Талмудический Винегрет. Глава Ваэра, Талмуд, Бава Кама 66-72.

 

Лехацалат Шевуим и Лерефуа Шлема всех на Святой Земле.

Одна из причин, почему мы пьем четыре стакана вина в Пасхальном Седере, основана на стихах в нашей главе (см. Мишна Берура 472:43). Какие это стихи?

В начале Главы Ваэра, Всевышний говорит Моше (Шемот 6:6-8): «Потому скажи детям Израиля: Я Г-сподь, и Я выведу вас из-под тягот Египта, и спасу вас от порабощения их, и избавлю вас … и возьму вас Мне народом … и приведу вас на землю …» Т.к. здесь упомянуто четыре выражения «спасения», то мудрецы установили четыре стакана вина (см. Йерушалми, Песахим 68б, см. там же другие подсказки на четыре стакана). Казалось бы,  тогда нужно было взять пять стаканов, также супротив «приведу вас на землю», и на самом деле Рав Моше Штернбух пишет (Таам Вадаат, Шемот 6:8) пишет от имени Виленского Гаона, что поэтому мы берем «Кос шель Эляху» - стакан Элияху. Видимо, этот новый этап спасения, поэтому мы не пьем этот стакан во время Седера (в другом месте ГР”А  пишет, что т.к. мы не уверены, брать ли четыре или пять стаканов, поэтому мы берем пятый стакан, но не пьем его, и говорим, что когда «придет Элияху», он сообщит на правильные решения всех неуверенностей в законе). Рав Штернбух подчеркивает, что слова «возьму вас Мне народом» связаны со словами «и приведу вас на землю», т.к. только когда мы соблюдаем заповеди Всевышнего, мы заслуживаем жить на Святой Земле. (Интересно, что в комментариях к Пасхальной Агаде ГР”А пишет наоборот, что слова возьму и приведу не считаются, но супротив слова избавлю установили два стакана, т.к. говориться: «и избавлю вас десницей простертою и великими судами».) 

В случае каких животных относится особый закон, когда вор платит в четыре или в пять раз больше?

В случае любых краж, вор должен платить вдвое больше (Шемот 22:3), но в случае кражи быка или барана, Тора говорит (Шемот 21:37): «Если кто-то украдет вола или агнца ùä и зарежет или продаст его, пятью быками заплатит за вола и четырьмя баранами за агнца». В нашей сугие (Бава Кама 67б) задается вопрос: почему не сказать, что так же как в законах Субботы, хотя Тора упоминает в том числе, что наш бык должен отдыхать, имеются в виду все животные, также и здесь данный закон может относиться и к другим животным? Талмуд отвечает, что поэтому Тора подчеркнула лишний раз, что закон относится только к быку и барашку, а не написала просто: «Если кто-то украдет вола и зарежет или продаст его, пятью быками заплатит, а за агнца четырьмя баранами». Т.к. вначале написан лишний раз агнец, а в конце снова написан вол, то закон относится только к ним. Тем не менее, по многим мнениям к козлам этот закон тоже относится, ведь обычно слово ùä включает и барана и козла. И действительно, пример в Талмуде (Кетувот 34б) рассматривает козла в контексте данных законов (см. Минхат Хинух, 54, что во многих местах Талмуда выглядит, что этот закон применяется и к козлам, и так же выглядит из Мехилты, Мишпатим, 12, см. Пардес Йосеф к Мишпатим). И, тем не менее, Мааршаль (Ям Шель Шломо, Бава Кама 7:1) пишет, что данный закон применяется только к баранам, но не к козлам. Заметим, что позже Талмуд скажет (Бава Кама 77б), что закон применим и к гибридам. Раши объясняет, что имеется в виду гибрид баранов и коз (см. также из Тосефту, Бава Кама, 7), но из Рамбама выглядит, что возможно включаются и другие гибриды. Минхат Хинух обсуждает, что даже если этот закон относится к гибридам, где самка – овца или коза, (например, гибрид овцы с архаром – горным бараном, или козы с горным козлом – ибексом), но если наоборот, самец козел или баран имеет детеныша от дикой самки, неочевидно относятся ли данные законы.

Если Микву заполнили водой из ведра, будет ли она некошерна из Торы?

Как известно, кошерная Миква должна быть соединена с «бор» (ямой с натуральной водой). Воду для «бор» нельзя приносить в ведрах (воду, которую черпали, называют «Шеувин»). Таким образом, невозможно налить обычную воду в бассейн, и сделать так Микву. Обычно для наполнения «бор» используют дождевую воду, которая поступает туда по прямым трубам из пластика. В холодных странах можно также наполнить яму снегом, и когда он растает, подобная вода считается натуральной. Бывает, что «бор» для Миквы строят в таком месте, где есть подземные воды, и они наполняют «бор». Существует диспут в отношении того, является ли Миква, сделанная на воде, которую черпали – «Шеувин» непригодной из Торы, или это раввинский закон? Из нашей Сугии (Бава Кама 67а) выглядит, что вся эта концепция – раввинский закон (ùàéáä ãîãøáðï). Тем не менее, существует диспут Ришоним на этот счет (см. Тосафот, Бава Батра 66а, см. также Бет Йосеф, Йоре Деа, 201). Согласно мнению, что весь запрет на «Шеувин» - раввинский, логично спросить, а зачем вообще раввины потребовали, чтобы вода была натуральной? Тосафот отвечают, что если бы не этот запрет, многие бы стали окунаться и в сосудах (в ванне), а это точно некошерно из Торы.

Если какой-то грешник все равно специально нарушает запрет, нужно ли стараться его спасти от другого греха?

Талмуд (Бава Кама 69а) приводит Мишну из Трактата Маасер Шени (5:1), где описывается, как помечали плоды Орлы (первых трех лет после посадки), чтобы прохожие случайно их не съели. «Виноградник на четвертом году помечали комьями земли, чтобы намекнуть, что плоды нужно выкупить. А виноградную лозу Орлы помечали черепками, чтобы предупредить людей о том, что ее виноград нельзя есть и от него вообще нельзя получить никакой пользы (см. Вайикра 19:23) ... Раббан Шимон бен Гамлиэль говорит: В каком случае нужно помечать виноградники четвертого года и Орлы? В течение Седьмого года (Шевиит, когда все плоды ничейные). Но в другие годы, когда тот, кто берет чужой виноград, виновен в краже, нет необходимости разграничивать эти виноградники, как говорят: накормите нечестивца и дайте ему умереть (т.е. мы не обязаны предупреждать вора о том, что воруемый им виноград запрещен). Халаха следует мнению Раббан Шимона бен Гамлиэля, и книги Халахи часто цитируют эту идиому: «накормите нечестивца и дайте ему умереть» (о применении данного принципа, см. Бецель Хохма 1:27-28, Циц Элиэзер 15:18-19, Ябиа Омер, Йоре Деа 4:7). Из всего этого видно, что даже воры в те времена пытались соблюдать кошерность, и если они знали, что виноград имеет статус Орлы – они бы его не забрали (сегодня тоже почему-то некоторые люди больше беспокоятся о ритуальных заповедях, чем о грехах перед другими людьми).

Предыдущая глава