Талмудический
Винегрет.
Глава Ки Теце,
Талмуд, Сукка
39-45.
Лерефуа
Шлема Шель
Раиса бат
Соня и
Владимир бен Хеня.
В
нашей главе (Деварим 22:11)
упоминается
запрет
носить шатнез.
А где еще
Тора
запретила
носить шатнез?
Тора
упомянула
запрет на шатнез
в главе Кедошим
(Вайикра
19:19).
А в чем
смысл этого
запрета?
Тора
запрещает
много разных
смесей. В
нашей главе
говориться (Деварим 22:9-11)
«Не засевай
твоего
виноградника
разновидным,
чтобы
запретным не
стал урожай,
посевы, какие
посеешь, и
урожай
виноградника.
Не паши на
быке и осле
вместе. Не
надень шатнез,
шерсти и льна
вместе». В
главе Кедошим,
шатнез
еще
называется «килаим», и
так же
называются
другие
запрещенные
смеси:
«Законы Мои
соблюдайте:
скота твоего
не своди с
разновидным (килаим),
поля твоего
не засевай
разновидным (килаим), и
платья из
разновидного
(килаим), шатнез
пусть не
будет на
тебе».
Согласно
каббале, все
эти смеси
духовно
несовместимы.
А Рабби Йосеф
Бехор
Шор считает,
что, так как шатнез
использовался
в одежде коэнов
в Храме, то
поэтому Тора
запретила
его для
обычного
пользования.
А
можно ли
использовать
полотенце из шатнеза?
Хотя
Тора
запрещает
только
носить
одежду из шатнеза,
использовать
полотенце из шатнеза
тоже нельзя,
т.к. оно греет
руки, и
подобно одежде
(Йоре Деа
301:9).
А
можно ли
продавать нееврею
одежду,
содержащую шатнез?
Тора
запрещает
только
носить шатнез,
но нет
запрета,
использовать
его, и можно заработать
на продаже шатнеза нееврею.
Тем не менее,
наши мудрецы
запретили
продавать нееврею
одежду, в
которой
незаметный
кусочек шатнеза
(например,
шерстяная
одежда, куда
вшили ниточку
льна), т.к. мы
боимся, что нееврей
перепродаст
эту одежду
еврею (Йоре
Деа 301:8).
«Да не
будет
мужского
предмета
одежды на женщине,
и не наденет
мужчина
женского
платья» (Деварим
22:5). А что еще
включается в
этот запрет?
Согласно
Хазаль,
не только
одежда, но и
виды
поведения,
свойственные
противоположному
полу запрещены.
Например,
мужчина не
должен
красить волосы,
или вырывать
свои
поседевшие
волосы (см. Йоре
Деа 182:6). Хазаль
даже
запретили
мужчине
брить под
мышками (Йоре
Деа 182:1), или
смотреться в
зеркало. Но
многое может
зависеть от
того, что
принято в
данных местах,
поэтому если
большинство
мужчин бреют под
мышками или
смотрятся в
зеркало, то
это не
запрещено
(Рема там же,
но см. Биур
АГР”А).
А
можно ли
женщин
называть
мужским
именем, или
наоборот?
Рав
Хаим Каневский
(Таама Декра)
приводит
немало
примеров
женских имен,
которые были
у мужчин и
наоборот, но
вполне возможно,
что в тех
поколениях
эти имена
были и
женскими и
мужскими (как
имя Симха
сегодня). В
любом случае,
плохая идея
дать мужское
имя девочке
или наоборот,
ведь это может
привести к издевкам
со стороны
сверстников.
По
мнению Бет Шамай
можно
разводиться
с женой,
только если
она изменила
мужу (или
если она
ведёт себя
особенно
нескромно).
Откуда Бет Шамай
учат это? А
какому
мнению
следует
закон?
Тора
сообщает (Деварим
24:1): «Если
возьмет
человек жену
… и не обретет
она милости в
его глазах,
ибо нашел он
в ней нечто
постыдное òÆøÀåÇú ãÌÈáÈø
(досл. «наготу»,
т.е. она
бесстыдница),
он даст ей
разводное
письмо и
отошлет ее из
своего дома».
Бет Шамай
принимают
буквально
слова òÆøÀåÇú ãÌÈáÈø и только в
случаях,
когда
женщина
изменила мужу,
или ведет
себя
бесстыдно,
можно разводиться,
но Бет Хилел
считают, что
развод
приемлем и
при других обстоятельствах.
Шулхан Арух
постановляет,
что если
человек в первом
браке, ему не
следует
разводиться,
кроме как
если жена
ведёт себя
особенно
нескромно, но
во втором
браке можно
развестись и по
другим
причинам
(Эвен Аэзер
119:3, см. также
Бет Шмуэль,
второе
объяснение, и
ГР”А).
Возможно,
одна из
причин,
почему закон
более строг в
отношении
первого
брака в том,
что в первом
браке
человек
думает, что
возможно ему
удастся
найти более
хорошую
супругу, и
готов
развестись
по любому
поводу. Но когда
у него не удаётся
и второй
брак, то,
скорее всего
он и сам сделает
множество
усилий чтобы
его сохранить.
Заметим, что
для нас весь
этот закон не
имеет
практического
применения,
так как уже
более тысячи
лет
запрещено
декретом Рабену
Гершома
разводиться
против воли
жены (см. Рема
там же.)
Какие
из заповедей
«помнить»
упомянуты в
нашей главе?
В
нашей главе
упомянуты
две из шести
заповедей
«помнить» (и
эти отрывки
напечатаны в сидурах в
конце
утренней
молитвы).
«Помни, что
сделал Г-сподь,
Б-г твой, Мирьям
на пути при
вашем исходе
из Мицраима»
(Деварим
24:9). (С помощью
этой
заповеди,
человек
будет постоянно
осторожен,
чтобы не
злословить,
если уж
праведная Мирьям,
которая
говорила
против
любимого
брата и не
избежала
наказания.) И
в конце главы
(Деварим
25:17-19) «Помни, что
сделал тебе Амалек на
пути при
вашем исходе
из Египта …»
К каким
из четырех
растений в Суккот
относится
святость
Седьмого
Года?
К Этрогу
по всем
мнениям
относится
святость Шевиит,
и поэтому в
год после
Шмиты нужно
знать все
законы,
связанные с
«покупкой» Израильских
Этрогов
(их не
покупают
обычным
образом, и
также после
праздника не
выбрасывают,
и есть еще множество
специальных
законов,
поэтому многие
вообще
стараются не
покупать
Израильские Этроги). А
что касается
самого
Седьмого
года, то следует
купить Этрог,
который
оторвали с
дерева еще до
Рош Ашаны.
Что касается Лулава и
веток мирта
(см. Писке Тшувот
649:7), есть
диспут,
относится ли
к ним
святость седьмого
года, и
обычай быть
мягким. А к
веткам ивы,
святость
Седьмого
года точно не
относится.
С
каких стихов
начинают
обучать ребенка?
Талмуд
сообщает (Сукка
42а): когда
ребенок
начинает
говорить, его
учат первому
стиху Шма,
а также стиху
(Деварим
33:4):úåøä öåä ìðå îùä îåøùä
÷äìú éò÷á (Тору
заповедал
нам Моше,
наследие
общины
Якова).
А
когда
начинают
накладывать Тефилин?
Простой
смысл
талмуда (Сукка
42а), что
ребёнка как
только он
может
следить за
телом
(например, не пукать)
начинают
обучать
заповеди Тефилина.
Тем не менее,
обычай Ашкеназских
евреев, что
детей учат
накладывать Тефилин
только незадолго
до Бар Мицвы,
а Хасиды
вообще не
накладывают Тефилин
до Бар Мицвы
(см. Рема 37:3, Мишна
Берура 37:9, см.
также Арух
Ашулхан, Писке
Тшувот и Минхаг Йисраэль
Тора к этой
главе).
Делают
ли
благословение
на обычаи (минхаги)?
Из
Талмуда (Сукка
44а) явствует,
что на обычаи
не делается
благословение,
и поэтому на
поднимание
веток ивы в Хошану Раббу, не
делают броху.
Тем не менее,
некоторые
мудрецы
считают, что
на важные
обычаи
делается броха,
к примеру, на
чтение Халела
в Рош Ходеш
(и в
последние
дни Песаха),
и таков
обычай Ашкеназских
евреев.
Какие
Мистические
Имена
Всевышнего
произносят в Суккот?
Мишна (Сукка 4:5)
упоминает,
что когда
наши предки
ходили в Храме
вокруг
жертвенника,
они говорили:
«àðé
åäå Ани
Вау,
Пожалуйста Спаси!» (и
также мы
упоминает
эти Имена во
время молитв
«Хошанот»,
когда ходим
вокруг Бимы).
Раши
объясняет,
что это
мистические
имена,
которые
образуются
из трех
семидесяти-двух-буквенных
стихов (Шемот
14:19-21). Вдобавок,
смысл этих
слов может
быть «Меня и
Его Спаси
Пожалуйста»
(см. Тосафот).
Всевышний, в
каком-то
смысле, с
нами в наших бедах,
и мы просим,
чтобы Он спас
и нас, и тем самым,
как бы, спас Самого Себя!