Леруфуа Шлема шел Раиса Бат Соня и Ася бат Файга Йехудит.

 

 

1. Считается, что Йитро был отцом жены Моше. Но есть и другое мнение. Кем приходился Йитро Моше согласно второму мнению?

 

Ибн Эзра приводит мнение, что отец Ципоры был Реуэль, а Йитро был ее старшим братом. (Видимо, согласно этому, слово Хотен может значить не только тестя но и брата жены).

 

2. Каким образом Ципора оказалась с Йитро, а не с Моше в Египте?

 

По некоторым мнениям, после обрезания сына, она осталась с ним, и позже вернулась к отцу. Другие считают, что Аарон посоветовал Моше не приводить ее в Египет, а послать в безопасное место.

 

3. Раши объясняет, что есть диспут, когда Йитро пришел к Моше. Некоторые говорят, что это произошло уже после дарования Торы. Но, пишет Раши, даже если Йитро пришел до дарования Торы, история, когда он судил наш народ (начиная со слов (Шемот 18:13): "И было назавтра"), произошла после Йом Кипура, когда Моше уже спустился с новыми скрижалями. Почему Раши так считает? А есть ли все-таки возможность принять слова "назавтра" буквально?

 

Раши считает, что Може мог судить еврейский народ лишь после того как он получил от Творца законы суда, и поэтому назавтра означает позже, уже после того, как Моше спустился в последний раз с горы Синай. Но Рамбан принимает слова назавтра буквально, и считает, что Моше мог судить евреев по законам, которые ему уже были открыты, еще до Синайского откровения.

 

 

4. Йитро посоветовал Моше назначить в нашем народе десятки тысяч судей и стражей порядка. Зачем евреям потребовалось такое огромное количество управляющего аппарата?

 

Когда много законов, то нужно много раввинов, судей и учителей, чтобы все правильно соблюдали, (см. также наши слова к главе Йитро). Магид из Дубно иллюстрирует это следующей притчей. Один человек приехал из деревни в столичный город, и удивился что у них так много врачей. "Вы должно быть все время болеете", - спросил он. Ему ответили: "Это потому что мы следим за здоровьем, у нас так много врачей. У Вас, сельского фельдшера вызывают только если человек в опасности, а у нас ходят к врачу даже по гораздо меньшему поводу". Также объясняет Дубно Магид, евреям нужно много раввинов, учителей Торы и судей, т.к. мы пытаемся поступать по Торе, законы которой весьма обширны, и требуют большого количества знаний.

 

5. В нашей главе мы читаем Десять Изречений. Но само выражение: "Асерет Адварим" не упомянуто в нашей главе. А где Тора упоминает это выражение?

 

В Главах Ки Тиса (34:28), Ваетханан (4:13) и Экев (10:4).

 

6. В заповеди про Шаббат упомянута отдельная заповедь "Помнить о Субботе" и отдельная заповедь не делать работу в этот день. В чем заключается заповедь "помнить" Шаббат?

 

Согласно Хазаль, это отдельная заповедь, включающая активную мицву делать Субботу особым днем. Мицвы Кидуша, Авдалы, трех трапезы, особой одежды включаются в Заповедь Захор (Помни).

 

7. По некоторым мнениям, здесь упомянуты еще некоторые из 613 заповедей связанные с Шаббат. Какие?

 

Согласно Раву Саади Гаону, существуют еще три отдельные заповеди дать ребенку отдохнуть в Шабат, дать слуге отдохнуть в Шабат и дать животному отдохнуть в Шабат.

 

8. Почему в нашей главе Тора говорит "Помни" (Захор) Субботу, а в главе Ваэтханан: "Соблюдай" (Шамор) Субботу?

 

На этот вопрос есть много ответов, см. наши слова к главе Ваэтханан.

 

9. В нашей главе, в последней из Асерет Адиброт - "Не желай чужого", используется выражение: "Ло Тахмод", а в главе Ваэтханан также используется выражение: "Ло титаве". В чем разница между этими выражениями?

 

Согласно простому смыслу эти слова похожи и некоторые считают что они подчеркивают одинаковый запрет (см. Смаг и Йереим), но Рамбам пишет, что Ло Тахмод можно сломать только когда уже получил чужое, а Ло Титаве, даже думая о том, как любой ценой получить не свое. Малбим пишет, что Ло Титаве может относится даже к тому, что не видешь, а Ло Тахмод только к тому, что видел. Поэтому в главе Ваэтханан Тора использует выражение по отношению к имуществу Ло Титаве, а Ло Тахмод по отношению к чужой жене (ведь ее можно пожелать только если увидел ее и она понравилась).

 

10. Наши мудрецы учат, что тот, кто ломает этот запрет, возжелав чужое, в результате может сломать все остальные 10 заповедей. Найдите примеры этому. А какая еще заповедь по их словам может привести к нарушению всех остальных?

 

Желая чужое, часто поклоняются идолам (ради денег), клянутся ложно, воруют, убивают, лжесвидетельствуют. Бывает, что ради финансовой выгоды пренебрегают уважением родителей, ради денег могут нарушать Шабат. Желание чужой жены может привести к прелюбодеянию.

 

Другая заповедь, из-за которой могут нарушить все остальные это прелюбодеяние. Этот грех может привести даже к нарушению Шабата, например, если у жены коэна родится ребенок, который будет служить в Храме в Шабат, но на самом деле, будучи сыном прелюбодея, он коэном не является и нарушает Субботу.

 

Перейти к предыдущей главе