Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня.

 

Ответы к главе Ваешев.

 

1. «И вернулся Реувен к яме, и вот нет Йосефа в яме» (37:29). Откуда он вернулся, и как получилось, что Реувен не знал о продаже Йосефа?

 

Согласно Хазаль он проводил много времени один, делая тшуву за то, что произошло между ним и Билхой. Возможно также, что он специально отделился от братьев, чтобы незаметно подойти потом к яме и спасти Йосефа, как он собирался сделать, но, увы, он опоздал.

 

2. Почему сыновья Якова использовали кровь козы, чтобы обмануть своего отца?

 

Кровь козы похожа на человеческую. Вдобавок получилось, что наказание Якова было «мида кенегед мида», т.к. он использовал козье мясо, чтобы обмануть своего отца.

 

3. Что братья сделали с деньгами, которые они выручили от продажи Йосефа?

 

Согласно мирдашу, они купили ботинки, и это подсказано в Амосе (2:6): «Так сказал Г-сподь: за три преступления Израиля и за четыре не отвращу Я гнева от него: за то, что продают праведника за деньги, и бедняка за башмаки». (Недаром этот отрывок был выбран для Хафторы нашей главы).

 

4. Почему Йицхак не сообщил Якову о том, что Йосеф жив?

 

Йицхак мог тоже не знать так же, как не знал Яков. Даже пророки знают не все, а только то, что Всевышний им сообщает. Возможно также, что Йицхак знал, что произошло, но он понимал, что таков план Творца, и не вмешивался (см. Мидраш Рабба, 84:21, Танхума, Микец, 4).

 

5. И увидел ее Йеhуда и принял ее за блудницу, ибо закрыла она свое лицо (38:15). Причем здесь то, что она закрыла лицо?

 

Согласно Рамбану, блудницы в те времена зарывали лицо, чтобы даже их родственники могли иметь с ними отношения (см. другие объяснения в комментариях Раши).

 

6. «И было однажды, и вошел он в дом делать свое дело, и не было никого из домашних людей там, в доме» (39:11). Как могло получиться, что в таком большом доме никого не оказалось?

 

Согласно Хазаль, был всенародный праздник, и египтяне ушли, а жена Потифара прикинулась больной. Некоторые считают, что и Йосеф зашел в дом, так как действительно собирался с ней согрешить, но в последний момент не поддался соблазну (см. Талмуд, Сота 36б).

 

7. Поверил ли Потифар рассказу жены о том, что Йосеф попытался ее изнасиловать?

 

Согласно Рамбану, Потифар не поверил Йосефу (иначе он бы просто его казнил), но чтобы сохранить лицо, и не признать, что его жена пыталась ему изменить, он упек Йосефа в тюрьму.

 

 

 

Вопросы по Халахе (законы Хануки):

 

8. На какой высоте следует ставить менору в квартире, которая не на первом этаже?

 

Даже если человек живет высоко над землей, следует установить менору так, чтобы пламя свечей было ниже трех тефахим (30 см), и желательно, чтобы оно было не выше 10 тефахим от пола (т.е. до 80 или 100 см). Но конечно, если установили и выше, мицва исполняется (если менора не выше 10 метров от пола).

 

9. Если забыли или не успели прочесть Халель утром, можно ли его прочесть в Минху?

 

Да. Время чтения Халела – весь день до захода солнца.

 

10. Если человек остановился на Шаббат у друзей и уезжает вечером после Субботы, где ему зажечь?

 

В Эрев Шаббат он зажигает с ними (но Сефардим не зажигают свою меноры с благословением, а платят немного хозяину, чтобы «купить» часть масла). А в Моцей Шаббат есть диспут, где лучше зажечь, (но для Сефардим точно нужно зажигать дома).

 

 

Вопросы на эрудицию.

 

 

11. Почему в Хануку многие произносят благословение «Лехадлик Нер Ханука» (таков был нусах Шулхан Аруха, Аризаля и ГР”А), а не «Нер Шель Ханука» (как в Шаббат «Нер Шель Шаббат»)?

 

Т.к. в Хануку нельзя использовать свечи ни для чего, то многие подчеркивают это в благословении «Нер Ханука» - свечка самой Хануки (см. также другие подсказки в «Бен Иш Хай», первый год, Ваешев, 2).

 

12. Как правильно произносить в благословении «Шехехеяну»: «Лазман Хазе» или «Лизман Хазе»?

 

Самые известные поским (Маген Авраам, Мишна Берура, Арух Хашулхан, Каф Ахаим в главе 676) пишут, что нужно произносить «Лизман» (с гласной хирик). Но обычай говорить «Лазман», и так напечатано почти во всех сидурах (кроме Хабад «Техилат Хашем»), и многие современные мудрецы пишут, что так правильно согласно грамматике (см. также Питхе Тшувот, 225, Диршу, 676, Хазон Овадиа, Ханука, Халихот Шломо 26, 65, Тшувот Веханхагот 5:223:14).

 

13. Над буквами какого слова в нашей главе точки?

 

Над словом Эт в стихе 37:12.

 

Предыдущая глава