Талмудический Винегрет. Глава Ваеце, Талмуд, Трактат Песахим стр. 2-7.

Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня.

В нашей главе впервые встречается слово, которое читается как два слова. А где встречается обратное?

Как уже не раз обсуждалось, в некоторых стихах Торы написанный вариант (К’тив) отличается от того, что читают (К’ри). Иногда, К’ри и К’тив – синонимы (см. Мегила 25б). Бывает, что разница между К’ри и К’тив в одной букве, часто это меняет грамматическую форму (род, число, время, лицо и т.п.) Бывает также, что слово написано, но не читается, или читается слово, которое не написано (см. также Недарим 37б, Месехет Софрим, главы 6, 7 и 9:8). А есть случаи, когда разница между К’ри и К’тив в том, разделять ли слово на два? В нашем случае, áâã читается как áà âã. В Пятикнижие нет ни одного случая, когда пишется два слова, а читается одно, но в других Книгах Танаха такое тоже встречается (см. например Шофтим 16:25).  

Почему Йиссахар не читается как Йисасхар, ведь оно написано с двумя буквами «син»: éùùëø?

На самом деле, было бы логично читать Йисасхар (ведь в иврите никогда не бывает, чтобы два одинаковых согласных читались без гласной между ними, даже когда между ними стоит шва – это всегда шва на, и читается как короткий звук «э», например слово äììå читается «халелу» а не «халлу»). Но Йиссахар – это исключение, и второй син не читается (см. Радак, Дивре Аямим 1:15:24, и см. Баале Тосафот, Берешит 30:18, но см. Минхат Йисраэль Тора, глава 428, что были обычаи читать это слово как Йисасхар). Заметим, что в син есть дагеш, поэтому читается Йиссахар, а не Йисахар.

По некоторым мнениям, Дина родилась одновременно с другим ребенком Якова. С каким?

По некоторым мнениям была Дина двойняшкой Зевулуна (Радак, Ибн Эзра).

Сколько дочек было у Лавана?

В Торе сказано (Берешит 29:16): «А у Лавана двое дочерей». Но Тора не сообщает, сколько всего дочерей родилось у Лавана уже после прихода Якова. Кроме того, некоторые считают (см. «Таргум Йонатан» 29:24 и 29), что и Билха с Зилпой были дочерями Лавана от его наложницы (возможно, поэтому Лаван позже поставил Якову условие, что он не возьмет других жен кроме дочерей Лавана, Берешит 31:50, см.  также Тур, 30:3, что поэтому Рахель назвала Билху «ама» а не «шифха»).

А были ли у Лавана сыновья?

Мы знаем, что сыновья Лавана жаловались на Якова, будто он забрал все имущество их отца (Берешит 31:1). Хазаль считают (см. Бемидбар Рабба 20:19), что эти мальчики родились уже после того, как Яков поступил к Лавану на службу (поэтому, когда Яков пришел в Харан, скот пасла дочь Лавана Рахель, а не его сыновья). Именно в заслугу праведного Якова, Всевышний послал Лавану сыновей (и так Якову признал сам Лаван, см. Берешит 30:27).

В какое время следует проверять хамец? В этом году Песах падает после Субботы, когда следует искать хамец?

Трактат Песахим начинается с того, что вечером, перед четырнадцатым числом Нисана, ищут хамец. При этом для «вечера» используется необычное выражение: «ор» (досл. свет). По некоторым мнениям имеется в виду время в начале сумерек, когда еще светло (см. ГР”А 431:1 и Маасе Рав 178). Но большинство поским постановляют, что время поиска – когда уже вышли звезды (во всяком случае, необязательно ждать, пока выйдут звезды по всем мнениям, как в моцей Шаббат, и достаточно подождать минут 30-40 после захода, и тогда еще тоже немного светло). С другой стороны слишком оттягивать время поисков не следует, и как только выйдут звезды следует искать (а те, кто работает допоздна, и не могут прийти домой в это время, могут назначить жену для поисков). Когда Песах попадает на первый день недели, то хамец ищут в ночь на тринадцатое, с четверга на пятницу, но оставляют достаточно для двух Субботних трапез (вечером и утром).

Талмуд (Песахим 3б) учит нас о важности использования безупречных выражений. Рассказывается, как один из учеников спросил: почему можно собирать виноград только чистыми руками, а оливы даже грязными руками, а другой ученик спросил: почему можно собирать виноград только чистыми руками, а оливы необязательно собирать чистыми руками (второй ученик не хотел использовать слово «нечистый»). Раввин тогда сказал про второго ученика: когда-нибудь он станет великим раввином!

Если снимаешь квартиру, кто должен вешать мезузу: хозяин или съемщик?

Мезузу вешает арендующий (Песахим 4а). (Раши объясняет одну из причин на это: т.к. мезуза предохраняет жильца).

Если хамец еврея находится вне его владения, ломает ли он запрет из Торы?

Шулхан Арух постановляет, что даже из Торы запрещено иметь хамец вне нашего владения (Орах Хаим 440:4). Но на этот счет есть диспут на этот счет. Рамбан (Шемот 12:19) считает, что из Торы запрещено только хранить свой хамец в своем владении. Так же как нет запрета, если нееврей хранит у нас хамец (если мы не несем за него никакой ответственности), так же из Торы не запрещено хранить свой хамец у нееврея, или на ничейной территории (но это запретили раввины).  Поэтому Тора подчеркивает: чтобы у вас не было квасного на всех ваших территориях!

Нужно ли уничтожать крошки хлеба?

По букве закона (см. Песахим 6б), крошки необязательно уничтожать, но обычай как можно лучше убрать квартиру (и машину), и пропылесосить. Разумеется, если крошки остались в книгах, то они могут попасть в пищу, поэтому все книги, которыми пользовались в течение трапезы, следует проверить, или хотя бы следить за тем, чтобы не приносить на стол во время Песаха.

Предыдущая глава