Талмудический Винегрет. Глава Бемидбар, Талмуд, Бава Мециа 95-101.

 

Лехацалат Шевуим и Лерефуа Шлема всех на Святой Земле.

Евреев считали с возраста 20 лет, и это было возрастом призыва в армию (Бемидбар 1:3). А какое утверждение в Пирке Авот возможно основано на этом?

В конце Пятой Главы Поучения Отцов описываются разные стадии человеческой жизни: В пять лет приступают к изучению Письменной Торы, в десять Мишны, в тринадцать к соблюдению заповедей (Бар Мицва), в пятнадцать к изучению Талмуда, в восемнадцать пора жениться, в двадцать гнаться (преследовать). Виленский Гаон объясняет, что возраст двадцати лет основан на нашем стихе, ведь это время, когда становятся солдатами, которые преследуют врагов (см. Тиферет Йисраэль). Так же пишет Хизкуни к нашему стиху: начиная с этого возраста, мужчины считались достаточно взрослыми, чтобы служить в армии, и на основании этого стиха наши мудрецы сделали известное утверждение: в двадцать лет он готов преследовать. (Другое объяснение, что имеется в виду время гнаться за мицвами, т.к. с этого времени Небесный Суд наказывает человека см. наш старый калейдоскоп к Главе Бехукотай).

(Бемидбар 1:4): И с вами будут по одному мужу от колена, каждый глава дома своих отцов. Зачем для подсчета евреев потребовались главы колен?

Атерет А-Микра приводит интересное объяснение от имени Рава Шмуэля Шмелке (брата Р. Пинхаса Хоровица автора Хафлаа). Т.к. Земля Израиля будет разделена пропорционально коленам, то каждому колену было бы выгодно завысить свое население. Поэтому все главы колен участвовали в этой переписи населения, и могли проверять друг друга.

В нашей сугие подробно обсуждается закон баалав имо - когда вместе с арендой вещи нанимают и ее хозяина. Тора сообщает в главе Мишпатим, когда описывает ответственность арендатора или сторожа (Шемот 22:14) Если же хозяин его при нем, не должен платить. Хазаль объясняют, что данный закон относится не только в случае, когда хозяин занят той же работой, для которой взято его животное (и может сам за ним следить), но даже если он занят какой-либо другой работой. Во всех случаях тот, кто нанимает животное или вещь на временное пользование, неважно арендует ли он за деньги, или занимает бесплатно, если также он нанял хозяина, за деньги или забесплатно, он освобожден от ответственности. Нет необходимости, чтобы хозяин был с ним в момент, когда умерло животное, или сломалась занятая вещь. А что если занимающий халатно отнесся к охране животного или вещи, нужно ли платить?

В Талмуде (Бава Мециа 95а) приводится диспут на этот счет. Спорят два из поздних Амораев Рав Аха и Равина. Халаха следует мнению, что даже в случае халатности платить не нужно. Это особый закон Торы (гезерат акатув), что когда наняли человека и животное, то нанявший не отвечает за ущерб. (Разумеется, если он сам сломал вещь, то он обязан платить). Заметим, что в другом месте (Песахим 74б, Хулин 93б) Талмуд приводит, что когда Р. Аха и Равина спорят, то халаха всегда следует более мягкому мнению. Только в трех из случаев, более мягок Рав Аха. Отсюда, Р. Реувен Марголиус делает заключение, что в нашем случае именно Равина считает, что когда вместе с арендой вещи нанимают и ее хозяина, даже в случае халатного отношения, платить не нужно.

А кто на кого работает: учитель на учеников, или наоборот?

Из предыдущего закона следует, что если учитель работает на учеников, то те не отвечают за занятые у него предметы, а если наоборот, считается что ученики наняты учителем, то он не отвечает, если займет что-то у них. Талмуд (Бава Мециа 97а) рассказывает интересную историю. Ученики сказали Раве: Учитель, ты занят нами, чтобы учить нас Торе, и поэтому, если мы займем у тебя что-то, мы освобождены от ответственности. Рава обиделся и сказал им: Вы хотите отобрать у меня деньги? Напротив, не я вам одолжен, а вы одолжены мне, поскольку вы помогаете мне укрепить мои знания Торы. И это является доказательством того, что именно вы помогаете мне: я могу переводить вас с одного трактата на другой, поскольку я не обязан учить именно тому, чему вы хотите научиться. А вы не можете увести меня от одного трактата к другому! В результате, Талмуд заключает: В дни каллы (собраний по изучению Торы перед праздниками, в месяцы Элул и Адар), учитель обязан преподавать определенный предмет (законы праздников), и поэтому считается, что его одолжили ученикам. А в остальное время года, считается, что они одалживаются ему, поскольку он может преподавать любой предмет, который пожелает. И так постановляет Шулхан Арух (Хошен Мишпат 346:13): Если Раввин выбирает, какой трактат учить, и даже если они уже начали изучать один трактат, он может сменить его на другой, то считается, что ученики одолжены им. А если трактат выбирают ученики, то он одолжен ими. А если, когда начали изучать трактат, ни раввин, ни ученики уже не могут поменять, то ни он, ни они не одолжены друг другу. Рема добавляет, что то же самое относится к Хазану и общине.

За какой срок нужно предупреждать жильца, чтобы его выселить? А за сколько времени должен жилец предупредить арендатора, что он выезжает?

Мишна (Бава Мециа 101б) учит: Если кто-то сдает в аренду дом, в сезон дождей владелец не может выселить арендатора из дома с праздника Суккот до Песаха. Если аренда была летом, он должен уведомить о выселении за тридцать дней. А для дома, расположенного в больших городах (там труднее было найти жилье), и летом, и в сезон дождей он должен уведомить за двенадцать месяцев. Также если сдавали в аренду лавку в любом месте нужно уведомить за двенадцать месяцев. Раббан Шимон бен Гамлиэль говорит, что в случае пекарни или красильни нужно уведомлять за три года. Шулхан Арух (Хошен Мишпат 312:7) пишет, что такие же законы относятся в случае, когда снимающий хочет уехать. В любом случае, если был составлен контракт на определенный срок, то по истечении срока можно сразу выселить жильца (Хошен Мишпат 312:8). В наше время, как правило составляют контракт, и там также прописаны детали того, как его продлить, и что будет, если его расторгнут.

Если человек снимает квартиру или дом, кто должен вешать мезузы хозяин или снимающий?

Талмуд (Бава Мециа 101б) учит, что снимающий квартиру должен вешать мезузы. Заметим, что по некоторым мнениям, обязанность вешать мезузу в такой ситуации только раввинская (см. Шита Мекубецет). Ведь Тора говорит мезузот бетеха - дверные косяки твоего дома. Этим объясняется и мягкость, что арендующий помещение вне Земли Израиля освобожден от мезузы 30 дней (хотя если подписали контракт на более 30 дней, то по многим мнениям нужно повесить мезузу сразу).

Предыдущая глава