Лерефуа Шлема Шель Рефаэль Моше бен Адина.

 

Ответы к главе Ваеце.

 

1. Сколько лет было Якову, когда он ушел из дома отца?

 

Тора ничего про это не говорит, но многие Мидраши считают, что Яков ушел из дома когда Эйсав женился на дочке Йишмаэля, и в это время умер сам Йишмаэль. Получается, что Якову было 63 года (Седер Олам, 2, Талмуд, Мегила 17а, Берешит Раба 68:5). По другим мнениям, Якову было 77, когда он покинул отчий дом (Пирке Дераби Элиэзер, 34).

 

2. В каком месте произошел эпизод, когда Яков увидел лестницу, ведущую в небо?

 

Простой смысл, что это было в городе Бет Э-ль, к северу от Иерусалима (это действительно в последствии было святым местом, см. Шмуэль 1:10:3), но есть мнение, что это было в самом Иерусалиме, а также возможно это произошло в самой Беэр Шеве (см. внимательно Раши и Рамбан к 28:17).

 

3. Какой закон учится из этой истории?

 

Отсюда учится мицва отделять десятину от любого заработка (хотя Тора позже говорит о мицве отделять маасер, это относится только к урожаю и к животным, но идея отделять маасер от денег учится из нашего отрывка, на аудио уроке мы обсуждаем это подробнее, см. также здесь).

 

4. В каком возрасте Яков прибыл в Сирию, в дом Лавана?

 

77 лет. Согласно тем, кто считает что Яков покинул дом отца в 63, он на 14 лет оставался в «академии Шема и Эвера» изучая духовность.

 

5. Почему Яков согласился работать на Лавана дополнительные семь лет? Ведь Яков уже отработал за Рахель положенные семь лет, и Лаван его обманул. Яков имел полное право уехать сразу после женитьбы на Рахель.

 

Одно из объяснений: чтобы не обидеть Лею, иначе бы выглядело, что ради Рахель он готов был работать семь лет, а ради Леи, ни одного дня.

 

6. Как объяснить слова Лавана (Берешит 29:27): «Закончи эту неделю, и дадим тебе и вторую [Рахель]»?

 

Согласно Раши, Рашбам и Ибн Эзра, Лаван обещал отдать Рахель Якову, после того как закончится неделя празднования свадьбы с Леей. Но Рамбан (29:21) считает, что Лаван по другому считал семь лет, которые Яков отработал, и сказал ему, сначала доработай семь лет за Лею, а потом дам тебе Рахель и отработаешь за нее еще семь лет. Согласно этому слово «шавуа» (неделя), здесь означает [оставшиеся] семь лет (шавуа может значить на Иврите семь дней или семь лет). (Возможно, Яков отсчитывал семь лет от момента, когда он стал пасти скот Лавана, а Лаван, только с момента заключения договоренности, что Яков пасет чтобы жениться на Рахель, позже Яков скажет Лавану, что он обманывал его десять раз. Рамбан приводит еще одно объяснение, что Яков на самом деле женился немного раньше, пока еще не закончился срок семи лет).

 

7. Почему когда родился Реубен, сначала упоминается, как Лея его назвала, а потом как она объяснила это имя, а с другими ее сыновьями сначала приведено значение имени, а потом само имя?

 

ГР”А объясняет, что у Реубена было и другое значение имени (см. Талмуд, Брахот 7б).

 

8. С какими органами чувств ассоциируются первые дети Леи?

 

Имена троих из первых сыновей Леи указывают на органы чувств: глаза (Реубен – дословно «видите, сын»), уши (Шимон – от слова слушать), и рот (Йехуда - благодарить). Интересно, что Леви связан с носом, потомки Леви приносили воскурение, хотя его имя на это напрямую не указывает. Получается, что все четыре первых сына подсказывают четыре органа чувств, находящиеся на голове.

 

9. Зачем описывается в Торе история с Рубеном и мандрагорами?

 

На самом деле, мандрагоры не помогли Рахели, а забеременела Лея, которая отдала их, а Рахель мудрецы критикуют, что она отказалась провести с Яковом ночь из-за мандрагоров (см. подробнее здесь).

 

10. Как в свете современной генетики объяснить способ с цветными столбиками, с которыми Яков производил пестрых животных?

 

На первый взгляд кажется, что слова Торы противоречат современной генетике, указывая, что цвет рожденных барашков мог зависеть от того, что овцы рассматривали пестрые колышки. Но согласно профессору Йехуде Феликсу, внимательное чтение отрывка как раз поддерживает современную генетику, и Яков использовал пестрые столбики лишь для отвода глаз, спаривая гетерозиготных, физически более сильных животных (см. Берешит 30:41). Кроме этого, животных, рождающихся с двумя рецессивными генами, Яков отделял в отдельное стадо, чтобы все их потомки принадлежали ему (см. Берешит 30:40, см. подробнее наш комментарий к этой главе здесь). Дополнительное объяснение: пестрые столбики использовались не для того чтобы беременная овца родила пестрое потомство, а чтобы овца с большей вероятностью искала пестрого партнера от которого она забеременеет. (Заметим также, что хотя долгое время подобные идеи считались псевдо наукой, некоторые современные исследования указывают, на определенное влияние на зародыш и внешних факторов, и этот вопрос еще не полностью решен).

 

Вопросы по законам Шаббата.

 

11. Можно ли в Шаббат прыскать на кожу жидкость от насекомых?

 

Да.

 

12. Можно ли в Шаббат наполнить термос кипятком?

 

По большинству мнений да.

 

13. Если во время Кидуша в стакане оказался не виноградный сок, а гранатовый, что теперь делать?

 

Если на столе был стакан или бутылка с виноградным соком (или вином), который он собирался пить, то Кидуш засчитывается, и нужно выпить оттуда. Если нет, то в местах, где гранатовый сок считается «хамар медина» (популярным напитком), то Кидуш тоже засчитался, но если сок еще не выпили, нужно сделать броху шехаколь на него, т.к. «Боре При Агофен» его не покрыло (см. Мишна Берура 271:78).

 

14. Если на обеденном столе оставили Тефилин, можно ли его убрать в Шаббат?

 

Да.

 

15. Можно ли из салфетки или ватки скатать тампон для уха?

 

Нет.

 

16. Если в Шаббат понадобился чей-то адрес, можно ли использовать телефонную книгу, чтобы его найти?

 

Да.

 

17. Можно ли отрыть ящик, в котором находится что-то, что понадобилось в Субботу, если в нем также лежат монетки, или другие предметы мукцы?

 

Если в ящике есть более важные вещи не мукцы, чем монетки, то да. Также если объекты мукцы в ящике не дорогие и их можно использовать и в Шаббат, как например молоток (для колки орехов), то ящик можно выдвигать. Только если в ящике деньги, или дорогие предметы мукце (например, фотоаппарат), и нет более важных предметов не мукце, тогда нельзя выдвигать ящик.

 

18. Если человеку в любой момент могут понадобиться лекарства, (например, он сердечник), как ему поступить, когда он выходит на улицу?

 

По многим мнениям, можно разрешить положить таблетки в необычное место (например, под шляпу, или в ботинок), и пойти на молитву или для другой мицвы (см. Шмират Шабат Кехилхата 40:7, вопросы и ответы Мишне Халахот 7:56). В конкретных ситуациях, следует спросить у раввина.

 

Предыдущая глава