בס"ד

Еврейское Что Где Когда - каверзные вопросы, интересные идеи и загадки для интеллектуалов (ответы внизу).

На некоторые из этих вопросов, трудно ответить по памяти и лишь за одну минуту. Но не обязательно задавать их именно в игре подобной Что Где Когда. Мы надеемся, что читателям будет интересно попытаться ответить на поставленные вопросы, исследуя их в течение какого-то времени, и возможно даже пользуясь книгами или интернетом.

 

1. Эти три фрукта из одного семейства в иврите получили три совсем разных названия. Первое происходит из арамейского, второе – из нееврейских языков, а третье – сокращение из двух слов иврита, базируется на названии другого фрукта. Первое название – очень старо, ему более двух тысяч лет. Второму много сотен лет. А третье пришло уже в современный иврит. А общее название всей этой семьи фруктов, совпадает с библейским названием первого из них. Что это за фрукты?

 

2. Какое из еврейских выражений соответствует пословице: «соловья баснями не кормят»?

 

3. Какой из стихов в Танахе имеет смысл подобный этой притче: «Горбатого – могила исправит»?

 

4. Какое еврейское выражение имеет похожий смысл на поговорку «первый блин – комом»?

 

5. Где в Торе упоминается первое «день рождения» (йом хуледет)?

 

6. После Моше, Танах упоминает одного человека, который прожил дольше Моше. Кто это? (Имеется в виду именно человек, который точно жил после Моше, и про которого сама Тора говорит, что он прожил более 120 лет, мы не обсуждаем здесь мнения некоторых Мидрашей, согласно которым целый ряд людей жили дольше).

 

7. Поэт Вадим Шефнер написал: «Словом можно убить, словом можно спасти». А как звучит подобная идея в Книге Мишле?

 

8. Какое из еврейских выражений похоже на пословицу: «По одежке встречают, по уму провожают»?

 

9. Любовь слепа. Считается, что впервые в мировой литературе эта мысль встречается у Платона: «Любовь ослепляет, ибо любящий становится слепым по отношению к предмету своей любви». Тем не менее, подобная мысль намного раньше выражена в Библии. Где?

 

10. Какие стихи в Танахе имеют смысл подобный этой пословице: «Одна голова хорошо, а две лучше»?

 

11. Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты. Впервые эта мысль встречается у древнегреческого драматурга и поэта Еврипида. Несколько перефразируя, можно получить близкую идею, которая согласно некоторым интерпретациям упомянута в Торе: «Скажи мне, кто твой идеал, и я скажу тебе, кто ты». Где она упомянута?

 

12. В Талмуде рассказывается о том, как некоторые раввины выражались с помощью игры слов. Например, заказывая блюдо, один мудрец говорил: дайте мне שור במשפט בטור מסכן – быка суда с бедной горой. Под словами «бык суда», он имел в виду свеклу, т.к. слово свекла – «терадин» как бы состоит из слов «тор» (быка по-арамейски) и «дин» - суда (заметим кстати, что в современном иврите терадин – это шпинат). А вот какую добавку к свекле он подсказывал словами «тур мискен» (бедная гора)?

 

13. Какая история Талмуда иллюстрирует пословицу: «Тише едешь – дальше будешь»?

 

14. Это слово в Пятикнижие появляется всего 14 раз, но мы его произносим десятки раз каждый день. Оно вошло во множество языков мира, и стало одним из главных слов во время молитвы.

 

15. Откуда взята пословица: «Дурака хоть в ступе толки, все останется дураком»?

 

16. Имена этих двух мудрецов имеют одинаковую аббревиатуру. Тем не менее они сильно отличаются друг от друга. Первый - известный каббалист, автор комментарий к писаниям Аризаля. А второй не изучал Каббалу и прославился комментариями к Талмуду, где он приводит в том числе идею, что мудрецы Талмуда не верили в одну из основных идей кабалы - Гилгул (переселение душ). Что это за мудрецы?

 

17. Это очень редкое имя, и возможно даже не имя собственное. Хорошо известны только два еврейских мудреца с этим именем. Один написал знаменитую книгу муссара (еврейской этики), а другой - известный комментарий к Торе. Что это за мудрецы?

 

18. Как известно, многие Хассиды и Сефардские евреи надевают одновременно два тефилина. Интересно, что в Мишне есть мнение, что при определенных обстоятельствах, любой еврей обязан надевать два тефилина. При какой ситуации это так?

 

19. Какое Талмудическое выражение может иметь смысл подобный притче: «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь», но сам Талмуд никогда это выражение не использует в данном смысле?

 

20. Какое самое длинное слово в Хумаше?

 

21. Какие слова образуют самые длинные палиндромы в Торе?

22. Из какой книги взята пословица «Роящий яму в нее упадет»?

23. В период, когда в Советском Союзе было запрещено изучать Иврит, нелегально существовали самоучители. Когда неискушенный ученик открывал самоучитель иврита "Мори", какая надпись его ожидала на первой странице?

24. Если бы в Талмуде был следующий вопрос, что бы имелось в виду?

 

  איבעיא להו גדלות עדים וקבלתם בא כאחד או לא

 

Принятие свидетелей и их совершеннолетие происходит одновременно или нет?

 

25. Где в Танахе подобие выражения: «с жиру бесится»?

 

26. Мы говорим: «сам себя не похвалишь». А как эта идея звучит в Мишле?

 

27. Все мы слышали выражение: «запретный плод – сладок». Похоже, что история с Адамом и Хавой служит иллюстрацией этого принципа. Тем не менее, в Торе не написано, что особое желание к этому плоду было вызвано именно тем, что он запрещен. А где в Библии стих, который напрямую говорит, что именно запрещенное более желанно?

 

28. В трактате Мегила приводится известная история, как один раввин, напившись в Пурим, перерезал шею другому. Существует немало попыток объяснить эту странную Агаду, и у нас тоже возникло остроумное объяснение. Будем рады услышать Ваши выводы по отношению к этой загадочной Агады.

 

29. В том же трактате рассказывается, что Рабби Йехуда Насиа послал своему другу кусок мяса и бочку вина. Тот послал ему: "Этим Вы выполняли заповедь посылать подарки другу и подношения бедным". Чему нас учит эта история?

 

30. Найдите Библейское имя из Хумаша (Пятикнижия), которое превращается в другое имя перестановкой букв?

 

31. Найдите Библейское имя не из Хумаша, которое превращается в другое имя перестановкой букв?

 

32. Военные операции нередко планируются так, чтобы провести их как раз в момент смены караула противника. Возможно, самый ранний пример такой операции есть в Библии. Где этот пример?

 

33. Насчет какой библейской книги существует наибольшая неуверенность, когда она была написана?

 

34. Какая Библейская книга названа по автору, но при этом имя автора нам не известно?

 

35. Как может быть, что из-за рождения коэна, кому-то стало запрещено есть труму (святую пищу коэнов)?

 

36. Как может быть, что первенец не является старшим братом, а старший брат - не первенец?

 

37. Как ошибка в том, что умеют делать даже дошкольники, приводит к дополнительной святости?

 

38. Выражение «когда рак на горе свиснет», означает никогда. А какое выражение использует Танах, имея в виду «в конце дней, когда придет Машиах»?

 

39. Какое живое существо приводится как достойный пример работяги и в книге Притчей (Мишле), и в русских баснях?

 

40. Какое животное наиболее часто используется в русских баснях и в талмудических притчах, но почему-то не упоминается в книге Мишле ни разу?

 

41. Много басней упоминают идею сваливания вины, например: «Ты виноват лишь в том, что хочется мне кушать …» А какой стих в Мишле говорит о сваливании вины на Творца?

 

42. Нередко Талмуд объясняет, что заповедь Торы, кроме обычной интерпретации, имеет также и добавочную, совсем не относящийся к первой. Например, запрет (Деварим 14:1) «Ло Титгодеду» (не делайте надрезов на коже при трауре по мертвому), включает также запрет разделяться на «агудот» - группировки (в смысле, следовать множеству различных мнений в одной еврейской общине, см. Шулхан Арух 493:3, см. Даат Тора там же, насчет конкретных параметров запрета). А какая заповедь Торы в Талмуде интерпретируется лишь согласно буквальному смыслу, но сегодня ее слова чаще используется в отношении совсем другого запрета связанного с конкуренцией в бизнесе?

 

43. Во многих языках существует эквиваленты поговорки: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». А какая процедура, описанная в Торе, в главе Шофтим основана на этом принципе?

 

44. Какая история в Талмуде явно описывает диспут Иудея и исповедующего Зороастризм? (Подсказка в Масехет Санхедрин).

 

45. Какая история в Талмуде приводит от имени раннего Христианина идею, похожую на «Кесареву – Кесарево»? (Подсказка в Масехет Авода Зара).

 

46. В какой город в Земле Израиля иногда поднимаются, а иногда спускаются? (Подсказка в Масехет Сота).

 

47. (Вопрос получен от читателя) Какая незамужняя женщина будучи запрещенной может стать разрешенной коэну? (Подсказка в Главе Ки Теце)

 

48. (Вопрос получен от читателя) В какой молитве или благословении мы упоминаем 15 качеств Творца, и все они начинаются с "и..." - "..ו"?

 

49. (Вопрос получен от читателя) В каком еще благословении Шмонэ Эсрэ кроме первого, подсказаны имена человека и его дедушки?

 

Подумайте, прежде чем смотреть в ответы.

 

Ответы:

1. Имеется в виду этрог, лимон и апельсин. Этрог – это арамейское слово, так Таргум переводит «При Хадар» – прекрасный фрукт. Согласно Рамбану, «Хадар» – это имя собственное и так и называется этот фрукт на Библейском Иврите, но сегодня все цитрусовые называются на иврите «перот хадар». (Кстати в вопросах и ответах Саба Кадиша, Рав Алефандри на самом деле неуверен, что может и Торы включает в категорию Этрогов и другие цитрусовые, например лимон. Заметим также, что хотя согласно Хазаль, для мицвы в Суккот годится только Этрог, Йосеф Флавий приводит и другой вид фруктов, который поднимали евреи, и может  действительно по Торе в категорию «прекрасных фруктов» включается несколько видов.) Слово лимон – упоминается в словах раввинов в средние века (в вопросе о выжимания в Шабат), а апельсин – уже в недавнее время. Видимо эти фрукты не росли в древнем Израиле. В результате, лимон и на иврите называется также, как и неевреев, а апельсин стали назвать на современном иврите – золотым яблоком (тапуах захав или сокращенно тапуз, слово тапуах – библейское и упомянуто в Йоэле 1:12 и Шир Аширим 2:3, 8:5, кстати мнение Рабейну Тамма, на базе Таргума в Шир Аширим, что тапуах в Библейском Иврите – был не яблоком а этрогом, см. Тосафот Шабат 88а).

 

2. В поучении отцов (1:17) сказано: "Не учение главное, а деятельность, а тот, кто умножает многословие, умножает грех".

3. В Йирмияу 13:23: «Переменит ли эфиоп кожу свою, а леопард пятна свои? Так и сможете сделать добро, вы, привыкшие делать зло!» Кстати еще одна русская пословица имеет похожий смысл: «Сколько волка не корми — он всё в лес смотрит».

 

4. Одно из подобных выражений у Хазаль (Мехилта Р. Шимона Бар Йохая 19:5) «שכל תחילות קשות» - начало – всегда самое трудное.

 

5. Единственное однозначное упоминание «дня рождения» в Торе – это день рождения фараона (Берешит 40:20).

 

6. Священник Йехояда, согласно Дивре Аямим (2:24:15) прожил  130 лет.

 

7. Мишле 18:21: «Смерть и жизнь в руках языка».

 

8. Пирке Авот 4:20: «Не смотри на сосуд, а на его содержимое».

 

9. Мишле 10:12 «Любой грех покрывает любовь».

 

10. Кохелет 4:9: «Вдвоем лучше, чем одному». Также возможен подобный смысл в Мишлей 24:6: «Спасение – когда много советников».

 

11. Согласно Рабейну Йоне (Шааре Тшува, 3) стих в Мишле 27:21 нужно переводить так: «Плавильня – для серебра, и горнило – для золота, и человек – по мере того, кого он славит». Так же как драгоценные металлы проверяются плавильней, так же и человек проверяется тем, на кого он ориентируется, кого он хвалит, кто его идеал.

 

12. Словами «тур мискен» (бедная гора) он подсказывал горчицу – хардель (хар-даль – «тур» по арамески гора, как и «хар» на иврите, а «мискен» и «даль» значат бедный, Эйрувин 53б).

 

13. Талмуд (Эйрувин 53б) рассказывает, как один мальчик сказал Р. Йехошуа, что до города есть два пути: короткий, который длинный и длинный, который короткий. Раввин пошел по первому, но подойдя к городу увидел, что  дальше не пройти из-за садов ... пришлось возвращаться назад.

 

14. «Амен». Считается мицвой отвечать Амен по 90 раз в день.

 

15. Мишле 27:22: «Если даже будешь толочь глупца в ступе между крупою пестом, не отстанет от него глупость его».

 

16. Рашаш (רש"ש). Первого звали Рабби Шалом Шараби, он был Йеменским Каббалистом, написавшим комментарий к писаниям Аризаля, а также составивший Каббалистический Сидур с особыми кавонот - концентрациями на мистических Именах Творца. Второй Рашаш - Рабби Шмуэль Страшун, великий мудрец открытой Торы, чьи комментарии к Талмуду напечатана в конце стандартных изданий (многие мудрецы включая Сатмеровского Реббе рекомендовали изучение его комментарий, несмотря на его отношение к Каббале). Его утверждение насчет Гилгулов в комментарии к Бава Меция 107а.

 

17. Их звали Рабейну Бахия (некоторые произносят Бехае). Первый, Рабейну Бахя Ибн Пакуда, был выдающимся еврейским философом, написал книгу «Ховот Алевавот» - обязаности сердца, которая стала основой всех книг Муссара (ее изучают и Литовские евреи и Хассиды, и ГР”А ее очень рекомендовал, кроме ее первой части). Второй, Рабейну Бахия Бен Ашер, написал комментарий к Торе на разных уровнях понимания, от простого смысла до Каббалы (возможно он первый кто цитирует в своих комментариях Книгу Зоара; кстати, Рав Реувен Марголис считал, что Бахия – это не имя собственное, и что его настоящее имя – Йехуда).

 

18. Мишна (Эйрувин 10:1) обсуждает случай, когда множество пар тефилина валяются на улице в Шаббат. Т.к. носить на улице в Шаббат нельзя, мудрецы постановляют что нужно надеть тефилин, как делают в будние дни, и так принести их на место, где они будут в сохранности. В Мишне есть также мнение Рабан Гамлиэля, что следует надевать по две пары тефилина одновременно, т.к. и на руке и на голове есть достаточно места, чтобы поместилось две пары. (Шулхан Арух (301:42) не постановляет как Рабан Гамлиэль, см. также Маген Авраам (301:54), что причина возможно в том, что трудно поместить две пары тефилина в нужно месте, а если они окажутся не на нужном месте, то будут считаться ношей в Субботу).

 

19. תפסת מרובה - לא תפסת – Сразу много не захватишь, немножко – захватишь. Сам Талмуд обычно использует это выражение в более узком смысле - при изучении стихов Торы, мы можем только доказать их «минимальное» приминение.

 

20. В слове ובמשארותיך (Шемот 7:28) десять букв. Интересно, что в книгах халахи упоминается случай, когда софер пишет слово из «десяти или более букв» (см. Рамбам, законы Сефер Торы 7:6, Йоре Деа 203:4). В Хумаше нет слов имеющих десяти букв, но возможно имеется в виду случай Мегилат Эстер, где действтельно есть пример из 11 букв (9:3): והאחשדרפנים, хотя корень слова из Персицкого языка (см. также Талмуд, Мегила 18а, существует также два слова в 11 букв в книге Йехезкеля).

 

21. Из отдельных слов, в Торе нет длинных палиндромов. Есть несколько длиной в пять букв, как например הלילה  и ויהיו  (ночь и «и были»). Но из двух слов вместе есть интересный палиндром из девяти букв (Берешит 27:31): ויבא לאביו  

22. Подобные утверждения есть и в книге Кохелет (10:8), и в книге Мишле 26(:27).

23. На первой странице его ожидала надпись на русском языке: "Мы читаем по-еврейски справа налево. Итак, сейчас вы в конце книги. Начинайте же с того места, которое вы считаете концом… В добрый час!"

24. Если свидетели увидели новую луну в ночь , когда им должно исполниться 13, то примет ли их Бет Дин? Принять ли их и так их свидетельство о новолуние фактически означает, что они совершеннолетние, и мы их можем принять как свидетелей, или это невозможно, пока мы не знаем от других свидетелей, что появилась новая луна, и только тогда эти двое считаются взрослыми и приемлемыми в качестве свидетелей? (См. похожую идею в Талмуде, Кидушин 23а. На самом деле данный вопрос уже задал коментатор к Сефер Ахинух, «Минат Хинух»).

 

25. Деварим 32:15: «И разжирел Йешурун и стал брыкаться».

 

26. «Пусть восхвалит тебя другой, а не твой собственный рот, чужак а не твои уста» (Мишле 27:2).

 

27. Мишле 9:17 «Вода краденая сладка, и утаенный хлеб приятен».

 

28. Как известно, Пурим стал праздником различных представлений (некоторыми раввины даже разрешалось носить костюмы, содержащие шатнез дерабонан а также мужчинам носить женские костюмы, см. Шулхан Арух 696:8). Недаром Рав Вайсмандел говорил, что хотя обычно участие в театральных и цирковых представлениях  может считаться нежелательными (см. Талмуд, Авода Зара 18б), Пурим Шпил (представление Пурима) - разрешено. Не исключено, что и в старые времена в Пурим также показывали цирковые номера. Известно, что среди наших мудрецов были акробаты и жонглеры (см. Талмуд, Сукка 53а), наверно были среди них и фокусники. Мое предложение к разрешению данной Агады основывается на предположении, что Раба умел делать фокусы (позже я нашел, что Явец так же начинает объяснять эту Агаду, хотя его заключение отличается от моего. Что касается общего вопроса, может ли еврей быть фокусником, см Тшувот Веханхагот 1:255, Бецель Хохма 4:13,  и Дирвей Яцив, Йоре Деа 57. По крайней мере, в Пурим можно положится на те хетерим которые упомянуты в их ответах).  Как известно, фокусы часто зависят от быстрого движения рук, которые не улавливают зрители (см. Рамбам, Сефер Амицвот, отрицательная заповедь 32). Видимо в фукусе с "перерезанием шеи" нужно было быстро спрятать нож за ладонью, и пустить красную жидкость струиться по шее. Но когда человек немного подвыпил, хотя он сам этого не осознает, его реакция притупляется. Я полагаю, что у Рабы соскользнул нож, или он не успел его спрятать, и он случайно порезал шею Раву Зеире (см. предисловие к Агаде Рава Авраама сына Рамбама, что Раба не убил Р. Зеиру, а только порезал его шею). Теперь Рабе пришлось молиться, чтобы у Р. Зеиры рана зажила поскорее, и не осталось шрама (слово hехье в Талмуде означает здесь не "оживил" а дал зажить, см. также Тшувот Веханхагот 4:173)

 

29. Согласно нашей версии этой истории действительно не очень понятно, чему она учит? На первый взгляд выглядит, что можно выполнить одновременно заповедь посылать подарки друзьям (мишлоах манот), и подношения бедным (матанот лаэвьёним). Но ГР, БА"Х и похоже Раши вообще вычеркивают слова "подношения бедным" из нусаха Талмуда. Согласно этому совсем не ясно, что мы учим из этой истории? Некоторые предлагают, что мы учим отсюда, что питье тоже считается одним из "манот", и хотя по закону нужно послать два вида "еды", подходит и питье (см. При Хадаш). Но более вероятно, что в наших версиях Талмуда не лишние слова, а наоборот пропущены слова (см. Ритва и Рабейну Хананел). На самом деле Иерусалимский Талмуд приводит полную версию этой истории (и обычно истории, которые произошли в Израиле, более хорошо сохранились в Иерусалимском Талмуде). Рабби Ехуда Насиа послал Р. Ушие кусочек мяса и бутылку вина. Тот ему передал сообщение: "Рабби, Вы этим выполнили заповедь давать подношения бедным". Тогда он послал ему бочку вина и тушу мяса. После этого Р. Ушиа ему передал: "Вот теперь  Вы выполнили заповедь давать подарки друзьям". Хотя и эту историю можно объяснять по разному, самое логично объяснение, что она не пытается нас учить никакому закону. Р. Авраам сын Рамбама в своем предисловии к Агадам Талмуда приводит ее, как пример необычных историй (анекдотов), когда что-то интересное произошло. (Я использую здесь слово анекдот, в его первоначальном значении, как интересная история с изюминкой, и возможно с юмором). Когда Рабби Ехуда Насиа (который был мультимиллионером) послал такой скромный подарок, его друг и ученик Р. Ушиа ответил, что такое сойдет, как подношение бедным, и только получив достойный подарок, он сказал: "А вот это - подарок друзьям". Так чему же учит наша история? Наш ответ: она учит, что мудрецы Талмуда имели чувство юмора!

 

30. Например, Йосеф – Вофси (отец одного из разведчиков, см. Бемидбар 13:14).

 

31. Например, ЙоавИйов.

 

32. Нередко различные военные операции планируются на время, когда противник ночью меняет охрану. Это делают по целому ряду причин. Обычно, когда люди стоят на карауле подолгу, они постепенно привыкают и прислушиваются так, что замечают каждый необычный звук и движение. Почти невозможно подойти незаметно к вражескому лагерю, чтобы атаковать внезапно. Но если новая группа охраны начала смену недавно, она еще не привыкла к обстановке, и их глаза не привыкли к темноте, они могут и не заметить приближение противника ночью. Вдобавок, реакция людей после сна обычно притуплена, и у них занимает время полностью проснуться. Из-за этого время сразу после смены караула очень подходит для внезапной атаки. Похоже, что один из первых кто применил подобные соображения был Гидеон. Книга Шофтим (7:19) подчеркивает, как он напал на вражеский лагерь "в начале средней стражи". Это было сразу после трети ночи (см. также Брахот 3б), и в этот момент как раз произошла смена караула. Если бы Гидеон выбрал начало третьей стражи, то наверно солдаты на карауле уже бы выспались, проспав большую часть ночи, но солдаты второй стражи не выспались и не заметили, как отряд Гидеона тихонько подкрался (см. также Малбим). Дальше книга описывает, как Гидеону удалось с трестами войнами победить сотню тысяч врагов!

 

33. Книга Иова. Есть мнение, что ее написал Моше, а есть предположение, что она написана во время Второго Храма (см. Бава Батра 15а).

 

34. Малахи. Есть мнение, что это имя собственное, но другие считают, что это слово значит посланник, и может быть это был Эзра (см. Мегила 15а). Во всяком случае, мы не знаем точно, кто автор этой книги.

 

35. Если у дочери коэна умер муж, не коэн, то она снова может есть труму, при условии, что у нее нет от него потомков. Если, например, у нее есть дочь, которая была замужем за коэном, то пока сын этой дочери жив, (даже если сама дочь умерла), бабушка не может есть труму. Получается парадоксальная ситуация: наличие внука коэна не дает бабушке есть труму (см. Евамот 70а).

 

36. Например, если первый брат родился перед заходом солнца 29 числа первого Адара, а второй - в Рош Ходеш второго Адара. Тогда если через тринадцать лет, в году один Адар, то Бар Мицва первенца будет в конце месяца, а Бар Мицва второго сына – первого числа. Получается, в год Бар Мицвы, второй сын будет на 29 дней старше, чем первенец (См. Шулхан Арух, Орах Хаим 55:10, см. также Тшуву Маари Минца, 9, где приводится этот пример. Заметим, что в случае если год Бар Мицвы имеет два Адара, есть диспут кто из детей станет взрослым раньше. Замечу, что в наше время, когда первый Адар всегда имеет 30 дней, а второй Адар всегда имеет 29, есть дополнительная неуверенность, насчет родившегося 30 числа первого Адара, т.е. в первый день Рош Ходеша второго Адара. Если год Бар мицвы имеет один Адар (в котором только 29 дней), непонятно будет ли Бар Мицва первого Нисана или первого Адара. На самом деле, Минхат Йицхак 6:8 склоняется, что Бар Мицва будет первого Адара, и наш пример правильный. В любом случае, можно привести пример, где один сын рождается 29 числа первого Адара, а второй – когда уже наступило первое число второго Адара, либо если роды длились более 24 часов, либо когда  календарь не был еще зафиксирован. Также в случае человека с двумя женами, одна могла родить сына в конце первого Адара, а вторая – вначале второго. Даже в наше время, когда запрещено многоженство, это возможно, если человек развелся с беременной женой и сразу женился. Вообще примеры с двумя разными женами могут помочь дать другой ответ на наш вопрос. Например, от имени Виленского Гаона приводят, что если человек развелся с женой, оставив ее беременной, и сразу женился на женщине, то даже если она родит до первой жены, ее ребенок не будет первенцем (Кол Элияху). Но есть те, кто спорят с этим и утверждают, что Виленский Гаон не мог такое сказать (см. Саарат Элияху). Есть и более простой пример: если человек развелся с женой, от которой у него есть сын, но у которой были дети до этого от первого брака, а потом женился на женщине, у которой нет детей, то ее сын будет первенцем в отношении мицвы выкупа у коэна. Получается, что первый сын этого отца не является первенцем, а не первый будет первенцем по матери. Проблема с этим примером, что этот сын не первенец во всех отношениях, и не получит двойную часть наследства (см. Мишна Бехорот 8:1.)

 

37. Если при отделении каждого десятого животного, считая до 10, произошла ошибка, и одиннадцатое животное назвали «десятым», оно тоже будет святым и приносится как мирная жертва (Мишна, Бехорот 9:8.)

 

 38. Когда во время начала Второго Храма, некоторые коэны не смогли подтвердить свою родословную, им было сказано, что служить они не могут, пока не встанет коэн с «урим и тумим» (Эзра 2:62-63). Имеется в виду, когда придет Машиах (см. Раши там же). Интересно, что обычно в Талмуде по отношению к нерешенным диспутам, используется выражение: «когда придет Элияу».

 

39. Муравей. См. например Мишлей 6:6, 30:25.

 

40. Лиса. Как не странно, это животное, обычно олицетворяющее хитрость, не упомянуто в книге Мишле (хотя упомянуто в Шир Аширим, но контекст там не совсем ясен). Что касается Талмуда, там сказано (Санхедрин 38б), что Рабби Меир рассказывал 300 притч про лису, (см. также Сукка 28а про Р. Йоханана Бен Закая).

 

41. Мишле 19:3.  “Глупость человека извращает путь его, а на Г-спода негодует сердце его”.

 

42. Выражение (Деварим 19:14): «Ло тасиг гевуль рээха», согласно Талмуду значит, запрет сдвигать границы поля, воруя тем самым часть поля соседа. Но сегодня это выражение (в особенности в форме «хасагат гевуль» - дословно залезание в чужие границы) чаще используют в отношении тех, кто открывает бизнес, запретным образом конкурирующий с чужим (насчет точных параметров этого запрета, см. Хошен Мишпат 156).

 

43. В конце главы Шофтим, Тора заповедует, в случае если найдено тело убитого, публично разбить хребет молодой телке, и похоронить ее на земле, которая не будет обрабатываться. Существует много возможных объяснений этой заповеди, но самый очевидный смысл видимо в том, чтобы присутствующие увидели своими глазами насильственную смерть и осознали весь ужас трагедии. Просто вид трупа не так же повлиял бы на народ, как процедура, описанная в Торе. Могут быть и другие ответы на этот вопрос. Например, по закону свидетели должны видеть то, о чем они свидетельствуют.

 

44. В Талмуде (Санхедрин 39а) описывается, как кто-то сказал Амемару, что часть человека выше пояса принадлежит «Хормизу», а ниже пояса – «Ахормизу». Этот человек явно исповедовал Зороастризм, который учит о двух главных богах – хорошего и плохого. Именно против этой идеи, наши мудрецы установили в благословении перед ШМА: «Создающий свет и Творящий тьму» (см. Брахот 11б).

 

45. Таклмуд (Авода Зара 17а) описывает, как какой-то «мин» (видимо этим словом в основном называли разных сектантов, включая ранних Христиан) спросил у Р. Элиэзера, можно ли на пожертвование проститутки, построить в Храме туалет для пользования первосвященника? Р. Элиэзер не хотел с ним даже разговаривать, но он сам ответил стихом из Михи (1:7): «Они выходят ибо из даров блуднице, и дарами блуднице станут они опять».

 

46. Город Тимна. Йехуда (Берешит 38:13) туда поднялся, а Шимшон (Шофтим 14:1) спустился (Сота 10а). Но есть мнение, что было два разных города с этим названием.

 

47. Разрешение Яфет Тоар, временно относятся даже к коэну (Кидушин 21б, хотя по одному из мнений, Яфет Тоар вообще не разрешена пока не перейдет в Иудаизм, и тогда она будет запрещена коэну; заметим, что технически могут быть и другие возможные ответы, связанные с аннулированием кидушина, или изменением статуса слуги обратным числом. Так например, бывший мамзер может перестать быть мамзером, или слуга задним числом будет больше не слугой. Тогда и женщина, которая с ними была, станет разрешенной коэну.)

 

48. Благословение после утреннего ШМА.

 

49. В четвертом благословении Ата Хонен есть слова Адам и Энош.