Лерефуа Шлема Шель Рефаэль Моше бен Адина.

 

Глава Ваэра.

 

1. Почему Тора говорит, что праотцы не знали Главного четырехбуквенного Имени Творца? Ведь оно уже не раз упоминалось в Торе, и даже Элиэзер слуга Авраама так называл Всевышнего (Берешит 24:12).

Хотя праотцы знали о Главном Имени, они не видели воочию Управления Творца через это Имя.

 

2. В чем смысл Имени Ша-дай?

Некоторые объясняют, что это Имя связано с Силой Творца (отсюда и перевод Всесильный).

 

3. Почему вообще у Всевышнего много Имен?

Разные Имена связаны с разным Управлением мира.

 

4. Почему мы упоминаем в Пасхальном Седере первые буквы десяти козней египетских (ДАЦА АДА"Ш БАХА"В)?

Таким образом подчеркивается, что козни разделялись на симметричные группы по три (см. здесь).

 

5. Почему вначале каждой серии из трех козней, Моше встречает фараона у реки?

Согласно Хазаль, фараон считался у египтян божеством, поэтому он незаметно ходил в туалет пока плавал в реке. Моше же встречал его каждый раз именно там, таким образом стесняя его.

 

6. Почему иногда Тора говорит, что египетские чародеи делали чудеса с помощью лахатейхем а иногда с латейхем?

Согласно Хазаль (Санхедрин 67б) латейхем значит использование демонов, а лахатейхем использование колдовства.

 

7. Что за животные (цфардеа) вылезли из реки во время второй козни?

Обычно это редкое слово переводят как лягушки, но есть мнение, что это были крокодилы (см. Ибн Эзра).

 

8. Что значит четвертое наказание Эйров - (дословно смесь)?

Есть мнение, что это была смесь разных насекомых, а по другому мнению смесь диких животных.

 

9. Как во время града фараон мог послать за Моше? Ведь град убивал все живое?

Возможно, в городе град почти не падал, (см. следующий вопрос, мы также обсуждаем это на аудио уроке). Или фараон послал одного из евреев, на которых град не падал (Таама Декра Р. Хаим Каниевский).

 

10. Почему Моше сразу не помолился за прекращение града, но сначала вышел из города?

Согласно Хазаль, он хотел сначала выйти из города полного идолов (мы обсуждаем это на аудио уроке). Также возможно в основном град падал вне города. Моше хотел освятить Имя Всевышнего, помолившись прямо там, где падал град, чтобы он сразу прекратился.

 

Вопросы по законам Субботы.

 

11. Если в туалете оставили свет перед Шаббатом, но в Шаббат нееврей зашел туда и потом выключил свет, можно ли его попросить включить назад?

 

Нет (см. Нишмат Шаббат 5:146). Но если он сам включил свет, можно его использовать (см. Биур Халаха к главе 276 со слов Лецарко), и не исключено, что в такой ситуации разрешается на него гаркнуть (зачем свет выключил) или подсказать ему, чтобы он снова включил (см. Нишмат Шаббат там же и Писке Тшувот к этому месту глава 276).

 

12. Если кого-то пригласили на трапезу, и он закончил раньше остальных, может ли он прочесть Биркат Амазон и уйти или нужно ждать пока сделают зимун?

 

Он должен теперь ждать. Но можно их попросить, чтобы дали ему сделать с ними зимун, и он после этого сделает благословения и уйдет, а они могут продолжать есть.

 

13. Если человек проснулся в Шаббат после полудня, какие молитвы ему теперь нужно прочесть и в каком порядке?

 

Утренние благословения он по многим мнениям может еще сделать, но благословения да Песуке Дезимра и на Шма уже невозможно произнести. А Шмоне Эсре он молиться сначала Минху (пол часа после полудня), потом еще раз Минху, как компенсацию молитвы Шахарит, а потом Мусаф.

 

14. Если думали что кто-то в опасности, и вызвали еврейскую скорую помощь, а потом выяснилось, что она не потребуется, следует ли позвонить в Шаббат и сообщить, чтобы им не пришлось продолжать ломать Субботу?

 

Нет (см. Писке Тшувот 328:33 и Нишмат Шаббат 5:274).

 

15. Можно ли ради того, чтобы быстрее найти хозяина, объявить о найденной пропаже в Шаббат, когда все собираются вместе?

 

Да (Шулхан Арух 306:12).

 

16. Можно ли в Шаббат в синагоге объявить об организации, которая собирает дотации, чтобы прихожане могли пообещать пожертвовать определенные суммы (appeal по-английски)?

 

Да (Шулхан Арух 306:6).

 

17. Можно ли в Субботу поговорить с учителем математики, чтобы он потом занимался с ребенком?

 

Если невозможно сделать это после Субботы, то и это можно разрешить (там же).

 

18. Можно ли в Субботу учить математику?

 

Есть диспут насчет занятий наукой в Шаббат (см. Шулхан Арух 307:17 и комментарии Ахроним).

 

 

Предыдущая глава