Талмудический Винегрет. Глава Ваэра, Талмуд, Недарим 82-88.

 

Лерефуа Шлема Шель Михаэль бен Рахель и Раиса бат Соня.

Как звали жену Аарона, и где еще встречается ее имя?

Жену Аарона звали Элишева (Шемот 6:23). Больше нигде в Танахе это имя не встречается. Кстати, согласно одному из мнений (см. Сота 11б), Элишева – это акушерка Пуа, упомянутая в предыдущей главе (Шемот 1:15).

Где в нашей главе упоминается один из принципов «Кал Вехомер» в Торе?

Как известно, «Кал Вехомер» (досл. «от легкого к строгому» - т.е. принцип тем более) – это первый из основных принципов толкования Торы. Хазаль говорят, что и в самом Танахе этот принцип используется десять раз, из них 4 раза в Пятикнижие (см. Берешит Рабба 92:7). В нашей главе «Кал Вехомер» используется в стихе (Шемот 6:12): «И сказал Моше пред Г-сподом: Вот сыны Исраэля не послушали меня, как же послушает меня фараон?»

На базе какого стиха из нашей главы существует определенный обычай при выливании вина во время Пасхального Седера?

Как известно, Рема пишет в Шулхан Арухе что обычай выплескивать из стакана вина с помощью пальца, когда упоминают Козни Египетские (см. Орах Хаим 473:7, правда Брискер Рав так не делал, и считал, что стакан во время Агады должен оставаться нетронутым). Этот обычай основан на стихе (Шемот 8:15): «И сказали маги фараона: это ΰΖφΐαΜΗς (досл. палец) Б-жий» (в смысле Перст Б-жий). При этом Рема (Дарке Моше, 473) и Мишна Берура (473:74) подчеркивают, что нужно использовать указательный палец (обычно слово Эцба значит именно указательный палец, тем не менее, некоторые используют и другие пальцы, см. Арух Ашулхан 473:24, а Кабалисты считают, что вообще не следует касаться вина пальцем, и выливают прямо из стакана, см. Каф Ахаим 473:163).

Какую Хафтору читают в эту неделю?

Сефардим и Ашкеназим читают Хафтору из Йехезкеля (28:25–29:21), где фараон сравнивается с большим крокодилом, который сидит в своей реке. Интересно, что Шадаль к Йехезкелю (29:3) замечает, что «фараон» по-арабски значило крокодил. Возможно также, что намек здесь был и на определенного языческого идола с крокодильей головой, от которого, согласно их вере, получали силу фараоны (см. английскою статью на Парша Блог: Pharaoh the Crocodile). Заметим, что во многом наше понимание козней египетских – неполное, т.к. мы не знаем полностью их тогдашние верования, а во многом, цель козней была подкосить веру в языческих богов. Первая казнь – против Реки – их основного бога, от которого Египет получал пропитание. А вторая – Цефардеа, обычно переводится как «лягушки», но Ибн Эзра (Шемот 7:27) приводит мнение, что это было крокодилы, и так считает Рабейну Бахья (10:19). Согласно этому, вторая казнь была против еще одного идола связанного с властью фараонов. Романиоты, как обычно читают другую Хафтору, из пророка Йешаяху (42:8–43:5), и действительно многие стихи перекликаются с нашей главой: «Г-сподь, как исполин, выйдет … побеждая врагов Своих; безмолвствовал Я долго, молчал, сдерживался … и ныне так говорит Г-сподь, сотворивший тебя, Яков, и создавший тебя, Израиль: не бойся, ибо Я спас тебя, Я призвал тебя по имени твоему, Мой ты! Когда переходить будешь через воды – с тобой Я, и через реки – они не потопят тебя, когда сквозь огонь пойдешь – не обожжешься, и пламя не спалит тебя».

Если жена клятвенно запретила своему свекру пищу, которую она готовит, может ли муж отменить такую клятву?

Нет. Как мы уже писали, муж отменяет только клятвы «инуй нефеш» (мучения), или «бейно либейна» (между ним и ей). В данном случае клятва не мучительна для нее, и не считается чем-то, что между ней и ее мужем (Недарим 85а). И вообще, жена не обязана обслуживать свекра, хотя она должна оказывать ему определенное уважение (см. Йоре Деа 240:24 и Бирке Йосеф там же). Более того, если жена сделала подобную клятву даже по отношению к собственному отцу, то и эту клятву муж не может отменить (Недарим 85а).

Что если муж отменил клятву, неправильно поняв ее?

Если муж неправильно услышал клятву, то его отмена не действительна (Недарим 86б).

А что если он неправильно понял, кто сделал клятву?

Также если муж думал, что клятву сделала жена, а оказалось, что ее сделала дочь, или наоборот, то отмена недействительна (Недарим 86б).

А если человек думал что умер какой-то родственник, а оказалось, что это другой родственник, нужно ли заново соблюдать законы траура?

В нашей сугие (Недарим 87а) обсуждается, что если человек разорвал одежды по родственнику, а оказалось, что умер не этот, а другой родственник, то если уже прошло пара секунд (время, за которое можно спросить «Шалом Алехем Рабби»), то нужно разрывать заново. Но Талмуд не обсуждает, что делать, если человек сидел «шиву» (семь дней траура), а потом выяснил, что умер не этот, а другой родственник? Этот вопрос приводится в Книге «Хут Амешулаш» (досл. «тройная нить», см. Кохелет 4:12, это вопросы и ответы трех раввинов, которые были главами ешивы Воложина: Р. Хаим из Воложина, его зять Р. Хилел и сын последнего – Р. Элиэзер Йицхак). Сначала опубликовано письмо Р. Йехонатана из Волыни (№ 42), а потом ответ Р. Элиэзера Йицхака на него (№ 43). Речь идет о человеке, который скорбел о смерти сестры, а потом выяснилось, что эта сестра жива, но умерла другая его сестра. Р. Йехонатан пишет, что другой раввин постановил, что нужно заново сидеть «шиву», но сам он считает, что это не требуется, раз Талмуд обсуждает только повторное разрывание одежды, на которое есть подсказка из Библейского стиха, и это не относится к соблюдению законов траура. Но Р. Элиэзер Йицхак берет сторону первого раввина. В том числе он пишет, что законы скорби основаны на реальном трауре, той горечи, которую чувствует человек, когда узнает об умершем близком человеке. Так если он узнал, что та сестра, по которой он скобил, оказалась жива, и он утешился по отношению к ней, но он также узнал про утрату другой сестры, то ясно, что у него новое горе. Ведь невозможно сказать, что ему все равно, кто именно умер, и главное что он «отсидел шиву».

Что делать, если муж не знал, что он мог отменить клятву, и уже закончился день?

Если муж не знал, что данную клятву можно отменять, но потом узнал об этом (или он сначала думал, что данную клятву невозможно отменить, а потом узнал, что это не так), то он все еще может отменить клятву (Недарим 87б). Но он может это сделать только в течение того дня, когда он узнал, что данную клятву можно отменить (см. Йоре Деа 234:21).

Предыдущая глава