Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня.

 

Ответы к главе Вайишлах.

 

1. В чем смысл истории о встрече Якова с ангелом?

 

Есть много объяснений этой встречи. Самое простое: чтобы дать Якову поверить в самого себя, и укрепить его перед встречей с Эйсавом.

 

2. Имя Йисраэль было дано Якову, потому что он боролся с Элоким (32:28). Является ли имя Элоким здесь Именем Творца?

 

Существует диспут на этот счет. Таргум Онкелос считает, что Элоким здесь это Имя Всевышнего (а слово сарита он переводит не как боролся, а как стал великим). Но Таргум Йонатан и Таргум Йерушалми считают, что это слово здесь означает ангелы (см. также Р. Бахъе и Минхат Шай, мы обсуждаем подробнее на аудио уроке к предыдущей главе.)

 

3. Потому что там ниглу элав ХаЭлоким (показались ему ХаЭлоким) (35:7). Является ли имя Элоким здесь Именем Творца?

 

Раши считает, что это имя Всевышнего (несмотря на то, что глагол во множественном числе), и также выгладит из Талмуда (Санхедрин 38б, см. также Минхат Шай), и также выглядит из Таргум Йерушалми и из некоторых версий Онкелоса (см. также Охев Гер). Но другие версии Онкелоса, и Таргум Йонатан, а также многие комментаторы (Ибн Эзра, Хизкуни) считают, что здесь имеются в виду ангелы, которых Яков видел когда-то на это месте. Возможно также имеются в виду и ангелы которых Яков увидел сначала (28:12), и Сам Творец, которого потом Яков увидел в своем видении (28:13).

 

4. Где подсказано, что первые цари Израиля будут из Биньямина?

 

Еще до рождения Биньямина, Якову было сказано (35:11), что из него выйдут (в будущем времени) цари (см. Раши от имени Берешит Раба 82:11).

 

5. В конце нашей главы описывается не только родословная потомков Эйсава, а также некого Сеира (36:20). Почему?

 

Т.к. к еврейскому народу позже относилась заповедь не ссориться с потомками Эйсава (Деварим 2:5), Тора описала кто именно потомки Эйсава, а кто потомки Сеира, которые жили в тех же местах, что Эйсав (см. Ибн Эзра, Хизкуни, см. также другие объяснения у Сфорно и у Раши 36:12).

 

6. В нашей главе есть отрывок, который на первый взгляд кажется не особенно важным, но Зоар считает его одним из ключевых отрывком для учений Кабалы. Какой это отрывок?

 

Отрывок про восемь царей Эдома (см. Зоар в Идра Раба 3:128а, 135а, 142а, 292а).

 

7. Одно из имен в нашей главе это и имя женщины и мужчины. Какое?

 

Женщина Тимна была наложницей сына Эйсава (36:12), а другой Тимна (36:40) был предводителем одного из семейств Эйсава (но существует возможность, что и в 40-ом стихе упомянута та же женщина, см. второе объяснение Ибн Эзры и Бемидбар Раба 14:10).

 

 

Вопросы по Халахе (начинаем законы Хануки):

 

8. У многих женщин обычай не делать работу, пока горят Ханукальные свечи. Сколько времени именно им нужно не делать работу?

 

Только полчаса, пока исполняется основная мицва. (Заметим, что у некоторых Сефардских женщин был когда-то обычай не делать сложные работы весь первый и последний дни Хануки).

 

9. А что считается работой?

 

Эти законы не строже, а может быть даже мягче, чем в Холь Амоэд. В основном не следует шить, вязать, стирать.

 

10. А если женщина находится на работе вне дома, когда муж зажигает дома свечи?

 

Есть диспут на этот счет, но, во всяком случае, если требуется и не с кем поменяться, она может продолжать работу.

 

Вопросы на эрудицию.

 

 

11. Где в нашей главе точки над буквами?

 

Над словом и поцеловал (33:4)

 

12. Где в нашей главе открытая парша (красная строка) прямо посередине стиха?

 

После истории с Реувеном и Билхой (35:22).

 

13. В какой день календаря умерла Рахель.

 

Принято считать, что Рахель умерла 11 мархешвана (и так упоминает Ялкут Шимони в начале книги Шемот, когда описывает дни рождения всех детей Якова, что Биньямин родился 11 мархешвана, а значит это день смерти Рахель). Но в другом мидраше - Псикта Рабти к главе Шмини сказано, что Рахель умерла между Песахом и Шавуотом.

 

 

Предыдущая глава