Талмудический Винегрет. Глава Бемидбар, Талмуд, Йома 28-34.

Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня и Владимир бен Хеня.

Где в нашей главе точки над буквами и почему?

В стихе (3:39): «Всех исчисленных левитов, которых исчислил Моше и Аарон» стоят точки над словом Аарон. Согласно Талмуду (Бехорот 4а, см. также Авот Де-Рабби Натан 43:4) причина в том, что сам Аарон не был включен в перепись населения.

До какого возраста считали Левитов?

По отношению к остальным евреям, Тора сообщает, что их считали с возраста 20 до 60 лет. Левитов же считали дважды, и при первом подсчете начиная с возраста в месяц, а во втором – с 30 до 50 лет. Рав Хаим Каневский (Таама ДеКра) считает, что в первый подсчет включили Левитов даже преклонного возраста. Одно из его доказательств в том, что согласно Хазаль точки на его именем свидетельствуют, что его самого не считали, а если не считали Левитов более 60 лет, то тогда в любом случае Аарон не должен был быть включен в этот подсчет.

В начале нашей главы (1:5-15) упомянуты 12 старейшин, которые должны присутствовать во время подсчета нашего народа. А кто из них уже был упомянут в Торе раньше?

Нахшон бен Аминадав, старейшина Йехуды был упомянут в Книге Шемот (6:23), т.к. его сестра вышла замуж за Аарона.

А какого из старейшин звали так же, как нескольких великих мудрецов из династии Хилеля?

Старейшина колена Менаше – Гамлиэль бен Педахцур. Имя Гамлиэль в Танахе упоминается только в Книге Бемидбар, но оно стало очень популярным среди потомков Великого Хилеля. Самые известные мудрецы с именем Гамлиэль – это внук и праправнук Хиляля. Чтобы их отличить, первого обычно называют Раббан Гамлиэль А-Закен (старейшина), но второй (просто Раббан Гамлиэль) упоминается гораздо чаще.

Каков был вес пяти шекелей серебра, и откуда мы это знаем?

Считается, что Библейский шекель серебра весил немного меньше 20 грамм. Это основывается на традиции времен Гаоним, которую приводит Шулхан Арух (Йоре Деа 194:6, 331:132, Эвен Аэзер 27:10, Хошен Мишпат 88:1) что одна «прута» (маленькая монетка) была эквивалентна весу половины ячменного зернышка серебра. (Заметим, что использование единиц измерения массы на основе веса ячменного зерна было когда-то очень популярным, такую единицу называли «гран» от латинского «granum» — зерно. Разумеется, в различных системах мер использовались различные стандарты этой единицы.) Библейский Шекель был равен 768 прутот, поэтому если принять вес ячменного зернышка, как 50 мг, то Шекель будет чуть более 19 грамм (по сегодняшним ценам, это 16 долларов). Значит, пять шекелей весило примерно 95 грамм. Заметим, что согласно Раши, вес Библейского Шекеля примерно на треть меньше, и Рамбан, когда прибыл в Землю Израиля, нашел там старые монеты времен Второго Храма, и их вес поддерживал мнение Раши.

Почему нашу главу обычно читают до Шавуота?

Чтобы до Шавуота прочесть хоть одну главу после проклятий в главе Бехукотай (Тохеха).

Что имеет в виду Талмуд (Йома 28б), когда сообщает нам, что Авраам молился послеполуденную молитву сразу после полудня?

Хотя, разумеется, во время праотцов еще не было нусаха постоянных молитв, но вполне возможно, что праотцы молились Всевышнему три раза в день, как это делаем мы, их потомки. Так же сказано в Псалмах (55:17-18): «К Б-гу воззову я, и Г-сподь спасет меня. Вечером, утром, и в полдень умолять Его буду и молить, и Он услышит голос мой». Талмуд считает, что Авраам настолько точно знал время, что молился минху ровно в полдень, но мы же должны ждать полчаса после полудня (хотя некоторые мудрецы постановляют, что после факта и для нас Минха засчитывается, если помолились сразу после полудня, см. Мишна Берура 233:2). Хотя Талмуд (Берахот 27б) утверждает, что молитву Минха «установил» Йицхак, возможно Авараам стал молиться эту молитву уже после установления Йицхака. Или имеется в виду, что Йицхак установил ее в будущем для всех членов семьи, а Авраам молился Минху по собственному желанию (см. Тосафот Йешаним, Йома 28б).

Нужно ли мыть руки перед питьем напитков?

Хотя перед едой пищи окунутой в жидкость требуется мыть руки, Шулхан Арух (Орах Хаим 158:6) постановляет, что перед питьем делать омовение рук необязательно. Тем не менее, есть мудрецы, которые считают что нужно мыть руки и перед питьем (и в том числе так выглядит из на нашей сугии в Йома 30а, см. ГР”А, Орах Хаим 158:6).

Сколько раз Коэн Гадоль окунался в Йом Кипур и почему?

Мишна (Йома 3:3) сообщает, что в течение Йом Кипура, первосвященник окунался пять раз. Он окунался перед началом службы, и надевал на себя свои восемь  особых одежд, в которых он служил и в течение года. Позже он окунался и переодевался в белые льняные одежды, в которых он делал службу в самых святых частях Храма. Потом снова окунался и переодевался и служил снаружи. Потом опять окунался, чтобы в белых одеждах зайти в Святую Святых и забрать оттуда сосуд с дымящимися благовониями. В конце он окунался, переодевался в свои восемь одежд и заканчивал службы в Храме. Вообще в Йом Кипур число пять играет особую роль (см. Р. Йицхак Айзек Хавер, «Бей Оламим», 131а и 138а). Существует пять «инуйим» (пять вещей запрещенных в Йом Кипур: еда, мытье, втирание масел, обувь и супружеские отношения). Также в Йом Кипур мы молимся пять молитв. Само раскаяние связано с буквой Хей, которая имеет гематрию пять. (Также в другие праздники есть «особые числа», в Песах много четверок: 4 стакана, 4 сына, 4 вопроса, в Рош Ашана много троек: три средних благословения, три вида трубления, три вида стихов из Танаха).

Какой отрывок из нашей сугии Талмуда мы читаем каждый день?

Абайе описывал порядок службы в храме в соответствии с мнением Абы Шауля, опираясь на традицию: сначала делают большой костер, затем - второй костер, [из которого берут угли] для воскурения благовоний; после этого в огонь большого костра кладут два деревянных бруска; после этого очищают от золы жертвенник, находящийся внутри храма; затем очищают пять [из семи] плошек светильника; потом прыскают кровь ежедневной жертвы, после этого очищают две оставшиеся плошки светильника; затем воскуривают смесь благовоний; потом [возлагают на жертвенник] части ежедневной жертвы; после этого совершают приношение хлебного дара, сопутствующего этому жертвоприношению; затем первосвященник приносит на жертвенник свои лепешки; потом возливают на жертвенник вино; после этого [в Субботу, в Йом Тов и в Рош Ходеш] приносят жертвы мусаф; затем [в Шаббат] воскуривают ладан в двух ковшах; потом совершают послеполуденное ежедневное жертвоприношение (Йома 33а).

Предыдущая глава