Талмудический Винегрет. Глава Лех Леха, Талмуд, Кидушин 70-76.

 

Лехацала и Лерефуа Шлема всех выживших после трагедии в Израиле.

Какое выражение из нашей главы стало основой определенного варианта первого благословения Амиды (молитвы Шмоне Эсре)?

Когда Малки-Цедек благословил Авраама, он сказал (Берешит 14:19): «Благословен Аврам Всевышним Б-гом, ÷ÉðÅä ùÑÈîÇéÄí åÈàÈøÆõ Владеющим небом и землей» (позже Авраам так же называет Всевышнего, см. Берешит 14:22). В первом благословении Шмоне Эсре мы говорим, что Всевышний «Кель Эльйон, Конэ Ха-Коль» (Всевышний Б-г, который Владеет всем), а нусах Земли Израиля был точно такой-же как в нашем стихе: «Кель Эльйон Конэ Шамайим ВаАрец», и этот нусах у нас сохранился в «Брохе Меэн Шева» (во время вечернего повторения Шмоэне Эсре в Шаббат). Заметим, что и концовка благословения «Маген Авраам» (Защитник Авраама) основана на стихе из нашей главы (Берешит 15:1).

Многие (но не все) законы обрезания учатся из нашей главы, в том числе, что обрезание делают на восьмой день. А откуда мы знаем, что обрезание делают днем, а не ночью?

В нашей главе не упомянуто, что обрезание делают именно днем (хотя сказано, что Авраам и его домочадцы были обрезаны в тот же день, когда Авраам получил повеление обрезаться). Но в главе Тазриа (Вайикра 12:3) сказано: «А на восьмой день обрезана будет крайняя плоть его» (см. Мегила 20а). Если ребенка обрезали ночью, то нужно днем сделать процедуру «хатафат дам брит» (символически «обрезают» снова, выпуская каплю крови, см. Йоре Деа 262:1).

А если тот, кто делал другим обрезание, сам был необрезанным, засчитывается ли такое обрезание?

В нашей главе сказано (Берешит 17:13): «äÄîÌåÉì éÄîÌåÉì Обрезая, обрезан должен быть рожденный в доме твоем». Существует много Драшот по отношению к повторению слов: «Химоль Йимоль» (см. например Йевамот 72а). Одно из мнений, что данный стих также подсказывает, что обрезать должен обрезанный (см. Авода Зара 27а, см. Раши и Ритва, см. также комментарий Тора Темима к нашему стиху, что буквы слова äÄîÌåÉì такие же, как îäåì – обрезанный, получается, обрезанный пусть обрезает). Другие мудрецы учат это из стиха (Берешит 17:9) «А ты завет Мой соблюдай» (Авода Зара, там же). Но если ребенка обрезал нееврей (или несоблюдающий еврей), по мнению Р. Йосефа Каро (Йоре Деа 264:1) не требуется делать «хатафат дам брит», но Рема с этим спорит (см. также Минхат Йицхак 4:101, обсуждение случая, когда обрезание сделал нерелигиозный доктор).

А кого Авраам обрезал в 13 лет?

Йишмаэля, как сказано (Берешит 17:25): «А Йишмаэлю, сыну его, было тринадцать лет при обрезании крайней плоти его». Кстати, некоторые арабы до сих пор обрезают сыновей в этом возрасте.

В нашей сугие (Кидушин 70а) описана интересная история. Один человек пришел в мясную лавку и потребовал: «Дайте мне мяса» (возможно, т.к. он считал себя коэном, он хотел получить положенные коэнам части мяса бесплатно, см. Ницуце Ор). Ему ответили: «Подождите, пока обслужат посланника рава Йехуды сына Йехезкеля». Он нагло воскликнул: «Кто такой Иуда бен Швискель, чтобы получить мясо до меня?» Они сообщили Раву Йехуде, и тот отлучил наглеца. Они также сказали Раву Йехуде, что этот человек имеет обыкновение называть людей рабами, после чего Р. Йехуда провозгласил, что он сам раб. Этот человек тогда вызвал его на суд к Раву Нахману. Когда повестка в суд была доставлена, Р. Йехуда сомневался, обязан ли идти (на суд к раввину ниже собственного уровня), но Рав Хуна посоветовал ему пойти. По прибытии туда, Р. Йехуда увидел, что Р. Нахман строит перила. Р. Йехуда спросил: «разве Вы не знаете то, что сказал Шмуэль: как только человек назначен главой общины, он не имеет права делать работу в присутствии троих?» (т.к. для него унизительно делать работу при всех.) Дальше Талмуд повествует, как Р. Йехуда на все, что делал или говорил Р. Нахман, приводил аргументы, что он все делает неправильно (видимо он был раздражен, что Р. Нахман вызвал его на суд). В конце концов, Ялта, жена Р. Нахмана, послала мужу записку, чтобы он поскорее отпустил этого раввина, иначе он и дальше будет издеваться, превращая Р. Нахмана «ам аареца» (необразованного простолюдина). «Что означает ваш приход сюда?», спросил его Р. Нахман. «Вы же вызвали меня на суд», ответил Р. Йехуда. «Где уж мне, я ведь даже не понимаю Вашу глубокомысленную речь!» Р. Йехуда тогда вытащил повестку из-за пазухи и протянул ему. «Ну раз уж Вы пришли сюда, давайте обсудим этот вопрос, чтобы вызвавший Вас не сказал, что раввины покрывают друг друга», сказал Р. Нахман. «Почему вы отлучили этого человека?» «Потому что он оскорбил посланника раввина». Тогда Вы должны были его наказать плетьми, ведь Рав наказывал плетьми тех, кто издевался над посланником раввинов». «Я поступил с ним еще более строго». «А почему Вы объявили, что он раб?» Р. Йехуда ответил: «Потому что он имеет обыкновение называть других людей рабами, и тот, кто обзывает других, является таковым сам». «Но ведь это только подозрения, разве можно на базе этого заключать, что человек раб?» ответил Р. Нахман. В этот момент прибыл сам этот человек и сказал: «Вы посмели назвать меня рабом, а я происхожу из царского рода Хашмонаев!» На это Р. Йехуда ответил: «Шмуэль учил, что тот, кто утверждает, что происходит из Хашмонаев, на самом деле раб, т.к. все потомки Хашмонаев погибли» (так как на самом деле это потомки Ирода, их Идумейского слуги утверждают, что они происходят из Хашмонаев).

Если кто-то с плохой родословной уже породнился с определенной семьей, то мы не запрещаем всю семью (Кидушин 71а).

Родился ли Рава в день, когда умер Рав Йехуда, или раньше?

В нашей сугие (Кидушин 72б) сообщается, что в день, когда умер Р. Акива, родился Ребби (Р. Йехуда А-Наси – автор Мишны). Когда умер Ребби, родился Рав Йехуда (сын Йехезкеля, о котором шла речь выше). Когда умер Рав Йехуда, родился Рава. Когда умер Рава, родился Рав Аши. По отношению к последним двум утверждениям, существует много сложностей (см. например Кетубот 111а, Бава Кама 97а, см. также Мело А-Роим к Песахим 104б и пометки Бен Арье к Меила 3б). В том числе выглядит, что Рава родился до смерти Р. Йехуды, и Рав Аши застал самого Раву (согласно Рамбаму, он был его учеником). Возможно, гирса Рамбама была: «пока еще не умер Рава, родился Рав Аши» (см. вопросы и ответы Тирош ВеЙицхар, 78). Или может быть в версии Рамбама Р. Аши родился, когда умер не Рава øáà, а Рабба øáä, или вместо Рав Аши имеется в виду другой мудрец. 

В случае неуверенности в запрете Торы, мы поступаем строго. А является ли эта строгость законом Торы или раввинов?

В нашей сугие (Кидушин 73а) учится, что из Торы, хотя мамзеру запрещено жениться на обычной еврейке, это не относится к сафек мамезеру (когда есть неуверенность, что человек мамзер), и, в случае неуверенности, есть только раввинский запрет. Возможно, отсюда Рамбам учит, и в других случаях, когда мы следуем в строгую сторону, если есть сафек (неуверенность) в запрете Торы – это только раввинский закон (см. Ран). Но большинство Ришоним считают, что по закону самой Торы мы должны трактовать «сафек» запрета в строгую сторону, а сафек мамзер – это исключение.

В нашей сугие (Кидушин 76б) упоминаются «четыреста нееврейских воинов в армии Давида, которые происходили из яфет тоар», которых использовали для устрашения врага. Некоторые предполагают, что имеются в виду сыновья разных солдат Давида. Но согласно Р. Реувену Маргулиусу все они были сыновьями самого Давида, и здесь была допущена ошибка переписчика, и на самом деле их было девять, (букву Тав от слова Тиша - 9 приняли за 400, как гематрия буквы Тав).

Предыдущая глава