Ваера:

 

Законы утренней молитвы.

 

1. Существует много законов, касающихся различных частей утренней молитвы, и эти законы мы разделили на три части. Законы псалмов («песуке дезимра») описаны в главе Бешалах. Все законы шема описаны в главе Ваэтханан. В этой главе мы коснемся законов главной части молитвы – «шмоне эсре» – восемнадцати благословений. Эта молитва очень глубока, она была составлена 120 старейшинами, среди которых было немало пророков. Тем не менее, для многих трудно концентрироваться на всех словах этой молитвы, поэтому приведем здесь перевод только первого благословения. Нужно обязательно понимать смысл этого благословения, иначе вся молитва не засчитывается. (Заметим, что все молитвы и благословения нужно произносить вслух или шепотом, но не про себя.)

 

«Благословен Ты, Вечный Бог наш и Бог наших отцов, Бог Авраама, Бог Йицхака и Бог Якова, Бог Великий, Могучий и Грозный, Всевышний Бог, дарующий блага, владеющий всем, помнящий добрые дела отцов и посылающий спасителя сыновьям их сыновей ради имени Своего с любовью. Владыка, Помощник, Спаситель и Щит. Благословен Ты, Бог – Защитник Авраама».

 

Последняя часть благословения особенно важна, как объясняет раввин Арье Каплан. Нужно ощущать присутствие Всевышнего всё ближе и ближе. Вот Он – Владыка, восседающих на славном престоле; но Он и Помощник – на Его помощь можно рассчитывать; но Он и Спаситель – даже когда мы сами Его не зовём, Он постоянно спасает нас; и наконец Он и Щит – совсем близко – прямо перед нами, защищает нас от опасности.

 

2. Наиболее подходящее время утренней молитвы – начать «шмоне эсре» с восходом солнца. Тем не менее, можно говорить эту молитву от рассвета и до трети дня (примерно до десяти утра, во многих еврейских календарях указано самое позднее время этой молитвы для каждого дня года). Если человек не помолился до этого времени, он все еще может помолиться до полудня.

 

3. Молитва «шмоне эсре» произносится стоя, на одном месте, не облокачиваясь. Желательно стать лицом к стене, чтобы ничего не отвлекало. Следует молиться в сторону Иерусалима. Слова молитвы произносятся тихим шепотом, это наша самая сокровенная молитва Создателю.

 

4. Четыре раза во время молитвы мы кланяемся Всевышнему – в начале и в конце первого и предпоследнего благословений. После конца молитвы мы, склонившись, отходим на три шага назад. Детальные законы поклонов описаны в сидурах.

 

5. Нельзя молиться или произносить любые благословения, когда хочется в туалет. В местах, где плохо пахнет, а так же в туалете и ванной, даже если там нет запаха, запрещено даже думать о Торе. Если перед мужчиной нескромно одетая женщина – ему нельзя произносить никакие благословения. Женщина может молиться, если перед ней нескромно одетые женщины или мужчины, если они не полностью раздетые.

 

6. Пьяному человеку нельзя молиться «шмоне эсре», пока он не отрезвеет до такой степени, что мог бы говорить с царем.

 

7. Существуют различные добавления к молитве «шмоне эсре» в течение разных времен года. Например, летом мы упоминаем, что Всевышний дает росу, а зимой – что Он посылает дождь. В дни новолуния («Рош Ходеш») мы добавляем специальную молитву в честь этого дня в семнадцатом благословении. В десять дней раскаяния (между Рош Ашана и Йом Кипуром) мы упоминаем, что Создатель – Святой Царь, судящий мир, и так далее. В сидурах напечатаны все дополнительные молитвы, а также, что делать тому, кто ошибся и не сказал то, что положено.

 

8. Когда человек молится в синагоге, после конца «шмоне эсре» он ждет, пока посланник общины – хазан – будет повторять эту молитву. Во время третьего благословения произносится «кедуша» – освящение имени Всевышнего. В сидурах описано, что должен произносить посланник общины и что отвечают молящиеся. Самое главное – ответить вместе со всеми три стиха из Торы:

 

«КАДОШ, КАДОШ, КАДОШ АДОНОЙ ЦЕВАОТ, МЕЛО КОЛ hААРЕЦ КЕВОДО» – «Свят, Свят, Свят Бог Воинств, вся земля полна славы Его».

 

«БАРУХ КЕВОД АДОНОЙ МИМКОМО» – «Благословенна слава Бога, где бы ни была обитель её».

 

«ЙИМЛОХ АДОНОЙ ЛЕОЛАМ, ЭЛОhАИХ ЦИОН, ЛЕДОР ВАДОР, hАЛЕЛУЯ» – «Будет править Бог навеки, твой Бог, о Сион – на веки вечные, восхвалите Бога»

 

9. Когда посланник общины доходит до предпоследнего благословения, все кланяются вместе с ним и произносят специальную молитву благодарения – «модим дерабонан».

 

10. Особая мицва – молиться с общиной в синагоге. Молящийся дома один не может произнести ни «кедушу», ни «модим дерабонан». Кроме того, молитва с общиной принимается Создателем благосклонно. Тем не менее, нельзя нарушать ни один запрет ради того, чтобы молиться с общиной (например, строжайше запрещено ехать на машине или автобусе в Субботу; если нет синагоги рядом, то следует молиться дома).