Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня.

 

Ответы к главе Везот Абраха.

 

1. Основной рацион еврея в древние времена состоял из хлеба, масла и вина. Какое колено получило особое благословение масла? А какое – вина? А какое – злаков?

 

Масло упоминается в благословении Ашера, а злаки в благословении Йосефа. Вино Моше не упомянул, но вином Яков благословил Йехуду.

 

2. Почему в благословении Гада, он сравнивается со львом? А какое еще колено сравнивается со львом?

 

У Гада были большие пограничные территории, и поэтому Моше в своем благословении дал ему силу льва. По тем же причинам он сравнил со львом Дана, а Яков сравнил со львом Йехуду.

 

3. «А о 3вулуне сказал: Радуйся, Зевулун, при выходе твоем, и ты, Иссахар, в шатрах твоих» (33:18). Что имеется в виду?

 

Простой смысл, что Иссахар был фермером, а Зевулун – коммерсантом. Но Хазаль, как известно, считают, что Иссахар занимался Торой на деньги Зевулуна, и что под «шатрами» имеются в виду Батей Мидрашим (дома изучения Торы).

 

4. «О Биньямине сказал: Любимый Господом, он в безопасности пребудет при Нем; укрывает его всегда и меж плеч его пребывает» (33:12). Хазаль трактуют этот стих как пророчество, что Святой Храм будет на территории Биньямина. А что насчет Храма в Шило?

 

В Талмуде (Зевахим 118б) есть диспут насчет того, был ли Храм в Шило на территории Биньямина или Йосефа, (и современные археологи считают, что Шило было на территории Йосефа).

 

5. «И не восстал более пророк в Исраэле как Моше, которого знал Господь лицом к лицу» (34:10). Талмуд приводит, что хотя «в Израиле» не было пророков подобных Моше, среди неевреев таковой был. Кто это?

 

Билам (Сифри).

 

6. Также Талмуд приводит, что хотя среди «пророков» не было подобных Моше, среди царей был. Кто это?

 

Шломо (Рош Ашана 21б).

 

7. «При всех знамениях (отот) и чудесах (мофтим), какие послал его Всевышний совершить на земле египетской …» (34:11). В чем разница между «отот» и «мофтим»?

 

ГР”А пишет (Деварим 13:2), что «от» - это предсказание будущего, а «мофет» - это чудо.

 

Вопросы по Халахе:

 

8. В Симхат Тору молитвы занимают долго и люди голодные. Можно ли сделать Кидуш сразу после Шахарит? А что делать тем женщинам, которые дома?

 

Если очень трудно не есть до конца утренней молитвы, можно разрешить поесть после Шахарита (но Кидуш следует делать на безалкогольный напиток, например на виноградный сок). Также и жена может сделать Кидуш не дожидаясь мужа и перекусить, и если ей трудно делать Кидуш на вино, а виноградного сока нет, она может сделать утренний Кидуш на стакан кофе или молока.

 

9. Что делать если у общины есть только один свиток Торы?

 

Его не поднимают до самого конца всех трех чтений, и просто перекручивают каждый раз на нужное место. А насчет Хакафот, если трудно ждать пока всем достанется возможность поплясать с единственным свитком, то можно передавать свиток друг другу посередине Хакафы, чтобы каждый прошел по несколько шагов со свитком.

 

10. Можно ли отказаться когда предлагают танцевать со свитком Торы?

 

Отказываться не следует, так же, как когда приглашают на чтение Торы – нельзя отказываться (Хаэлеф Леха Шломо, 37).

 

 

Вопросы на эрудицию.

 

11. Одно из слов в нашей главе написано как одно слово, но читается как два. Какое?

 

ЭшдотЭш Дат (33:2).

 

12. Где еще в Торе слова написанные как одно, но читающиеся как два? А где наоборот?

 

В Хумаше есть еще два таких места: Багад - Ба Гад (Берешит 30:11) и МазеМа Зе (Шемот 4:2), а в других частях Танаха еще много примеров (см. Масехет Софрим 7:3). Месора насчитывает всего 15 случаев, когда Кетив – одно слово, а К’ри – два (Минхат Шай от имени Месоры к Дивре Аямим 1:27:12). Обратных примеров в Танахе гораздо меньше (см. например Шофтим 16:25 Ки ТовКетов), а в Хумаше вообще нет.

 

13. По отношению к правописанию какого слова в нашей уже во время Храма был диспут?

 

Меоне (מְעֹנָה  ) в стихе 33:27. Еще в древние времена возник диспут, писать ли это слово с последней буквой Хей (см. Йерушалми, Таанит 20б).

 

Предыдущая глава