Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня.

 

Ответы к главе Ваелех.

 

1. Наша глава начинается со слов Ваелех (и пошел). А куда именно Моше пошел?

Некоторые объясняют, что Моше подошел к каждому колену и благословил их перед смертью (см. Ибн Эзра).

 

2. Почему в нашей главе дважды написано (в стихах 31:9 и 31:22) о том, что Моше написал свиток Торы?

 

Сначала Моше записал все учения Торы, которые он получил до сих пор, но позже Всевышний сообщил ему песнь Хаазину и повелел обучить ей детей Израиля. Тогда Моше дописал к Торе и песнь Хаазину (а заодно и благословения главы Зот Абраха, см. Рамбан).

 

3. Почему Моше отдал написанный свиток коэнам, детям Леви?

 

Коэны хранили эталонный свиток в ковчеге, и по нему сверяли все остальные свитки. (Заметим, что согласно Хазаль, Моше написал еще 12 свитков и вручил их каждому колену).

 

4. Почему мицва Хакхель (собирать весь еврейский народ в Храме) исполнялась именно в праздник Суккот?

 

Возможно потому, что Суккот был самым длинным и самым веселым праздником, завершавшим весь праздничный сезон. После него, на всю зиму евреи расходились по домам, и жизнь затихала до следующей весны.

 

5. А в чем отличие этой мицвы от общей заповеди всем евреям приходить в Храм три раза в год на праздники?

 

Во-первых, в остальные праздники приходили не все (например, те, у кого не было части Земли Израиля, не были обязаны приходить на паломничество), а во время Хакхель приходили все. Во вторых, во время Хакхель все находились в Храме одновременно. Вдобавок, во время Хакхель царь читал отрывки Торы.

 

6. Наша глава сообщает (31:16): Всевышний сказал Моше: "Когда ты умрешь, этот народ встанет, и будет поклоняться идолам". Когда именно сбылось это предсказание?

 

Это случилось далеко не сразу. После смерти Моше лидером стал Йехошуа, а потом, после его смерти старейшины. Только позже, когда умерли и они, были забыты те чудеса, которые Всевышний сделал для нашего народа, и встало поколение, которое начало поклоняться идолам.

 

7. В данном стихе подсказана также важная концепция о жизни после смерти. Какая?

 

Во-первых, в стихе используется дословно выражение Вот, ты ляжешь со своими отцами (которые мы перевели Когда ты умрешь). Согласно простому смыслу, раз Моше не был похоронен со своими отцами, то это выражение (и подобные выражения, например по отношению к Аврааму) подсказывают продолжение жизни души, которая присоединяется к своему кластеру душ после смерти. Есть еще одно объяснение, см. ответ на тринадцатый вопрос ниже.

 

Вопросы по Халахе:

 

8. Как правильно падать ниц в Йом Кипур?

 

Если ложатся плашмя, то нужно между телом и полом подложить что-то, например полиэтилен или бумагу.

 

9. Если женщина хочет пить, и Йом Кипур уже кончился, но мужа нет дома, следует ли ей сделать авдалу?

 

Есть диспут на этот счет. Во всяком случае, воду по букве закона можно пить и до авдалы.

 

10. Какой огонь годится для Авдалы, и что делать, если его нету?

 

Огонь должен был гореть еще с предыдущего вечера. Если такого нет, то нельзя делать броху на новый огонь. Но желательно найти горящую свечу у соседей, и сделать благословение. При этом, если человек голоден, то можно сначала сделать авдалу без огня и закусить, а потом зайти к соседям, вдруг и них еще остался подходящий огонь и сделать на него броху отдельно, или зайти в синагогу, и зажечь огонь от огня там и сделать броху на оба (т.к. на саму только свечку синагоги некоторые не разрешают делать броху). Но если все это очень сложно, то можно не делать броху на огонь, (а по некоторым мнениям можно зажечь новый огонь, и от него другой огонь, и на него сделать броху).

 

Вопросы на эрудицию.

 

11. Какие недельные главы Торы самые короткие? А какие самые длинные?

 

Наша глава самая короткая, а Ницавим на втором месте. Самая длинная глава (по количеству стихов) Насо, а на втором месте Пинхас.

 

12. В нашей главе есть слово, которое всегда пишется в свитках Торы в начале колонки. Какое? А какие еще есть слова, которые писцы всегда пишут вначале колонок?

 

Слово Веаида (Деварим 31:28). Всего таких слов 6 (см. Йоре Деа 273:6), и есть разные традиции насчет некоторых из них, (кроме конечно очевидного первого слова Берешит). Один из вариантов остальных четырех слов: Йехуда (Берешит 49:8), Хабаим (Шемот 14:28), Шамор (Шемот 34:11), Ма (Бемидбар 24:5).

 

13. Часто в Торе, в зависимости от разделения предложения (расставления знаков препинания), меняется смысл. Согласно Хазаль, в частности есть пять стихов, где нет точной традиции, о том, где поставить запятую, и которые можно понимать и так и так. Один из стихов в нашей главе. Какой?

 

В стихе 31:16 слово вакам можно читать как относящееся к предыдущей, или к следующей части предложения (см. например Мидраш Танхума, Бешалах, 26). Когда ты умрешь, вакам и встанет этот народ , или слово вакам - и встаешь ты (Моше). Согласно этому объяснению, здесь подсказано возвращение мертвых к жизни (см. Санхедрин, 90б, см. тем не менее комментарии Ибн Эзра здесь).

 

 

Предыдущая глава