Талмудический Винегрет. Глава Балак, Талмуд, Кетубот 4-10.

Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня и Владимир бен Хеня.

Талмуд нас учит, что мы не называем никого именами злодеев (см. Йома 38б). Почему же тогда во время Ришоним существовал великий грамматик Р. Йехуда Ибн Балаам?

Возможно, люди были менее строги в отношении этого Талмудического принципа, когда речь шла о фамилии. Или причина в том, что огласовка фамилии «Балаам» достаточно отличается от нашей традиционной огласовки имени «Билаам» (Салмат Хаим).  

Билаам трижды приносил в жертву по семь быков и семь баранов (Бемидбар 23:1, 14, 29). А где еще в Библии упоминаются такие же жертвы? 

В Книге Йехезкеля (45:23) описывается, что после построения последнего Храма, в семь дней Песаха будет принесено по семь быков и баранов каждый день. Также, в конце Книги Ийова (42:8) Всевышний говорит друзьям Ийова «Возьмите себе семь быков и семь баранов, и пойдите к рабу Моему Ийову, и принесите всесожжение за себя; и раб Мой Ийов помолится за вас …» (см. также Баал Атурим и Хизкуни к нашей главе).

С какого отрывка из нашей главы начинается утренняя молитва?

В ашкеназских сидурах (см. также Махзор Витри, 89) напечатано, что при входе в синагогу следует произносить: îÇä èÌÉáåÌ àÉäÈìÆéêÈ éÇòÂ÷Éá îÄùÑÀëÌÀðÉúÆéêÈ éÄùÒÀøÈàÅì (Бемидбар 24:5) – «Как прекрасны твои шатры, Яков, твои обиталища, Исраэль!» Казалось бы этот стих из благословений Билаама не имеет никакого отношения к молитве, но он был выбран в согласии с раввинской интерпретацией (Санхедрин 105б), что шатры и обиталища намекают на Батей Мидрашот и Батей К’несийот (Дома Изучения Торы и Синагоги). (Заметим, что Рабби Шломо Лурия не говорил этот стих, раз его произнес злодей Билаам, см. Вопросы и Ответы Мааршаля, 64).

К этой главе тоже была выбрана всеми общинами одинаковая Хафтора из  пророка Мики, который напоминал нашему народу о желании Билаама проклясть наш народ, и как Всевышний спас нас.

Что такое Псик Рейша?

В законах Субботы (и не только) встречается концепция: «Давар Шеэйно Меткавен», когда человек не пытается сделать какую-то акцию, но она происходит сама (например, бежит по траве, и она вырывается). Если эта акция точно произойдет, то запрещено это делать в Шаббат. Такая ситуация называется «Псик Рейша» (досл. «отрезать голову [цыплёнку]», он ведь наверняка умрет). В нашей сугие (Кетубот 6а-б) обсуждение «Псик Рейша» встречается в контексте первых отношений с девственницей в Шаббат, и заключение Талмуда, что можно ли иметь первые отношения с девушкой в Субботу (Кетубот 7а, но Йерушалми, Кетубот 1:1 так не считает, см. ГР”А к Эвен Аэзер 64:11).

Когда произносят благословение на Эйрусин (Кидушин), а когда Шева Берахот?

Благословение на Кидушин делается, когда Хатан вручает кольцо невесте, а Шева Берахот во время Хупы, и потом во время свадебных трапез (см. Кетубот 7б). Рамбам (Ишут 3:23) считает, что броху на Кидушин делают перед самим Кидушином, как всегда благословение на мицву делают перед мицвой. Но Раавад с этим спорит, и считает, что броху делают после Кидушина, вдруг женщина в последний момент передумает (см. также Арух Ашулхан, Эвен Азер 34:5). Заметим, что в наше время делают Кидушин прямо под Хупой, и чтобы не делать подряд брохи на Кидушин и Шева Берахот, между ними читают Кетубу (см. Эвен Аэзер 62:9).

А может ли Броху на Эйрусин делать сам Хатан? А что насчет Шева Берахот?

Благословение на Кидушин может делать сам Хатан, хотя у Ашкеназим не принято так поступать, чтобы не обидеть Хатана, который не сможет сам сделать эту броху (см. Бет Шмуэль к Эвен Аэзер 34:2). А Шева Берахот должны благословлять другие люди, ведь они благословляют молодожен.

Что такое Сфек-Сфека?

В нашей сугие (Кетубот 9а) обсуждается концепция двойного сафека (неуверенности). Еврейский закон мягок, когда существует «двойная неуверенность», даже если речь идет о запрете Торы. В нашем случае, если жених утверждает, что его жена оказалась не девственницей, она ему не запрещена. (Так как в наше время Кидушин и Хупу делают подряд, то в любом случае она не может стать запрещенной мужу, но в старые времена, когда между Кидушином и Хупой проходило много времени, если в это время невеста изменила жениху, она становилась ему запрещенной, как неверная жена). В данном случае мы имеем дело с двойной неуверенностью: может быть она имела отношения еще до Кидушина, а даже если это произошло после, может быть, это было против ее воли.

Талмуд (Кетубот 9а-10а) сообщает, что если жених после брачной ночи утверждает, что он нашей «открытый вход» (т.е. его невеста оказалась не девственницей), мы ему верим (хотя как было сказано, жена ему не запрещена, но если он не хочет с ней жить, он не обязан платить Кетубу). Тем не менее, дальше там рассказана такая смешная история: какой то жених пришел перед Равом Нахманом, и сказал, что он нашел «открытый вход». Рав Нахман приказал: дайте ему плети (откуда ему знать, как чувствуется при отношениях с девственницей, он ведь не был женат, см. также Тосафот и Шулхан Арух, Эвен Аэзер 68:6). 

Предыдущая глава