Вопрос: В этой главе, в благословениях Зевулуна мы читаем (Деварим 33:18-19): "Радуйся, Зевулун, выходу твоему, а Йиссаxар - в шатрах твоих. Народы созовут на гору, там принесут они жертвы праведности, ибо изобилием морей питаться они будут и сокровищами, скрытыми в песке". Как объяснить эти слова?

 

Ответ: Как известно, колено Зевулуна было наиболее склонно к торговле с заморскими странами. Еще Яков предсказал, что это племя будет жить около морей[1] и отправлять корабли в заморское плавание (см. Берешит 49:13). Согласно Хаза"л, соседние племена - Йиссахар и Зевулун устроили партнерство, чтобы мудрецы Йиссахара могли спокойно заниматься Торой, а успешные бизнесмены Зевулуна его содержали[2]. Это подсказано в благословении Моше: «Радуйся, Зевулун, выходу твоему, а Йиссаxар - в шатрах твоих». Со временем, когда древние нации вступали в контакт с еврейским народом через еврейских купцов, многие из них в результате начинали интересоваться нашей уникальной религией, приезжали на Святую Землю и переходили в Иудаизм[3]. Это подсказывается следующим стихом: «Народы созовут на гору, там принесут они жертвы праведности». Последняя часть стиха: «ибо изобилием морей питаться они будут и сокровищами, скрытыми в песке» подсказывает, что в "песках" территории Зевулуна будут находиться "сокровища". Согласно Хаза"л (Мегила 6а), имеется в виду "Хилазон" - моллюск, из которого добывали голубую краску, нужную для изготовления цицит и одежд священников в Храме[4].

 

Интересно, что недавно около Хайфы нашли огромные подводные залежи газа, способные обеспечить Израиль на много лет. Возможно, и эти "сокровища, спрятанные под песком" включается в броху Зевулуна[5]! Да заслужим мы находить и впредь новые богатства "спрятанные под землей", а также духовные богатства, спрятанные в тексте Торы!

 

Перейти к предыдущей статье



[1] Здесь используется выражение "морей" во множественном числе. Обычно считается, что территория Завулуна лежала у берега Средиземного Моря, в районе современной Хайфы. Согласно этому, множественное число лишь подсказывает выход к разным морям и океанам через Средиземное Море. Но существует мнение, что территория Зевулуна достигала и Озера Кинерет с восточной стороны Святой Земли (так выглядит из Зоара 2:48б, см. Ницуцей Зоар от имени Йосифа Флавия, Древности 5:1:22 и ГР"А, см. также старые карты в конце книги "Эле Массей" Рава Дана Шварца Шлит"а). Таким образом, его территория, возможно, граничила с берегами двух морей.

[2] См. Берешит Раба 99:8. С тех пор все подобного рода договоренности стали называться "партнерством Йиссахара и Зевулуна".

[3] Ялкут Шимони, 961.

[4] Интересно, что в наше время был найден серьезный кандидат этот моллюск (Мурекс), и остатки его ракушек после производства пурпура, находятся именно на территории между Хафой и Ливаном (см. Талмуд, Шабат 26а). В общем, найденный моллюск совпадает по основным описаниям с Хилазоном, и поэтому появилась возможность возобновить эту древнюю заповедь как положено (хотя и белые цицит кошерны, но полностью заповедь не выполняется, пока не повесят и голубую нить; более того, по некоторым мнениям, белые и голубые нити - это возможно две разные заповеди, и тогда получается, что с белыми цицит, человек выполняет только одну заповедь из двух). Хотя некоторые мидраши (Бемибар Раба, 17:5, Танхума, Шелах 15, см. также Аризаль, Шаар Акавонот, Друше Цицит, 4) упоминают, что "техелет" был спрятан после разрушения Храма, это невозможно принимать буквально т.к. и во время Вавилонского Талмуда, еще многие носили голубые цицит. Скорее имеется в виду, что эта мицва стала более редкой, и ее все сложнее было выполнить. Возможно, что современные находки - это тоже приготовления к приходу Машиаха, когда возобновятся все заповеди. (Конечно, носить цицит с техелет в общине, где больше никто так не делает, может быть неудобно, но во всяком случае нет веских причин не повесить техелет на талит катан, который под одеждой).

[5] Я на самом деле слышал от Хасидов Хабада, что последний Любавечивский Реббе когда-то сообщил, базируясь на этом стихе Торы, что полезные ископаемые нужно искать именно на этой территории.