Глава Тольдот

Законы послеполуденной молитвы «минха».


1. Нужно всегда быть особенно осторожным по отношению к молитве минха. В принципе, согласно каббале, первая половина дня является временем милосердия, а вторая – временем суда, поэтому послеполуденная молитва требует особой концентрации. Кроме того, зимой, когда дни короткие, занятому человеку легко забыться и пропустить время этой молитвы, поэтому нужно быть особенно осторожным.

 

2. Самое раннее время минхи – полчаса после полудня. Надо заметить, что под часом в нашем законе подразумевается одна двенадцатая часть дня, поэтому зимой часы короткие, а летом – длинные; в хороших календарях напечатано самое раннее время минхи для каждого дня года.

 

3. По некоторым мнениям, лучше всего не молиться минху так рано, а подождать до времени «минхи ктаны» – малой минхи, т.е. двух с половиной часов до захода солнца.


4. Надо стараться помолиться минху до захода солнца, но когда нет другого выхода, по некоторым мнениям, можно молиться минху, пока не выйдут звезды, т.е. пока не наступит ночь, когда на небе видны три звезды среднего размера.


5. Когда уже близко время минхи запрещается устраивать трапезу, начинать стричься или идти в баню, пока не помолишься. сефардским евреям запрещено начинать большие пиршества типа свадебных, начиная с полудня, а ашкеназским – только после трех часов до захода солнца. Тем не менее, в последние два с половиной часа до захода не следует начинать даже маленькую трапезу, пока не помолишься, но можно покушать фрукты или маленький кусочек хлеба, размером  меньше яйца. Если же человек начал есть до этого времени, можно продолжать, поскольку еще есть время помолиться.

 

6. Если требуется поесть до минхи, нужно попросить другого еврея напомнить помолиться минху.

 

7. Перед молитвой минха следует помыть руки, но если за водой нужно идти больше 18 минут, то достаточно вытереть их чистой тряпкой. Во время молитвы нужно быть осторожным, чтобы не трогать тех частей тела, которые обычно покрыты одеждой, иначе придется снова мыть руки.


8. В принципе, молитва минха была установлена, как и утренняя молитва, – сначала все молятся шепотом, а потом посланник общины повторяет всю молитву. Община внимательно слушает, отвечает «омен», а в третьем благословении говорят «кедушу» (см. главу Ваера). Тем не менее, во многих общинах принято молиться минху другим способом – сначала посланник общины говорит первые три благословения, включая кедушу, а потом, после того как община ответила на кедушу, все молятся шепотом. Некоторые при этом начинают молиться вместе с посланником общины и говорят первые три благословения с ним слово в слово, а другие предпочитают начинать свою молитву после того, как ответили на кедушу, тогда, конечно, свою молитву они начинают с самого начала.