Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня.

 

Ответы к главе Ваэра.

 

1. Сколько времени продолжались Египетские козни?

 

Согласно Хазал, козни продолжались один год (Мишна Эдийот 2:10).

 

2. Наиболее частый стих Торы впервые встречается в нашей главе. Какое это стих?

 

(Шемот 6:10): «Вайидабер Хашем эль Моше Лемор» (и говорил Хашем с Моше, и сказал). 

 

3. А какой стих из нашей главы встречается в Торе всего один раз, и отличается от предыдущего лишь Именем Всевышнего?

 

(Шемот 6:2): «Вайидабер Элоким эль Моше Лемор» (и говорил Б-г с Моше, и сказал). А насчет причины, почему используется Имя, которое ассоциируется с Судом, см. Раши (6:2).

 

4. Почему Моше сказал (6:12), что фараон его не будет слушать, т.к. он косноязычен (дословно, «араль сефатаим» - необрезанные уста).

 

Есть мнение, что Моше картавил. Также возможно, он подзабыл египетский язык за время своего отсутствия.

 

5. Так как запрещено произносить главное Имя Творца, нередко используется слово из перестановленных букв: «Хавая» (הויה). А где в нашей главе написано это слово? А почему именно эта перестановка букв используется для намека на это Имя? 

 

Шемот (9:3). Всего из перестановленных букв Имени Всевышнего можно сделать 12 вариантов, (которые согласно Каббалистам соответствуют, в том числе 12 месяцам и 12 часам), но большинство образуют непроизносимые варианты, которые не являются словами (например, ווהי), или наоборот слишком частое слово (והיה), поэтому выбрана именно эта перестановка. Эта перестановка соответствует месяцу Ав, и на этот выбор есть и Кабалистические причины (см. Бне Иссахар, месяц Ав).

 

6. Сколько продлилась первая из козней египетских?

 

Одну неделю (Шемот 7:25).

 

7. После козни «мора» (девер), Тора говорит: «… и вымер весь скот египтян, а из скота сынов Исраэля не пало ни одно животное» (9:6). Почему же тогда Моше предупреждает позже перед наказанием градом: «пошли собрать твой скот в поле» (9:19)?

 

Некоторые переводят этот стих: «и весь умерший скот был от египтян», в смысле, не весь скот египтян умер, но весь скот, который умер, принадлежал египтянам, а не детям Израиля (Р. Йосеф Бехор Шор, Тосафот Ашалем, Панеах Раза). Или возможно слово «весь» здесь значил большинство (Ибн Эзра). Или умерли только животные в полях, но не в городах (Ралбаг). Или позже египтяне успели приобрести новых животных из соседних стран (Р. Бахье).

 

Вопросы по Халахе:

 

8. Нужно ли вставать перед старцем в синагоге, когда человек занят молитвой?

 

Да.

 

9. Если подошел пожилой человек, но мы не уверены, сколько ему лет, нужно ли перед ним вставать?

 

Да, т.к. в случаях неуверенности по отношению к закону Торы, мы должны быть строги.

 

10. Если несут свиток Торы, должен ли перед ним вставать тот, кто занимается в этот момент Торой?

 

Да.

 

 

Вопросы на эрудицию.

 

11. В нашей главе есть самое длинное слово в Хумаше. Где?

 

Шемот 7:28: ובמשארותיך имеет десять букв.

 

12. А какое самое длинное слово во всем Танахе?

 

В Мегилат Эстер (9:3): והאחשדרפנים имеет 11 букв, существует также два слова из 11 букв в книге Йехезкеля (16:47 и 20:44). Интересно, что Рамбам (законы Сефер Торы 7:6) и Шулхан Арух (Йоре Деа 203:4) упоминают случаи, когда софер пишет слово из «десяти или более букв». Наверно имеются в виду эти слова.

 

13. Где в нашей главе два одинаковых слова подряд?

 

Шемот 8:10: «И собрали их в кучи, в кучи» (дословно, «хамарим, хамарим»). (В нашей главе есть еще два одинаковых слов подряд, но в разных стихах: последнее слово в стихе 7:16 и первое слово следующего стиха – «ко»).

 

Предыдущая глава