Талмудический Винегрет. Глава Деварим, Талмуд, Гитин 61-67.

 

Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня и Михаил бен Рахиль.

«И сказал я вам в ту пору так: Не могу я один вести вас. Г-сподь, Б-г ваш, преумножил вас, и вот вы сегодня как звезды небесные во множестве» (Деварим 1:9-10). Почему Моше подчеркнул, что евреев много как звезд?

Евреев не просто много, но мы еще очень индивидуальны, как звезды, каждая из которых – целый мир. (Говорят, если есть два еврея, то есть три мнения). Поэтому Моше сказал, как трудно ему было с нами управляться (см. Атерет А-Микра от имени Афике Йехуда; рассказывают, что лет шестьдесят  назад, президент Израиля сказал президенту США: Вы управляете 300 миллионами граждан, а я – тремя миллионами президентов).

Когда Моше назначал судей, он сказал (Деварим 1:13): «Возьмите себе мужей мудрых и понимающих и известных коленам вашим, и я поставлю их во главе вас». Почему требовались люди éãËòÄéí ìÀùÑÄáÀèÅéëÆí «известные коленам?»

Рав Шимшон Рефаэль Херш пишет, что мудрость и знания человека проверяются с помощью экзамена, но его качества, и отношения с другими людьми можно проверить только в повседневной жизни. Поэтому Моше сказал, чтобы выбрали не просто мудрых, но тех, кого они знают, как хороших людей, и только они могут быть лидерами нашего народа. А Нецив пишет, что обычно люди, которые по настоящему боятся Всевышнего, приятны и другим людям (см. Авот 3:10), и их будут слушаться (см. Берахот 6б). А Бен Иш Хай (в его Книге Адерет Элияху) пишет, что причина в том, что богатые люди обычно не будут слушаться судью, который никому не известен, даже если на самом деле он мудрец Торы (см. также Бехор Шор). 

(Гитин 61а): Бедных неевреев содержат вместе с бедными евреями, больных неевреев посещают с больными евреями, а мертвых неевреев хоронят с мертвыми евреями ради мира (для укрепления мирных отношений между евреями и неевреями).

Если продали землю Израиля нееврею, можно ли на ней работать в седьмой год?

Простой смысл нашей Сугии (Гитин 62а), что евреям в Израиле нельзя работать в год Шмиты даже на земле, которая принадлежит нееврею. Поэтому, даже если «продать» Землю Израиля нееврею на седьмой год (как продают хамец на Песах), это не поможет в отношении запрета работать над землей (пахать, собирать урожай). И действительно, многие из раввинов, которые в принципе одобрили хетер продажи Земли Израиля, почеркнули, что все работы над землей, запрещенные Торой, должны делать неевреи. Тем не менее, некоторые раввины считают, что раз в наше время, когда по многим мнениям законы Шмиты – только раввинские, то тогда и продажа земли полностью освобождает ее от заповедей (см. похожее в Биур А-ГР”А к Йоре Деа 331:6 от имени Сефер Атрума, Хилхот Эрец Йисраэль, хотя сам ГР”А так не считал).

Откуда мы знаем, что до еды нужно покормить свое животное? Когда именно относится этот закон? А что если у человека недостаточно пищи даже для себя?

Талмуд учит это из стиха второго параграфа Шма (Деварим 11:15): «И Я дам траву в поле твоем для твоего скота, и будешь есть и насыщаться»: сначала упомянута пища для животного, а потом уж и для себя. Интересно, что в нашей сугие (Гитин 62а) сказано, что нельзя даже попробовать пищу ìèòåí, до животного, но в другом месте Талмуд (Берахот 40а) запрещает только есть, а не просто попробовать (но в некоторых версиях Талмуда и в Берахот сказано как в нашей Сугие). Этот закон относится к любым нашим животным, которые зависят от нас (в том числе к домашним питомцам). По этой причине, если человек путешествует на лошади, и в пути кончилась солома, он должен отдать животному хлеб (если остатка хвати самому), хотя обычно мы не кормим животное человеческой пищей (см. Ответы Гаоним Мизрах Умаарив, 105). По некоторым мнениям, есть, не покормив животное, запрещено из Торы, и видимо включается в общий запрет «цаар баале хаим» - не причинять боль животному (см. Маген Авраам 271:12 от имени Рабби Меира из Ротенбурга 4:302). Но большинство мудрецов считают, что это только раввинский запрет, или даже просто «мидат хасидут» - особо праведное поведение (см. Рамбам, Авадим 9:8, см. также Тора Темима к Деварим 11:15, пометка 28 и подробное обсуждение в ответах Мишне Халахот 4:24). В частности, если человек очень голоден, то возможно он не обязан сначала кормить животных (см. Тора Темима, см. также Яд Эфраим к главе 167). Кроме этого, весь запрет относится именно к владельцу животных, а не к его домочадцам (см. Пискей Тешувот 167:15). Поэтому следует сначала покормить детей, а потом животных (там же от имени Таарат Ашулхан). Вдобавок, весь этот закон относится только к еде, но не к питью (Маген Авраам 167:18 и Мишна Берура 167:40 от имени Сефер Хасидим 531, но см. Каф Ахаим 167:50, что не все с этим согласны). Ну и конечно, во всех этих законах речь идет о ситуации, когда есть достаточно пищи для человека и животных, но если пищи недостаточно, то кормят людей, а не животных (см. Ор Ахаим, Берешит 24:19 и Бемидбар 20:8, см. также Каф Ахаим 157:32 и подробное обсуждение в Ответах Мишне Халахот 7:41).

Когда женщина посылает посланника для принятия гета, сколько требуется свидетелей?

Нужны свидетели и для самого назначения посланника, и для вручения гета, но это могут быть одни и те же свидетели (Гитин 64а).

Почему мы не следует медицинским советам Хазаль?

В нашей сугие (начиная со страницы 67б) Талмуд приводит множество медицинских советов о лечении разных болезней, но книги Халахи (Рамбам и Шулхан Арух) не приводят почти ни один из них. Во-первых, сложно идентифицировать какие именно болезни имели в виду наши мудрецы (см. Хагахот Рабби Акива Эйгер к Йоре Деа 336:1 от имени Махариля). Вдобавок, слова Хазаль базировались на знаниях медицины того времени, поэтому, когда у них были медицинские вопросы, они спрашивали у докторов (см. например Бава Кама 80а, Санхедрин 75а, Нида 22б; см. также Санхедрин 33а, что Р. Тарфон думал, что животное без матки умрет, но ему доказали что он не прав, ведь в Египте делают операцию по удалению матки, и животное остается живо). И так пишет Рав Шерира Гаон по отношению к лечениям в нашей главе (Оцар А-Гаоним к Гитин 68б, ответ 376): «Мы должны сообщить вам, что раввины не были врачами, и они лишь излагали общие вещи, которые они видели в свое время. Это не вопросы мицвы (в которых мы обязаны следовать Талмуду). Поэтому вы не должны полагаться на эти лекарства; не следует практиковать ни одно из них до тех пор, пока они не будут проверены, и мы с уверенностью узнаем от опытных врачей, что это никому не навредит и не подвергнет опасности. И так, наши отцы и старейшины учили нас и говорили нам …» (на следующей неделе мы приведем несколько примеров из страницы 70, когда лечебные советы Хазаль имеют применение и в наше время). 

Предыдущая глава