Вопрос: В этой недельной главе, Тора, казалось бы, слишком детально описывает положение рук Якова, при благословении своих внуков - Эфраима и Менаше. Перед благословением, их отец Йосеф поставил Менаше справа от Якова, а Эфраима - слева. Тора описывает, что Яков протянул руки наоборот, положив правую руку на Эфраима, а левую на Менаше. Т.к. в Торе нет неважных деталей, в чем же смысл этого подробного описания?

 

Ответ: Как обычно, когда речь идет о, казалось бы, неважных деталях, мудрецы Каббалы приводят интересные подсказки на уровне Сод (секретов Торы[1]). В данном случае Зоар в нескольких местах описывает подсказки этого стиха. Мы лишь остановимся на одной из них, в Райа Мехемна 3:246б. Это место в Зоаре описывает очень важные основы нашего изгнания среди народов[2].

 

Многие наверняка задавали себе вопрос: как получилось, что основное разделение всех евреев - на Ашкензские и Сефардские[3]? Есть еще связанный вопрос: наш народ был изгнан в основном в два типа государств: европейские, которые стали позже христианскими, и азиатские (включая северно-африканские страны и Испанию[4]), которые позже стали мусульманскими[5]. Кажется, удивительная деталь[6]: Сефардские евреи в основном[7] находятся под властью Йишмаэля, а Ашкеназские - Эйсава[8].

 

Зоар объясняет нам эту удивительную историческую особенность. Мы уже рассказывали, что две части нашей страны: Йехуда и Израиль происходят из двух духовных корней - правого и левого (см. здесь KiTisaRussian.htm). Северные племена Израиля были изгнаны Ассирийскими царями и в результате они разделились на две части - потерянные десять племен, и те, кто воссоединились с Йехудой в Вавилонском изгнании[9]. Позже, когда царь Персии Кир разрешил евреям вернуться в Израиль, северные племена предпочли остаться в изгнании[10]. Получается, что общий корень Сефардских евреев, которые в основном оставались в азиатском изгнании - из десяти племен[11], а корень тех, кто вернулись - из Йехуды[12]. Позже, когда Римский сенат принял резолюцию о принятии независимой Йехуды, отвоёванной Хашмонаями в войне с Сирийцами[13], евреи поселились в Риме[14], и оттуда позже стали переезжать на север во Францию и Ашкеназ (Германию). Получается, что евреи Европы происходят из корня Йехуды, а Сефардские[15] - из Северного Государства Израиль[16].

 

Но ведь это очень странно, мы же знаем, что в духовном Эйсав - с левой стороны, а Йишмаэль - с правой[17]. Как раз на это отвечает Зоар: "Яков поменял руки" здесь подсказывается, что правая сторона святости попадет в изгнание левой стороны нечистоты - Эйсава, а левая сторона святости - в правую сторону нечистоты!

 

И вот, все мы видим, что близится конец исправлений. Продолжительное изгнание с его самыми сложными испытаниями, мы надеемся, подходит к концу. Мы были изгнаны из нашей земли за беспричинную ненависть (см. Талмуд, Йома 9б) и мы должны исправить этой грех любовью друг друга. И да заслужим мы вскоре увидеть полное избавление, и исполнение стихов (Йешияху 11:13) «И пройдет зависть Эфраима, и ненависть Йехуды будет  убрана», и (Йехезкель 37:22) «И Я сделаю [Йехуду и Эфраима] одним народом … и не будут они больше двумя царствами».

 

Перейти к предыдущей статье



[1] См. наши слова к главе:  VayetzeRussian.htm.

[2] Заметим, что конечно сам стих Торы не имеет прямого отношения к нашему изгнанию. Существуют объяснения простого смысла стиха, но Зоар, как обычно говорит о подсказке в Духовном Управлении. См. подобный пример, когда Зоар (1:116б) приводит подсказку современного всплеска науки, базируясь на стихе про Потоп Ноаха.

[3] Хотя есть много маленьких различий среди разных групп (Ашкеназим: Хасиды, Митнагдим, Ойберландер – Винер, немецкие евреи и т.д.; Сефардим: Йеменские, северно-африканские; азиатские, и наконец, потомки испанских евреев), но, в общем, есть гораздо больше общего среди разных групп Сефардских или Ашкеназских евреев, чем между этими двумя группами.

[4] Испанские евреи считаются Сефардскими, ведь они тоже были когда-то под властью Ислама, а позже, когда Испания приняла христианство, евреи вскоре были выгнаны оттуда и оказались в северной Африке и в Турции, опять в мусульманских странах!

[5] Наши мудрецы, конечно, ассоциируют Ислам с потомками Йишмаэля, а Христианство – с потомками Эйсава.

[6] В пророке Овадия (1:20), уже подсказаны эти два главных изгнания евреев: Царфат (Франция - начало Ашкеназских евреев) и Сфарад – Испания, хотя согласно простому смыслу в пророке речь идет о других местах во еще время Первого Храма.

[7] Интересно, что в странах, которые не приняли эти две религии, евреев всегда было очень мало. До сих пор вопрос о еврействе "Бне Йисраэль из Индии" остается открытым, а в Китае, маленькая еврейская община почти полностью ассимилировалась!

[8] Хотя физически, большая часть европейских наций не происходят от Эйсава, а большая часть мусульманских стран - из Йишмаэля, но в духовном, они без сомнения связаны с этими корнями, см. наши слова к главам: BehaalotchaRussian.htm и TzavRussian.htm.

[9] См. Талмуд, Мегила 14б, Арахин 33а; Раши Санхедрин 110б, Арахин 12б; после поражения армии Санхерива под Иерусалимом, начался закат Ассирийской Империи, и позже многие из десяти племен вернулись на территорию бывшего Северного Государства и над ними правил Иудейский царь Йошияху. Кстати, Р. Рувен Маргулиус пишет, что после того как археологи открыли записи ассирийских царей, стало известно что они никогда не уводили в изгнание весь еврейский народ, а только важных людей и знать, но часть евреев оставалась всегда на территории Северного Государства (см. также Дивре Хаямим 30:18). Позже, Вавилонский царь забрал почти всех евреев в Вавилон. Тогда еще часть из изгнанных десяти племен позже присоединилась к изгнанникам из Йехуды уже в самом Вавилоне (Даат Софрим). Осознав теперь, что раскол еврейского народа был ошибкой, они стали называть себя Йехудим от слова Йехуда, чтобы подчеркнуть свою лояльность к династии царей Йехуды  (См. Даат Софрим к книге Мелахим).

[10] Рамбан (Сефер Хагеула, конец первой главы) пишет, что на самом деле разрешение Кира относилось только к евреям Йехуды, и вдобавок зная, что Второй Храм будет разрушен, и время полного избавления еще не наступило, евреи Израиля не хотели возвращаться. Интересно, что подобная традиция есть и у евреев Испании  - классических "Сефардских евреев" (см. Седер Айом, конец законов Шма).

[11] Конечно, и в Вавилоне оставалось немало евреев из Йехуды и в том числе даже потомки Давида, которые имели даже политическую власть (см. Санхедрин 5а).

[12] Кстати, многие различия в обычаях и в характере Ашкеназских и Сефардских евреев можно объяснить на базе различия в духовных корнях.

[13] Известно, что война, закончившаяся чудом Хануки, была с сирийцами. Их называют "греками" по культуре и по духовному корню, но не по национальности, также как мы называем европейские нации "Эйсавом".

[14] См. писания Махариц Хают, стр. 888.

[15]  Интересно, что целый ряд групп Сефардких евреев полагают, что они, возможно, происходят из десяти "потерянных" племен (это относится и к Сефардим бывшего Советского Союза: Грузинским, Горским и Бухарским евреям). Хотя трудно сказать происходят ли эти группы из десяти "потерянных" племен, но очень вероятно, что многие из них, во всяком случае, происходят из десяти племен, как мы уже описали от имени Зоара. Разумеется, это не означает, что все Сефардские евреи из десяти племен, а все Ашкеназские - из Йехуды, Леви и Биньямина. Просто большая часть евреев, изгнанных в страны детей Йишмаэля, могут происходить из Десяти Племен, и таков наверно и их общий Духовный Корень. Также и далеко не все европейские страны происходят из Эйсава, но приняв Христианство они становятся частью этого Духовного Управления (см. Р. Йицхак Айзек Хавер, Афиек Ям, Мегила 6б). Подобное верно и по отношению к странам Ислама, не происходящих из Йишмаэля.

[16] Конечно, всегда есть отдельные исключения, и, в общем, еврей, который навсегда переезжает в другую страну, принимает обычаи местной общины (см. например Шулхан Арух, Орах Хаим 496:3).

[17] См. наши слова к главе TzavRussian.htm.