Глава Цав.

 

Посвящается Лерефуа шлема шель Раиса бат Соня и Хадаса бат Ахува.

 

1. Почему в предыдущей главе жертва «Шламим» была описана до Хатат и Ашам, а в нашей главе наоборот?

 

Предыдущая глава сначала описывает добровольные жертвы (Ола, Минха и Шламим) а потом обязательные (Хатаат и Ашам). В этой же главе обсуждаются законы еды мяса жертвы, и корбанот описываются в порядке пищи коэнов: сначала Хатаат и Ашам, которые едят только коэны, потом Шламим, из которых коэнам дают только небольшую часть (Амаор Агадоль).

 

2. Тора говорит (Вайикра 6:18), что жертву Хатат режут в том же месте, что и Ола. Почему?

 

Согласно Талмуду (Сота 32б, см также Йерушалми Йевамот 49б) это делается, чтобы грешник не так стеснялся, иначе, если Хатат будут приносить в отдельном месте, все будут знать, что приносящий совершил грех (см. Аэмек Давар к данному стиху, см. также Кли Якар для другого объяснения).

 

3. Что именно имеется в виду под выражением: (Вайикра 6:23): Любую жертву Хатат, кровь которой внесут внутрь Храма, не едят, но в огне сжигают?

 

Одно из объяснений, что речь идет о специальных видах Хатат, кровь которых прыскают внутри Храма, но их мясо не едят коэны, а сжигают (см. Рамбан и Рашбам). Эти Хатат приносили только в Йом Кипут, а также в случае греха Коэн Гадоля или целой общины.

 

4. Что означает название жертвы: Ш’ламим?

 

По некоторым мнениям, это слово связано со словом «тишломим» и указывает на исполнение добровольной клятвы. Также возможно «Шламим» намекает на «шлемут» (целостность) того, кто их приносит, ведь эти жертвы не приносились за грех. Но большинство считает, что это слово происходит от слова «Шалом» - мир, отсюда и перевод «Мирные Жертвы». Согласно простому смыслу, эти жертвы называются мирными, т.к. их часть съедают хозяева, часть – коэны, а часть сжигают на жертвеннике. Вдобавок, т.к. нужно закончить есть за два дня, часто на трапезу приглашают друзей, что ведет к миру (см. Хактав Вехакабала 3:1).

 

5. Что означает название жертвы: Хатат?

 

Т.к. предполагается, что слово «Хатат» происходит от слова «Хет» (грех или промах), то считается что это жертва за случайный грех. На самом деле, есть немало случаев, когда жертву Хатат приносят и те, кто никакого конкретного греха не совершали (роженица, зава, зав, назир, а также община в каждый праздник и Рош Ходеш). Хотя Хазаль пытаются найти элемент греха во всех этих случаях, более вероятно, что слово Хатат не всегда предполагает наличие греха, а является «очистительной» жертвой (см. Йехезкель 43:22, где корень חטא используется в этом смысле).

 

6. Почему Тора устанавливает, что мясо мирной жертвы едят в течение двух дней?

 

Возможно ради того, чтобы даже небольшая семья могла закончить есть мясо. Но более двух дней нельзя есть никакую жертву, т.к. мясо начинает портиться (а засоленное мясо, которое не портится, не такое вкусное, см. Талмуд Таанит 30а).

 

7. Какую часть ноги нужно отдавать коэну от мирной жертвы, а какую от обычного не жертвенного животного?

 

От мирной жертвы коэну давали часть правой задней ноги (шок), а от обычного мяса – часть правой передней ноги (з’роа).

 

8. Нужно ли женщинам и детям давать пол-шекеля перед Пуримом?

 

Есть разные обычаи на этот счет.

 

9. Нужно ли женщинам и детям посылать подарки в Пурим, давать цедаку бедным, есть трапезу Пурима и напиваться, «пока не перестают понимать разницы между Барух Мордехай и Арур Хаман»?

 

Женщины обязаны выполнять все заповеди Пурима, и также мы обучаем детей, когда они уже достаточно смышленые, чтобы  исполнять заповеди. Но напиваться женщинам и детям нельзя, (и взрослым тоже не следует злоупотреблять этой «заповедью», мы подробнее обсуждаем это на аудио уроке).

 

10. Сколько денег минимально нужно дать бедным в Пурим?

 

Есть мнение, что достаточно дать по «пруте» (маленькой монетке) двум беднякам. Но следует хотя бы двум беднякам дать по строгому мнению по нескольку долларов, чтобы они могли на эти деньги поесть.

 

Вопросы на эрудицию:

 

11. Кто такой был Мемухан, упомянутый вначале Мегилы?

 

Некоторые из Хазаль считают, что это и был Хаман, но другие Мидраши приводят, что это был Даниэль! Простой же смысл, что это был какой-то визир, который больше в Мегиле не упоминается (как и другие визиры, кроме Харвона, упомянутые в первой главе).

 

12. Кто такой был Харвона, и почему мы говорим после чтения Мегилы «И также Харвона Захор Латов (доброй памяти)»?

 

Харвона был одним из визиров, который «вовремя» сообщил царю о виселице, которую построил Хаман чтобы повесил Мордехая. Кто знает, если бы разгорячившийся царь тогда не приказал  повесить Хамана, то позже он мог отойти и оставить Хамана в живых. Поэтому Иерусалимский Талмуд говорит, что нужно упомянуть доброй памятью и Харвона (см. также Сефер Хасидим 746 и 790). Есть также мидраши, что это был Элияху Захор Латов, который прикинулся Харвоной.

 

13. Почему имена десяти сыновей Хамана сначала читает вся община, а потом Хазан?

 

Т.к. их нужно читать на одном дыхании, каждый пытается это сделать сам.

 

14. Если в Мегиле сказано (2:7), что Эстер была двоюродной сестрой Мордехая (дословно «бат додо» – дочерей его дяди), почему же часто говорят, что она была его племянницей?

 

Похоже, что существовала интерпретация, согласно которой Эстер была племянницей Мордехая (см. Ибн Эзра, Эстер 8:1 и также считает Йосеф Флавий в Иудейских Древностях 11:6:2). Возможно, слово «Дод» (которое обычно переводят как дядя) может значить также и старшего брата.

 

 

Перейти к предыдущей главе