Талмудический Винегрет. Глава Ваешев, Талмуд, Таанит 9-15.

Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня и Владимир бен Хеня.

Где в Торе используется выражение äÇëÌÆø ðÈà («hакер На» - узнай пожалуйста)?

Тора использует это выражение только дважды, оба раза в нашей главе. В первый раз (37:32), после продажи Йосефа по совету Йехуды, братья послали его платье Якову, говоря «Признай, пожалуйста, платье ли это твоего сына?» А позже (38:25) Тамар послала Йехуде его личные вещи, прося: «Признай пожалуйста …» Хазаль подчеркивают, что наказание здесь соответствовало провинности: за обман отца Йехуда был теперь обманут сам (см. Бемидбар Рабба 13:14 и Баал Атурим к нашему стиху, заметим, что Шла к главе Микец пишет, что и сам Яков был обманут за то, что он обманул отца, и так же как он использовал похлебку из козлятины, так же его обманули его дети, зарезав козленка, и окунув в его кровь платье Йосефа). Мне кажется, что трагедия продажи Йосефа, может быть также результатом еще одного подобного выражения (Берешит 31:32) äÇëÌÆø ìÀêÈ «hакер Леха» когда Яков сказал Лавану обыскать всех, и проверить, кто украл его трафим? Может быть, ошибка Рахели стала дополнительным факторов, из-за которого был продан Йосеф. Заметим, что согласно Хазаль (см. Раши 31:32, см. также Берешит Рабба 74:4), если бы Яков не сказал тогда, что тот, кто украл трафим, не будет жить, то Рахель не умерла бы при родах. Тогда вся история семьи Якова могла пойти по-другому, ведь Яков выделил Йосефа из братьев, т.к. он напоминал ему о Рахель. Но если была бы жива Рахель, Йосеф не стал бы главенствовать над братьями, и не дошло бы до его продажи.

Обычно, если есть различия в разных манускриптах Торы, то они отличаются лишь в «хасерот» и «йетерот» (правописании слов, с Йудами и Вавами, или без). Иногда есть другие различия в правописании (например,ãëä  или ãëà в Деварим 23:2). Но различия в значении слов встречаются чрезвычайно редко, и, как правило в Невиим и Кетувим, но не в Хумаше (например, в Мишле 8:16 öã÷ или àøõ). А в случае значения какого слова была существенная разница в манускриптах в нашей главе?

В начале главы 38 Тора описывает рождение первых трех сыновей Йехуды, и при этом сказано, что второго и третьего назвала его мать (åú÷øà ùîå) а первого назвал отец (åé÷øà ùîå). Но Минхат Шай приводит, что существовали манускрипты, согласно которым всем трем сыновьям имя дала их мама (и так же выглядит из Берешит Рабба 85:4). Тем не менее, мы не следуем этому мнению, и согласно Масоре в Танахе есть 3 стиха, где написано, что мама родила, но отец назвал сына (åúìã  åé÷øà) : Берешит 38:2, Шемот 2:22 и Дивре Аямим 1:7:23. (Интересно, что в наших манускриптах в Книге Шмуэля 2:12:24 написано åé÷øà но читается åú÷øà).

Рабби Йехошуа и Рабби Элиэзер спорят, откуда берется вода в облаках? Р. Элизер считает, что она приходит из океанов, но Р. Йехошуа считает, что она берется из «верхних вод» (Таанит 9б, разумеется, физически прав Р. Элиэзер, но возможно и слова Р. Йехошуа верны в духовном смысле; концепция «Майим Эльйоним» – «верхних вод» подробно обсуждается в Книгах Кабалы). Интересно, что в Мидраше (Мишле 1) упоминается несколько похожий диспут: Р. Элиэзер считает, что человек думает головой, а согласно Р.  Йехошуа – центр мыслей в сердце (здесь тоже, в физическом смысле прав Р. Элиэзер, но может быть Р. Йехошуа прав в духовном смысле; вообще разные уровни души – Нешама, Руах и Нефеш ассоциируются на духовном уровне с мозгом, сердцем и почками).

В момент смерти, все дела человека проходят перед ним (Таанит 11а; интересно, что многие пережившие клиническую смерть действительно рассказывают, как вся их жизнь была им показана, как в трехмерном фильме).

Как правильно принять добровольный пост? А нужно ли по время добровольного поста упоминать Анену в Шмоне Эсре?

Если человек собирается поститься в какой-то день, то ему следует принять пост заранее, в Минху предыдущего дня. Во время молитвы он сообщает в Шомеа Тефила или в конце молитвы о своем намерении поститься назавтра (Орах Хаим 562:6). (Если он забыл принять пост во время Шмоне Эсре, пусть примет после этого, до захода солнца, см. Мишна Берура 562:27). Но невозможно сделать полноценным постом день, в который человек не поел с утра, и решил теперь уж не есть и до вечера. Тем не менее, Рема (562:1) пишет, что даже если пост не был принят, как положено, все равно можно говорить Анену в Шомеа Тефила.

А сколько должно быть постящихся в синагоге, чтобы Хазан добавил Анену в повторении Шмоне Эсре?

Хазаль установили, что во время общинных постов, Хазан говорит Анену как отдельное благословение между брохой «Гоэль Йираэль» и «Рефаэну». По многим мнениям, эту броху Хазан делает, только если есть 10 постящихся, но по некоторым мнениям в постоянные посты (как посты по разрушенному Храму и даже пост Эстер) даже если постятся 7 или даже 6 человек, Хазан читает Анену (и обычай следовать последнему мягкому мнению, см. Писке Тшувот 566:4).

В каких случаях можно встать утром, чтобы поесть перед постом?

Малые посты (17 Тамуда, 3 Тишре, 10 Тевета, и 13 Адара) а также обычные добровольные посты начинаются с рассвета, и можно есть ночью. Но если человек пошел спать, то есть уже нельзя, даже если он проснулся до рассвета (а насчет того, можно ли пить, существует диспут). Но можно поставить условие, перед тем как идти спать, что еще собираешься встать ночью и поесть (Орах Хаим 564:1, хотя в нашей сугие это разрешение не упоминается, оно взято из Иерусалимского Талмуда, и большинство Ришоним так постановили).

Предыдущая глава