Талмудический Винегрет. Глава Лех Леха, Талмуд, Недарим 5-11.

 

Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня.

Какой древний город, упомянутый вначале нашей главы, находился в центре Израиля, и позже сыграл трагическую роль в нашей истории?

В начале нашей главы сказано (Берешит 12:6): «И прошел Аврам по земле до места Шхема». Город Шхем находится прямо в центре Израиля (и, возможно, поэтому Аврааму сразу был показан этот город, см. Рамбан). Тем не менее, Талмуд (Санхедрин 102а) сообщает нам, что Шхем стал в результате местом, приготовленным для наших наказаний. Там была изнасилована Дина, недалеко оттуда был продан Йосеф, и там было разделено еврейской государство после смерти Шломо (см. Мелахим 1:12:1 и 25; и сегодня в этих местах арабы часто совершают теракты).

Куда поехал Аврам во время голода? Почему?

Во время голода Авраам отправился в Египет. Т.к. Египет не зависел от дождя, но орошался Нилом, то туда часто во время засухи люди мигрировали из Святой Земли и рядом находящихся земель. Но более глубокий смысл состоял в том, что Авраам «проторил дорожку» своим потомкам, которые впоследствии отправились в Египетское изгнание.

Один из четырех царей, упомянутых в четырнадцатой главе, был Кедорлаомер, царь Элама. А где еще упомянут Элам, и где находилось это место?

Провинция Эйлам была частью Персии (сегодняшнего Ирана). Там, в том числе находился Шушан, где происходило основное действие Книги Эстер (см. Даниэль 8:2). Многие пророки упоминают Эйлам (Йешаяу, Йирмияу, Йехезкель). В предыдущей главе (Берешит 10:22), Тора упомянула, Эйлама, который был первым сыном Шема, и видимо он был родоначальником нации, которая позже жила в Эйламе.

А как правильно писать имя Кедорлаомера, и что оно значит?

Сам царь Кедорлаомер, кроме нашей главы не упомянут больше нигде в Библии. Видимо он был главным из этих четырех царей, поэтому Тора упоминает его отдельно в стихе (Берешит 14:4): «Двенадцать лет они служили Кедорлаомеру», (см. также Берешит 14:17: «Кедорлаомеру и царей, которые с ним». Хотя вначале первым упомянут Амрафель, возможно потому, что он был старше (см. Панеах Раза и полный комментарий Тура). Имя Кедорлаомера чисто Эламитское и соотносится с именем сузанского идола (Кудур Лагамар досл. служащий лагамару, см. «Живую Тору» Рава Арье Каплана). В Талмуде (Хулин 65а) сообщается, что ëãø ìòîø Кедор Лаомер пишется раздельно, и, тем не менее, согласно нашей Масоре, это имя пишется слитно, и так написано в наших свитках (см. Минхат Шай 14:1, это далеко не единственный случай, когда мы следуем Масоре, а не Талмуду).

Что если жених не сказал слово Ли, при обручении (Харей Ат Мекудешет Ли)?

В нашей сугие обсуждаются разные ядаим (ручки) к клятвам и обетам, а также к Кидушину и разводному письму. В том числе мы учим, что мнение Шмуэля (и так следует халаха), что если в утверждении было недосказано что-то неочевидное (ядаим шеэйн мохихот), то тогда обет не срабатывает (см. Недарим 5б). На базе этого в геморе Кидушин (5б) учится, что если человек не сказал слова Ли (он сказал «ты обручена», но не сказал «со мной») то это не срабатывает (см. Эвен Аэзер 27:4). (Тем не менее, в наше время, когда не принято делать Кидушин через посланника, возможно и без слова Ли очевидно, что он обручает невесты СЕБЕ а не кому-то другому, см. Оцар Апоским.)

В нашей сугие (Недарим 7б) упоминается, что тот, кто услышал, как кто-то упомянул Имя Всевышнего (всуе), должен его отлучить. Когда именно применялся этот закон?

Шулхан Арух (Йоре Деа 334:37) приводит, что тот, кто услышал пустое упоминание Имени Творца, или ложную клятву, или даже пустое благословение, должен его отлучить (поставить под Нидуй). А если он его не облучит, то он сам заслуживает отлучения (за то, что он услышал и промолчал). Но все это относится только, если упоминание Имени Всевышнего всуе было сделано специально. Поэтому, когда люди часто случайно делают «Броха Леватала», их, разумеется, никто за это не отлучает. Вдобавок, даже когда практиковался этот закон, Нидуй сразу же аннулировали, как описано в нашей сугие. 

Обязан ли еврейский мужчина заниматься Торой все свободное время?

Обычно принято считать, что праведный еврей должен проводить все свободное время в занятиях Торой, иначе он ломает запрет на «битуль Тора» (см. например Мишна Берура 155:4, см. также Шулхан Арух Арав, Талмуд Тора 3:5). Тем не менее, из нашей сугии (Недарим 8а, см. также Менахот 99б) выглядит, что можно выполнить свои обязательства «изучения Торы днем и ночью» даже если человек читает Шма утром и вечером. (Некоторые объясняют, что это следует мнению, что чтение Шма – раввинский закон, но т.к. мы постановляем, что каждый и так обязан читать Шма из Торы, то чтобы выполнить заповедь изучения Торы, нужно изучить или прочесть что-то другое). Поэтому, Талмуд сообщает, что если человек поклялся изучать определенную часть Торы, эта клятва срабатывает, и не считается, что эта клятва на мицву, которая не ложиться. Тем не менее, согласно Ритва, в нашей сугие имеется в виду, что только человек, который весь день занят заботой о пропитании, выполняет обязанность изучения Торы, прочитав лишь один стих утром и вечером, но для человека, который имеет много свободного времени, этого недостаточно. С другой стороны, интерпретация Рана, что причина, почему клятва на изучение Торы ложиться в том, что клятва может лечь на те заповеди Торы, которые не написаны открыто, но сообщаются нам раввинами. Согласно этому, мужчина обязан все свободное время заниматься Торой, но т.к. это не сказано в Торе открыто, то клятва заниматься Торой срабатывает. Тем не менее, Шулхан Арух (Йоре Деа 246:1) не упоминает, что каждый мужчина обязан заниматься Торой все свободное время (см. также ГР”А 246:6, что Шулхан Арух не следует мнению Рана). Кроме того, существуют другие интерпретации нашей сугии (см. например Шита Мекубецет от имении Реэма). Одно из интересных следствий этого диспута – это благословения на Тору. Большинство людей делают эти брохи утром, и потом, даже если уезжают на работу на целый день, они не делают эти брохи заново вечером. Считается, что причина в том, что человек никогда полностью не отвлекается от занятий Торой, т.к. он обязан посвятить ей все свободное время (см. Тосафот 11б), но многие Ришоним (см. Тосафот Роша и Тосафот Р. Йехуда Ширлиона к нашей сугие, см. также Тур, Орах Хаим 47) считают, что только те люди, которые действительно все свободное время занимаются Торой, не делают снова броху, когда возвращаются к изучению. В любом случае, возможно благословения на Тору были установлены лишь раз в день, как утренние благословения благодарности, а не как брохи на Мицву, поэтому обычай не делать снова брохи на Тору, даже после перерыва на сон днем.

В нашей сугие (Недарим 9б) приводится история про Шимона А-Цадика. Он обычно не ел Ашам Назира (жертву за грех, когда Назир стал нечистым). Ведь, как правило, в таких случаях Назир раскаивается, что взял на себя обет Назира, и теперь нужно все начинать сначала. Но однажды он сделал исключение. В Храм пришел молодой Назир с красивыми волосами, и Шимон А-Цадик его спросил, зачем он стал Назиром (которому в конце нужно сбрить волосы)? Тот ответил, что он был пастухом, и, увидев свое отражение в воде, побоялся дурного наклонения – ведь его красота делает его неотразимым для женщин! Поэтому он тогда взял на себя обет Назира. Шимон А-Цадик тогда изрек: вот про таких, как ты Тора действительно уставила институт Назира!

Предыдущая глава