спустя семь дней вирусы нахлынули на землю. И перестали работать все компьютеры, и отключились все приборы, зависящие от компьютеров, от электростанций больших и до холодильников малых и ток перестал поступать по проводам, и темнота наступила и протухла вся пища. И лишь компьютеры Ноаха одни продолжали работать. И вспомнил Всесильный Ноаха, и всех компьютеров, бывших с ним в доме, и пронесся над землею дух умиротворения, посланный Всесильным, и перестали вирусы действовать.

Третье чтение

И обратился Всесильный к Ноаху: Можешь снова подключить все приборы – ты и жена твоя, и сыновья твои, и жены сыновей твоих вместе с тобою. И построил Ноах «кошер нет» и установил он антивирусную программу, и выставил он информацию из всех спасенных баз данных для просмотра любому. И принял Б-г благосклонно это, и сказал Б-г в сердце своем: Не буду больше проклинать землю из-за человека, ибо побуждения сердца человека дурны с юности его, и не буду больше губить всю электронику, как Я это сделал. И благословил Всесильный человечество, и сказал им: Плодитесь и размножайтесь, наполняя землю программами!

 

Вавилонская башня:

 

Вы не задумывались, почему существует так много языков программирования?

Вначале в мире программирования использовали один и тот же язык, состоящий из нескольких слов: ассемблер. И первые компьютеры не имели экрана, и информация вводилась с помощью перфокарт. И сказали программисты друг другу: давайте построим персональный компьютер, которым все смогут пользоваться. И сказали они: соединим же его во Всемирную Сеть Интернета, чтобы сделать себе имя, и чтобы не чувствовали мы разбросанными по всей Земле. И Г-сподь спустился посмотреть, что это программисты разрабатывают. И сказал Г-сподь: если эти программисты будут кодировать на одном языке, как они начали делать, компьютер будет очень прост в освоении, и он заменит все рабочие места в мире, и станет множество безработных. Сойдем же и смешаем их языки, чтобы все они кодировали на разных языках, и постоянно продолжали писать новые программы, и заполняли землю новыми технологиями. И Г-сподь рассеял их по всей земле. Поэтому назвали первую фирму массового производства компьютеров «IBM», потому что хотели они привести к ОБМЕНУ информации, а привели к ОБМАНУ пользователей.

 

Загадка: Какое слово в мегиле подсказывает другой американский праздник? (Подсказка: это не Хэллоуин).

 

Ответ: В начале мегилы упоминается правление Ксеркса от Индии (Ходу) до Эфиопии. Американский праздник День Благодарения происходит от такого же слова (Ходу – благодарить, хотя с другим ударением), а также индейка, которую едят в этот, праздник называется на иврите «тарнеголь ходу» - индейская курица, (кстати, некоторые едят индюка на Пурим, который рассматривается как намек на Ахашвероша). Заметим, что День Благодарения по своей идее на самом деле похож на Пурим (см. также Мишна Берура 686:5).

 

 

Стихотворения:

 

Комментарий ученика ешивы к стихотворению Николая Алексеевича Некрасова.

 

Однажды, в студеную зимнюю пору,
Я из лесу вышел; был сильный мороз.

Я надеюсь, что он оделся как следует, ведь наши мудрецы учат (Кетубот 30а) «Все в Руках Небес кроме [возможности заболеть] от холода и жары».


Гляжу, поднимается медленно в гору

Лошадка, везущая хворосту воз.

Ну если он везет только ненужный хворост то это можно разрешить, (см. Бава Кама 81а), и на похожих условиях Йехошуа дал нам в наследие землю Израиля. Но боюсь я, что не хворост он там везет, а полноценные дрова он под хворостом везет.

 

И, шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичок
В
 больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах... а сам с ноготок!

 

Конечно, папа ворует, ребенок везет. Даже если он причинит ущерб, папа не обязан ничего  платить (Бава Кама 87а). Ведь до бар мицвы сынишка ни за что не отвечает. 

 

Винни Пух: Кто понял кашию в геморе тот поступает мудро тарам тарам … на она и кушиа.

 

Когда нет каши в голове, решаем кашию в геморе!

 

Поэма девочки из Бет Якова:

(Пародия на одно из любимых стихотворений Успенского «если был бы я девчонкой»).

 

Если б я была мальчишкой

Я бы время не теряла.

На айподе б не играла

Я Талмуд бы изучала.

Я бы стала Рош Ешивой

Я давала бы урок

Шиту Тосафот с Рамбамом

Я связала бы в клубок.

В Талмудическое море

Окунувшись всей душой

Я б такой Хидуш открыла

Своей мудрой головой

Отчего же я не мальчик

Мудрость пропадает зря

Папа сразу бы сказал мне

Горд тобою, дочь моя!

 

Смешные истории, шутки и афоризмы Талмуда.

 

(Эйрувин 53б). Однажды Р. Йехошуа остановился в одном трактире, и не оставил хозяйке пеа от своей еды, (у них было принято отдавать часть еды прислуге, и это называлось пеа, как пеа поля – край, который оставляли неубранным, и его собирали бедняки). На следующий день он опять все съел, и ничего ей не оставил. На третий день она бухнула в еду кучу соли. Он попробовал, и все оставил, и ел только хлеб. Она ему говорит: «почему Вы не кушаете?» Он отвечает: «Я не голоден, уже поел раньше». - «А тогда зачем вы хлеб едите? Может [вы оставили мне всю тарелку в компенсацию] за первые два дня, когда вы не оставили мне пеа

 

В пустом сосуде одна монетка громко звенит (тогда, как если сосуд заполнен монетами, даже если его потрясти, звона не будет. Также и человек, который не вмещает много мудрости, очень кичится тем немногим, что он знает, Бава Мециа 85б.)

 

Тот, что ест на рынке, подобен псу, и не может быть кошерным свидетелем в суде (Кидушин 40б).

 

Один мудрец обучал законам Песах, и сказал, что для теста нужно использовать «маим ше-лану» - воду, которая простояла ночь в помещении, чтобы она охладилась. Но его поняли, что годится только «маим шелану» - наша вода, и на следующий день выстроилась очередь за его водой (Песахим 42а).

 

Лжесвидетеля презирают даже те, что его наняли (Санхедрин 29а).

 

Семь качеств относятся к болвану, а семь –к мудрому. Мудрый не высказывается первым, перед тем, кто мудрее, и не перебывает, и не торопится отвечать, спрашивает по существу и не дает уклончивых ответов, и на первый вопрос отвечает сначала, а потом на второй. Если он не знает ответа, он так и говорит, и (если ошибся), он признает правду,  а болван все это делает наоборот. (Пирке Авот 5:7).

 

Р. Элиэзер сказал: Вы видели в своей жизни оленя, занимающегося сборкой урожая, или льва, работающего носильщиком, или лисицы, владеющей магазином? Если они кормятся без проблем, хотя они были созданы, чтобы служить мне, то тем более я должен получать пропитание без сложностей, ведь я был создан, чтобы служить Творцу! Но из-за грехов мне [приходится зарабатывать свой хлеб в поте лица] (Кидушин 82б).

 

Раба обычно начинал урок с шутки (Шаббат 30б).

 

Однажды Р. Ишмаэль, сын Р. Йоси шел по дороге, и встретил мужчину несущего груз хвороста. Тот положил ветки на землю, отдохнул, а затем сказал Р. Ишмаэлю, чтобы тот помог ему взвалить груз на плечи. Р. Ишмаэль [который был богатым и страдал избыточным весом] спросил: «Сколько стоит весь этот хворост?» Мужчина ответил: «Половина зуза (пол-динара)». Рабби Ишмаэль заплатил ему половину зуза и сказал «Хефкер» (я объявляю это бесхозным). Этот человек снова завладел этим бесхозным хворостом, и опять сказал Рабби Ишмаэлю, чтобы тот помог ему взвалить груз на плечи. Рабби Ишмаэль дал ему еще пол зуза, и снова объявил палки бесхозными. Увидев, что этот человек снова собирается забрать хворост себе, он добавил: «Я объявил эти палочки бесхозными для всех, кроме вас» (Бава Мециа 30б).

 

Один сын вдовы спросил у Р. Йехошуа, если и мама и папа просят стакан воды, кого обслужить первого? Тот ответил, что папу. А если родители разведены? Он сказал: я вижу по твоим глазам, что твоя мать вдова, [но раз уж ты спрашиваешь глупые вопросы, то чтобы никого не обделить] налей им воду в тазик и кукарекай как петух (Кидушин 31а).

 

(Кидушин 65б): Из заморской страны приехали двое мужчин и женщина, и с ними сверток с вещами. Первый мужчина говорит: «это моя жена, это мой слуга, а это мои вещи», второй мужчина говорит: «нет, это моя жена, это мой слуга, и это мои вещи». А женщина говорит: «эти двое - мои слуги, а вещи - мои». Мудрецы приняли «Соломоново» решение: оба пишут ей гет, и она получает Кетубу с вещей. (Разумеется, детали применения этого решения непросты и обсуждаются Талмудом.)

 

Почему мудрецы Торы в Вавилоне так красиво одеваются? Потому, что они не особо разбираются в Торе [и получают свою долю уважения лишь за величественную одежду] (Шаббат 145б). (Это и следующие утверждения показывает как евреи Израиля и Вавилона нередко подтрунивали друг над другом.)

 

(Песахим 113б): Трое ненавидят друг друга: собаки, петухи, персидские маги …  а по некоторым мнениям также мудрецы Торы в Вавилоне. (Интересно, что эти утверждения дошли до нас именно из Вавилонского Талмуда, что показывает, что наши мудрецы имели чувство юмора и не обижались!)

 

В Вавилоне было принято есть кашу с хлебом, на что Р. Зеира говорил: Эти глупые Вавилоняне, которые едят хлеб с хлебом (Бейца 16а).

 

(Шаббат 145б): Р. Йоханан (из Израиля) плевался, когда вспоминал «Кутах Абавли» (Вавилонский соус). На это сказал Р. Йосеф (из Вавилона): А мы тоже можем плеваться, вспоминая какую курицу делает Израильский мудрец Р. Аба.

 

(Кидушин 72а): Персы похожи на медведей. Когда Р. Ами видел Перса на лошади, он говорил: медведь передвигается. На кого похожи Персидские маги? На «малахей хавала» (демонов разрушения). На кого похожи Йишмаэлитяне? На бесов в туалете.

 

Талмуд, Шаббат 10а: «В первом часу [после рассвета] кушают людоеды, во втором – бандиты, в третьем – [богатые] наследники, в четвертом – большинство людей, в пятом - рабочие, а в шестом (примерно в 11-12 дня) – едят мудрецы Торы (которые утром заняты Торой). (Заметим, что и мудрецы перекусывали перед занятиями, см. Сукка 27а, и вообще полезно утром поесть и не тянуть, см. также Бава Кама 92б и Бава Мециа 107б).

 

Талмуд, Эйрувин 65б: «По трем признакам определяют человека: БеКисо (по карману или кошельку), БеКосо (по стакану), и БеКаасо (и по гневу). В смысле, как себя человек ведет с деньгами, с выпивкой, и когда его разозлили.

 

Когда умер Р. Меир, Р. Йехуда сказал своим ученикам, чтобы они не пускали учеников Р. Меира на занятия, дескать, они не Тору хотят учить, а будут лишь закидывать риторическими вопросами. В результате, один из учеников, Сумхус, все-таки протиснулся на занятия и сказал, что согласно Р. Меиру невозможно сделать Кидушин женщине с помощью порции святой жертвы, которую дают в Храме коэну (и которую нельзя выносить из Храма). «Я же Вам говорил не пускать их», рассердился Р. Йехуда. Откуда в Храме быть женщине? (Дальше Талмуд таки объясняет, что вопрос может быть релевантным, подобная ситуация может возникнуть, например, если женщина сделала коэна посланником, чтобы принять Кидушин или если она все таки вошла в Храм. Наверно и Р. Йехуда учитывал эти возможности, но считал данные ситуации слишком маловероятными, и не хотел на это отвлекаться, Кидушин 52б, см. также Назир 49б).

 

Однажды Р. Йехошуа проходил по тропинке по частному полю. Какая-то девочка его спросила: Рабби, разве вы не знаете, что здесь поле [которое кому-то принадлежит]? Я ей ответил: но ведь я иду только по протоптанной тропинке [и это разрешается]. Она ответила: вот такие же бандиты, как Вы и протоптали эту тропинку (Эйрувин 53б).

 

Одна женщина сказала своей дочери: будь осторожна, когда изменяешь мужу, чтобы он об этом не узнал. Вот у меня десять сыновей, которых твой папа считает своими, а среди них только один его сын. Ее муж это случай подслушал, и когда умирал, сказал: я отдаю все свое имущество своему единственному настоящему сыну. После его смерти не знали, кому отдать имущество, и пришли к Рабби Бенаа. Раввин сказал сыновьям: идите и стучите по могиле отца, пусть он вам сообщит, кого он имел в виду? Девять из них пошли колотить по могиле, а один остался. Тогда  Рабби Бенаа сказал: все имущество этому сыну, [он настоящий, а остальные наглые, и наверно мамзерим] (Бава Батра 58а).

 

Один человек из города Нехардеи вошел в мясную лавку в Пумбедите и потребовал: «Дайте мне мяса!» Ему ответили: «Подождите, пока обслужат служку рабби Иехуды сына Йехезкеля». «Это кто такой Иуда бен Швискель, чтобы получать мясо до меня», воскликнул он с издевкой. Когда они пошли и сказали Рабби Йехуде, тот отлучил наглеца. Они сказали ему: «Он также имеет обыкновение называть людей рабами», после чего Р. Йехуда провозгласил, что он сам раб. Этот человек тогда вызвал его на суд перед Равом Нахманом. Когда приказ о вызове в суд был доставлен, Р. Йехуда сомневался, стоит ли идти (на суд к раввину ниже своего уровня), но Рав Хуна посоветовал ему пойти. По прибытии туда, Р. Йехуда увидел, что Р. Нахман делает перила. Он спросил, «разве Вы не знаете то, что сказал Шмуэль: как только человек назначен главой общины, он не имеет права делать работу в присутствии троих?» (В смысле, это унизительно, что раввин, глава общины, делает физическую работу при всех.) Дальше Талмуд повествует, как Р. Йехуда, раздраженный, что его вызвали на суд, на все, что делал или говорил Р. Нахман, приводил аргументы, что он все делает неправильно. В конце концов, жена Р. Нахмана, Ялта послала мужу записку, чтобы он поскорее отпустил этого раввина, иначе он и дальше будет издеваться, превращая Р. Нахмана в необразованного простолюдина. «Что означает ваше путешествие сюда?», спросил его Р. Нахман. «Ты послал мне приказ о вызове в суд», ответил тот. «Я ведь даже не понимаю Вашу глубокомысленную речь, как же я мог Вас вызвать на суд?» Вслед за этим Р. Йехуда вытащил вызов из-за пазухи и простер ему. «Тем не менее, так как Вы пришли сюда», сказал Р. Нахман, «давайте обсудим этот вопрос, чтобы вызвавший Вас не сказал, что раввины покрывают друг друга». «Почему вы отлучили этого человека»? «Потому что он оскорбил служку раввина». Тогда Вы должны были наказать его плетьми, ведь Рав наказывал плетьми тех, кто издевался над посланником раввина». «А я поступил с ним еще более строго». «А почему Вы объявили, что он является рабом?» Р. Йехуда ответил: «Потому что он имеет обыкновение называть других людей рабами, и тот, кто называет других некошерными, сам является некошерным, и никогда не говорит ничего хорошего про-других». «Но ведь это только подозрения» ответил Р. Нахман, «разве можно на базе этого заключать, что человек раб?» В этот момент прибыл сам этот человек: «Вы называете меня рабом! Я происхожу из царского рода Хашмонаев!» Р. Йехуда ответил: «Ага, вот Шмуэль и сказал: тот, кто утверждает, что происходит из Хашмонаев, на самом деле слуга, т.к. все потомки Хашмонаев погибли, (и на самом деле это потомки Ирода утверждают, что они происходят из Хашмонаев)» (Кидушин 70).

 

Семь миров проходят над человеком за его жизнь: первый мир: он как король и все его целуют. Второй мир: он как свинья, везде лазает и все кладет в рот. Третий мир: он прыгает как козел. Четвертый мир: он похож на лошадь, гордится своей молодостью и хочет жениться. Женился, начался пятый мир: он тяжело работает, как осел. Шестой мир: родились дети, и он бегает за пропитанием, как собака. Седьмой мир наступает к старости: он подобен обезьяне, ведет себя как ребенок, и возвращается к временам своего детства. Он становится все более похожим на обезьяну, ест как ребенок, и задает глупые вопросы (Кохелет Рабба 1:3).

 

(Дерех Эрец Рабба, 7): Однажды Рабби Авива пригласил двух учеников на трапезу, и дал им такую еду, которую невозможно было взять не запачкавшись. Один ученик принялся тогда есть хлеб, а другой стал двумя руками разрывать пишу. Р Акива сказал ему: Ты бы еще ноги засунул в тарелку. Потом Р. Акива принес им обычную еду, сказав, что он просто хотел проверить, кто из них знает как себя вести.

 

(Хулин 139б) У царя Ирода, (который сам происходил из рабов, и очень беспокоился о собственном уважении), были голуби, которых научили все время чирикать «Кири Кири» (Царь! Царь!). Но один голубь не хотел чирикать. Ему сказал другой голубь: Тупица, повторяй «Кири Кири», на что тот ответил: Сам тупица, повторяй «Кири Бири» (царь – слуга). После этого слуги Ирода убили этого голубя. 

 

(Песахим 49а): Мудрец Торы, который все время ходит на разные трапезы, в результате разрушит свой дом, забудет свои знания, и оскверняет Имя Всевышнего, а его начинают называть «облизывающий тарелки».  

 

(Кидушин 81): Плимо говорил каждый день [когда делал мицвы]: «Это стрела в глаз сатану!» Однажды [Сатан решил его проучить]. Это было накануне Йом Кипура, он замаскировался бедняком и пошел и позвал у двери Плимо. Ему вынесли хлеба. «В такой день, - умолял он, - когда все едят внутри, а я снаружи?» Его впустили, и ему был предложен хлеб. «В такой день, - убеждал он, - когда все сидят за столом, а я один!» Он был приведен и сел за стол. Его тело было покрыто гнойными язвами, и он вел себя отталкивающе. «Сядьте правильно», - упрекнул его Плимо. «Дай мне стакан». Ему дали, он кашлянул и плюнул в него мокроту. На него гаркнули, [после чего он сделал вид, что] упал в обморок и умер. Тогда они услышали, как люди кричат: «Плимо убил человека, Плимо убил человека». Плимо убежал, и спрятался в туалете. Он [Сатан] последовал за ним, и Плимо упал перед ним. Видя, как он страдает, Сатан раскрыл свою личность и сказал ему: «Почему ты всегда говоришь так»? «А как мне говорить»? Ты говори: «Пусть Милостивый Б-г упрекает сатана».

 

Про судей, которых назначают за деньги сказано «не делайте себе богов из серебра и золота». А их одежда имеет статус седла осла (Иерусалимский Талмуд, Бикурим 11б).

 

Ребби пригласил всех мудрецов на свадьбу сына, но не пригласил Бар Каппару, (который слылся шутником). Тогда Бар Каппара сделал надпись у входа к Ребби: чему радоваться, если все мы когда-нибудь умрем. В результате Ребби пригласил Бар Каппару, но попросил его не смешить, пообещав за это заплатить. Но Бар Каппара все равно стал веселить собравшихся, рассказывая притчи про лису. В результате все слушали Бар Каппару, и еда осталась нетронутой, после чего Ребби сказал Бар Каппаре, что тот ничего не получит (детали этой истории можно восстановить из Вайикра Рабба, 28:2, и Талмуда, Недарим 51а).  

 

Однажды Р. Шимону бен Шатаху пришлось убегать из-за гнева царя Яная. Позже персидские мудрецы приехали к царю, и спросили, почему на трапезе не присутствует тот мудрый еврей, который присутствовал в прошлый раз, и излагал глубокие мысли? Царю пришлось пригласить Р. Шимона бен Шатаха, пообещав ему, что он не тронет его. Янай приказал, чтобы Р. Шимону бен Шатаху принесли стакан вина, чтобы он мог сделать «зимун» (приглашение делать благословение после еды, начинающееся словами «Благословим Того, Чью пищу мы ели»). Тот начал «Да благословим за ту еду, которые ели Янай и его друзья». Опять ты [издеваешься над царем], сказал ему Янай. А как мне сказать, ответил мудрец? Может сказать: «Да благословим за еду, которую мы не ели?» Тогда его накормили, и он сделал зимун (Йерушалми, Берахот 54а).

 

Р. Шимон бен Йохай однажды пришел навестить больного, а тот лежит и проклинает Всевышнего. Р. Шимон ему говорит: бездарь, что же ты делаешь, тебе же нужно молиться за выздоровление. Тот ответил [ах так, тогда] пусть Всевышний заберет эти страданья от меня и пошлет их тебе! Сказал [про себя] Р. Шимон: по заслугам мне воздал Всевышний, [что я получил проклятья от этого оболтуса]. Не надо было мне прерываться от занятий Торой, и болтать с ним пустые разговоры (хотя мицва навещать больных, но таким как этот бесполезно читать проповеди, Авот Дерабби Натан, 41:1).

 

(Масехет Дерех Эрец, 5, Масехет Кала, 9). Однажды к Р. Йехошуа пришел молодой человек, тот его очень хорошо обслужил и положил на ночлег на второй этаж, а лестницу забрал. Ночью тот встал, собрал вещи хозяина в свой мешок и полез наружу, но т.к. лестницы не было, он упал. Наутро, Р. Йехошуа нашел его валяющимся, и тот корчится от боли. Сказал ему Р. Йехошуа: «разве так поступают?» Тот ответил: «я же не знал, что Вы забрали лестницу». Тот ответил: «я еще вчера подозревал тебя». Отсюда сказал Р. Йехошуа: «Пусть каждый будет в твоих глазах [возможным] бандитом, но оказывайте ему уважение, как Раббан Гамлиэлю

 

(Бава Кама 60а): Один мудрец имел двух учеников, один хотел учить халаху, а другой Агаду. Учитель рассказал им тогда притчу: у человека с проседью было две жены, одна молодая, другая пожилая. Пожилой было совестно жить с человеком моложе ее, и потому всякий раз, как он к ней приходил, она выдергивала у него черные волосы, а молодая хотела скрыть, что ее муж старый, и вырывала у него седину. Так ощипывали его то одна, то другая, и в конце концов он остался лысым. Также и Вы не даете  мне рассказать ни Агаду ни Халаху. В конце концов, раввин дал урок, который включал и Агаду, и Халаху. (Кстати, эта притча основана на басне Эзопа, который заключает ее такой моралью: так повсюду неравенство бывает пагубно.)

 

(Йерушалми, Мегила 6б): Рабби Ехуда Насиа Р. Ушие послал на Пурим кусочек мяса и бутылочку вина. Тот ему передал сообщение: Рабби, Вы этим выполнили заповедь давать подношения бедным (Матанот Лаэвьйоним). Тогда он послал ему бочку вина и тушу мяса. После этого Р. Ушиа ему передал: Вот теперь  Вы выполнили заповедь давать подарки друзьям. (Когда Рабби Ехуда Насиа, который был мультимиллионером, послал такой скромный подарок, его друг и ученик Р. Ушиа ответил, что такое сойдет, как подношение бедным, и только получив достойный подарок, он сказал: А вот это - подарок друзьям.)

 

(Берахот 62б): Р. Сафра сидел в туалете, к двери подошел Р. Абба и кашлянул [чтобы привлечь внимание]. Р. Сафра отозвался «заходите». После того, как он вышел, Р. Абба ему сказал: «Ты еще не приехал в Землю Сеир, а уже научился вести себя как Сеирим». (Здесь используется игра слов, Сеир – земля, где жили Эдумяне, но Сеирим также значит «демоны». Р. Абба хотел сказать, что неприлично вдвоем ходить в туалет, и так поступают только нескромные ЭдумянеНо Р. Сафра считал, что может Р. Аббе невтерпеж, поэтому он сказал ему войти).

 

Царь построил дворец, но установил канализацию прямо перед входом. Прохожие восхищаются прекрасным замком, но не забывают упомянуть, что вонючие отходы все портят. На что эта история намекает? Хотя из человека выходят противные отходы, тем  не менее, он очень горделив. Тем более, если из него бы выходили приятные запахи, как бы он тогда гордился (Авот Дерабби Натан, 19:3 в комментарии изречению из «Поучений Отцов», что человек должен помнить, что он происходит из вонючей капли, и поэтому [не гордиться и] не грешить).

 

Наши раввины учили: трое кричат, и [Всевышний] им не отвечает [потому, что они сами виноваты в своем несчастье]. Тот, кто имеет деньги и дает их в долг без свидетелей; приобретающий себе хозяина; и подкаблучник своей жены. Что значит «приобретающий себе хозяина?» Некоторые говорят, что имеется в виду тот, кто приписывает свое богатство нееврею [чтобы другие евреи от него не просили денег, но позже нееврей подаст на него в суд, и приведет свидетелей, что этот человек сам признал, что это его деньги принадлежат нееврею]. Другие объясняют, что имеется в виду тот, кто передал свое имущество своим детям еще при жизни, [и больше дети его не уважают, т.к. уже получили свое наследство]. Другие говорят, что это тот, кому плохо в его городе, и он не переезжает [искать свое счастье] в другом месте (Бава Мециа 75б).

 

Молчание подобает даже для умным, тем более глупым (Песахим 99а). (Льву Толстому очень нравилось это изречение).

 

Если слово стоит один шекель, то молчание – два! (Мегила 18а).

 

Наши мудрецы предпочитали не говорить ничего негативного, или выражаться подсказками, как иллюстрирует следующая история. 

Йоханан Хакука выезжал в деревню. Когда он вернулся, его спросили: «ну, как в этом году растет пшеница?» Он не хотел отвечать: «плохо», и сказал: «в этом году хорошо растет ячмень». Ему тогда ответили в шутку: «это ты можешь сообщить лошадям и ослам» (в смысле, в те времена ячменем в основном кормили животных). Талмуд спрашивает: А как следовало ему сказать (чтобы бы они поняли, что в этом году пшеница растет плохо)? Он мог сказать: «чечевица растет хорошо», или: «в прошлом году хорошая пшеница выросла» (Песахим 3б).

 

Один праведник был женат на праведнице, но у них не было детей. Они решили развестись, но во второй раз ей попался грешный муж, а ему грешная жена. В результате, грешная жена испортила мужа, а праведница превратила своего мужа в праведника. Отсюда мы учим, что все от женщины (Берешит Рабба 17:7).

 

Тот, кто переводит стихи Торы дословно – лгун, а тот, кто добавляет [в переводе к словам Торы] – богохульствует (Кидушин 49а). Видимо наши мудрецы этим афоризмом хотели объяснить, насколько сложна работа переводчика: с одной стороны следует максимально придерживаться текста, но при этом передать значение правильно, в то время как дословный перевод часто искажает значение. На самом деле Библию переводят на разные языки в течение тысячелетий, и до сих пор продолжают делать все новые «исправленные» переводы.

 

Тот, кто всегда пытается следовать мягкому мнению, (то Бет Хилеля, то Бет Шамая) – злодей, а тот, кто всегда придерживается строго мнения, про него сказано (Кохелет 2:14): «Глупец блуждает во тьме». Но нужно либо следовать Бет Шамай и в мягкую и в строгую сторону, либо Бет Хилель (Эйрувин 6б, Рош Ашана 14б).

 

Раву обычно докучала жена, и когда он просил приготовить чечевицу, она варила горошек, а если он просил горошек, она приготавливала чечевицу. Когда подрос его сын, она почему-то стала готовить то, что Рав просил. Тот спросил у сына: как тебе это удается? А я говорю маме наоборот, чем ты попросил! Все равно так не следует делать, ответил Рав, ведь ты говоришь ей неправду (Йевамот 63а).

 

Достаточно, что наши жены воспитывают наших детей, и спасают нас от греха! (Йевамот 63а).

 

Праведники даже после смерти называются живыми, а грешники им при жизни называются мертвыми (Талмуд Берахот 18б).

 

Знаток Торы, у которого отсутствует понимание, хуже трупа животного (Вайикра Раба 1:15).

 

Чем больше человек имеет имущества, тем больше он треплет себе нервы (Авот 2:7).

 

Р. Брока Хоза встретил пророка Элияху на рынке и спросил его, есть ли здесь кто-нибудь, имеющий долю в мире грядущем? Он ответил: Нет. В то же время он заметил человека, в черных туфлях и без цицит на одежде, и воскликнул: Этот человек имеет долю в мире грядущем. Р. Брока побежал вслед за ним и спросил его: кто ты такой? Этот человек ответил: Уходи и вернись завтра. На следующий день он снова спросил его: Кто ты? Тот ответил: Я тюремщик, и я держу мужчин отдельно от женщин, и ставлю мою кровать между ними так, чтобы они не грешили; когда я вижу еврейскую девушку, на которую язычники положили глаз, я рискую своей жизнью, чтобы спасти ее. Однажды была среди нас обрученная девушка, на которую язычники положили свои глаза. Я взял красного вина и полил ей на юбку, и сказал им, что у нее менструация. [Р. Брока] спросил этого человека: Почему у вас нет цицит, и почему вы носите черные туфли? Он ответил: Язычники, среди которых я нахожусь, не должны знать, что я еврей, и когда они обдумывают очередной указ против евреев, я сообщаю раввинам, и они стараются его аннулировать. Почему вы вчера сказали мне: Уходи сейчас и вернись завтра? Он ответил: Они только что издали суровый указ, и торопился сначала пойти и предупредить раввинов. Между тем на рынке появились еще двое, и Элияху сказал, что у них тоже есть участь в Будущем Мире. Раввин спросил у них, чем они занимаются, и те ответили, что они клоуны, которые приносят смех и радость тем, кто грустит, и всегда стараются помирить тех, что поссорился!  (Таанит 22а).

 

Во время преследований евреев, один владелец ресторана кормил неевреев свининой, а евреев - кошерным мясом. А отличал он евреев от неевреев тем, что евреи мыли руки перед едой и [тихо] делали благословение. Однажды зашел один еврей, и уселся есть, не помыв руки. Хозяин дал ему свинину. Позже когда тот узнал, что ел свинину, у него волосы встали дыбом. Он подошел к хозяину и сказал, что он еврей, на что хозяин лаконично ответил, что надо было мыть руки (Танхума, Балак, 15, Бемидбар Рабба, 20:21, см. также Раши к Йома 83б и Хулин 106а).

 

(Дерех Эрец Зута, 6): Первая стадия греха – плохие мысли. Вторая – издевки. Третья – гордость. Четвертая – жестокость. Пятая – безделье. Шестая – беспричинная ненависть. Седьмая – «дурной глаз» (т.е. жадность или зависть), как сказано (Мишле 26:25): «Когда он делает нежным голос свой, не верь ему, потому что семь мерзостей в сердце его». (Здесь, как во многих других местах, наши мудрецы упоминают семь дурных качеств, см. также Мишле 6:16, ГР”А к Агадот Берахот 4б, Тания 1:6).

 

Почему Всевышний послал сон на человека, когда Он создавал Хаву? Одна Римская матрона ответила, что тогда [с психологической точки зрения], Хава будет для Адама в новинку, и таким образом больше ему понравится. К примеру, она говорит, я хотела выйти замуж за моего дядю, но он уже привык ко мне [видя меня с детства], и не захотел брать меня в жены, а женился на менее красивой женщине, которую раньше не знал (Берешит Рабба 17:7).

 

«Справедливость, справедливость ищите» (Деварим 16:20). Первое [упоминание о справедливости] указывает на решение на основании строгого закона, а второе - на компромисс. Это подобно двум кораблям, встретившимся на узкой реке. Если они поплывут одновременно, оба утонут, а если один пропустит другого, они проплывут без происшествий. Точно так же, если два верблюда шли навстречу друг другу и встретились на горной тропе, если оба они пойдут одновременно, то упадут. Но если они пойдут по очереди, они смогут пройти безопасно. Как им действовать? Если один нагружен, а другой порожний, последний должен идти назад, чтобы уступить дорогу первому. Если один ближе к концу узкой части пути, чем второй, то ему уступают дорогу. Если оба одинаково близки, нужно найти компромисс между ними, и тому, кому пришлось возвращаться, платят компенсацию (Санхедрин 32б).

 

Если про Вас сказали что-то очень плохое, пусть в Ваших глазах это будет мелочью (Масехет Кала, 3).

 

Сразу сообщи людям о своем низком статусе [если они тебя принимают за кого-то более важного, чем ты есть]. Мы учим это из Элиэзера, раба Авраама, (которого приняли за богача, когда он приехал с огромным количеством подарков), поэтому он сразу сказал: «Я раб Авраама» (Бава Кама 92а).

 

Если известный вор сам решил раскаяться, мы не принимаем у него компенсацию за то, что он успел наворовать и продать (Хошен Мишпат 366:1). Причина этого закона основана на следующей истории: однажды какой-то вор решил раскаяться. Ему сказала жена: Пустышка! С тебя же тогда  снимут все до последнего пояса. Тогда он передумал и не сделал Тшуву. С тех пор мудрецы сказали, что если вор хочет раскаяться, мы не принимаем у него оплату за то, что он уже украл (Бава Кама 94б).

 

(Берахот 8а): Когда кто-то недавно женился, его спрашивали: «Ты нашел (жену)», или «Ты находишь (жену)»? Первый ответ означает, что у него хорошая супруга, а второй – наоборот. ГР”А объясняет, что хорошую жену человек (к сожалению) быстро перестает оценивать, поэтому используется выражение в прошедшем времени «нашел». Плохая же жена, постоянно напоминает молодожёну об их несчастливом браке.

 

Император Антонин сказал Реббе: «Помолись за меня». Реббе ответил: «Пусть Всевышний спасет тебя от холода». «Это разве молитва? Когда холодно можно просто одеться потеплее». «Тогда пусть Всевышний спасет тебя от жары». «Вот это действительно важная молитва!» (Мидраш, который цитируют ТосафотКетубот 30а.)

 

(Йерушалми, Берахот 20б): Р. Кахана хотел вернуться в родной Вавилон из Израиля [где ему не нравилось], и перед этим он пришел к главному раввину Йоханану и спросил: «Если мама человека  обижает, а мачеха его уважает, где ему жить»? «С той, кто его уважает». Когда он уехал, и Р. Йоханан узнал об этом, он очень удивился, что Р. Кахана покинул их, не спросив разрешения [и не попрощавшись]. Ему сказали [ученики]: «То, что он сказал, когда он последний раз здесь был, и был его способ спросить разрешение уехать» (в смысле, мать – это Земля Израиля, а мачеха – это Вавилон).

 

(Таанит 8а): Стих в Кохелете (10:11) говорит «Разве укусит змея, не прошипев? Тогда в чем преимущество языкастого человека?» Во время Машиаха все животные соберутся и придут к змее и скажут: «Лев кусает животных, чтобы съесть их, волк рвет их, и пожирает, но какой смысл тебе жалить?» Змея ответит: «А какая выгода у сплетника?» (В смысле, в отличие от других грешников, сплетники даже не получают никакого физического удовольствия от греха, но все равно говорят «лошон хара».)

 

Когда Хилель приходил в Храм, во время радостного празднества праздника Суккот, он говорил: «Если я здесь, то все здесь. А если я не здесь, то кто здесь?» (Сукка 53а).

 

Хилель говорил: «Если не я для себя, кто за меня? А если я только для себя — кто я? А если не сейчас, то когда же?» (Пиркей Авот 1:14).

 

 

(Мегила 7б): Рабба и Р. Зеира вместе трапезничали в Пурим. Подвыпивший Рабба встал и перерезал шею Р. Зеире. Когда он протрезвел, он помолился, чтобы рана зажила. На следующий год он снова пригласил Р. Зеиру вмести провести Пурим, но тот ответил: «нет уж! Не каждый раз происходит чудо».  (Как известно, Пурим – это праздник различных представлений, и некоторые раввины даже разрешали мужчинам носить женские костюмы, см. Шулхан Арух 696:8. Недаром, Рав Михоэль Дов Вайсмандел говорил, что хотя обычно Хазаль запрещали ходить на театральные и цирковые представления, представления в Пурим, называемые «Пурим Шпил» – разрешены. Не исключено, что в старые времена в Пурим показывали и цирковые фокусы. Известно, что среди наших мудрецов были акробаты и жонглеры, см. Талмуд, Сукка 53а, наверно были среди них и фокусники, и возможно таковым был и Рабба. Как известно, фокусы зависят от быстрого движения рук, которые не улавливают зрители, и видимо в фукусе с "резанием шеи" нужно было быстро спрятать нож за ладонью, и пустить красную жидкость струиться по шее. Но когда человек немного подвыпил, хотя он сам этого не осознает, его реакция притупляется. Видимо у Раббы соскользнул нож, и он случайно порезал шею Раву Зеире. Теперь Раббе пришлось молиться, чтобы у Р. Зеиры рана зажила поскорее, и не осталось шрама.)

 

Наглость – это царская власть без короны (Санхедрин 105а).

 

Существует трое наглых (или свирепых): Израиль среди наций, собака среди животных и петух среди птиц (Талмуд, Бейца 25б).

 

(Берахот 62а): Однажды Р. Акива зашел за своим раввином, Р. Йехошуа посмотреть, как тот ведет себя в туалете. Когда Р. Акиву спросили: откуда у тебя столько наглости? Он ответил: как вести себя в туалете – это тоже Тора, и я зашел учиться!

 

Пусть человек сначала занимается Торой, а потом уж женится, но если он не может без жены, тогда пусть сначала женится. Рав Йехуда говорит: халаха, что лучше сначала жениться. Р. Йоханан говорит: как же с жерновами на шее (в смысле, после женитьбы) он сможет заниматься Торой? И нет диспута между Р. Йехудой и Р. Йохананом, один из них говорит про Израильских евреев, а другой – про Вавилонских (Кидушин 29б, одно из объяснений, что в Вавилоне женщины обычно работали и помогали мужьям, которые занимались Торой, поэтому лучше было жениться пораньше, а в Израиле женщины жили в свое удовольствие).

 

Многие в детстве читали «русскую народную сказку» про мужика, который делил курицу барина, а в другой раз цыплят между барином и его семьей. Но немногие знают, что источник этой сказки – на самом деле Мидраш Раба (Эйха 1:4). Там она рассказывается по отношению к мудрости жителей Иерусалима. Когда один из них умер в далеком городе, боясь, что его деньги передадут узурпатору, сказал хозяину трактира отдать его кошелек только тому, кто проявит не дюжую мудрость три раза. И так описывается там мудрость его сына, который в итоге смог получить деньги отца:

 

Когда сын пришел в трактир, и они начала кушать, хозяин сказал: раздели пять цыплят. А у хозяина была жена, два сына и две дочери. Он дал одного цыплёнка хозяину с женой, одного двум сыновьям, одного дочерям, а себе взял двух. Хозяин подивился, но ничего не сказал. Вечером они ели курицу, и он опять попросил приезжего разделить. Он дал хозяину голову, его жене – внутренности, сыновьям – по ножке, дочерям – по крылышку, а себе взял все туловище курицы. Спросил его хозяин, как же это ты так делишь (несправедливо). Он ответил, что все справедливо. В первый раз, он дал одного цыпленка хозяину и жене, и вместе с цыпленком – их трое. Также и сыновей с цыпленком – трое, и дочерей с цыплёнком тоже трое. Ну а себе он взял двоих цыплят, чтобы их тоже было трое. Во второй раз, он дал голову хозяину, т.к. хозяин – глава! Жене – внутренности, т.к. из ее утробы выходят дети. Ножки – сыновьям, т.к. на них держится дом. Крылья – дочерям, т.к. они улетят из дома, когда выйдут замуж. Ну а сам он прибыл корабле («илпа» на арамейском) и поэтому взял себе главную часть курицы «илпа», (здесь используется игра слов, а в русском варианте мужик говорил, что он «глуп — мне глодать хлуп).

 

А вот история Талмудического «Шерлока Холмса», которая могла бы сделать честь и Конан Дойлу?

 

(Санхедрин 104а): Как-то раз, два еврея попали в плен. Один из пленников сказал другому:

– Верблюд, который идет перед нами по дороге, слеп на один глаз и несет два бурдюка, один – с вином, а другой – с маслом. Один из погонщиков верблюда еврей, а другой – нееврей. Услышав разговор, их конвоир спросил:

– Откуда ты это знаешь?

Они ему сказали:

– По траве, которая объедена только с одной стороны дороги – с той, на которую верблюд зряч, а с другой стороны трава не тронута. Очевидно и то, что у верблюда две поклажи, одна – с вином, а другая – с растительным маслом, т.к. капли вина впитываются землей, а капли масла остаются на поверхности. Также очевиден и тот факт, что один из погонщиков еврей, а другой – нет, поскольку еврей (скромно) ходит в туалет в сторону от дороги, а второй погонщик справляет нужду прямо на дороге.

Человек, взявший их в плен, разозлился на эти глупости, но когда они нагнали верблюда, шедшего впереди них, все оказалось так, как они сказали. Он поцеловал их в головы, покормил и отпустил на волю.