Глава Тецаве:

 

Лерефуа шлема шель Раиса бат Соня.

 

1. Сколько всего драгоценных камней использовалось для одежд первосвященника?

 

14. 12 камней использовалось для «Хошен Мишпат», а два камня для Эйфода.

 

2. Какому колену соответствовал камень Хошена, который также использовался для Эйфода?

 

Считается, что «Шохам» (оникс или берилл) соответствовал Йосефу (Бемидбар Раба 2:7 и множество других источников, хотя есть и другие мнения, см. «Живая Тора»).

 

3. Каким образом на драгоценных камнях выгравировали буквы?

 

Согласно Хазаль, существовал какой-то «червь», называемый «Шамир», который использовался для этой цели. Интересно, что Рамбам этого не упоминает в Мишне Торе, и возможно он считал историю про Шамира легендой и не принимал ее буквально (Р. Моше Шамма).

 

4. Какие из одежд первосвященника содержали шатнез?

 

Пояс, Эйфод и Хошен.

 

5. Почему ничего не упомянуто об обуви, которую носил первосвященник?

 

Священники служили в Храме босыми, и в противном случае их служба не засчитывалась. Когда коэнам было холодно, они ходили прогреться в специальную комнату, где был костер (см. Тамид 1:1, см. также Раши, Шаббат 19б).

 

6. Какого цвета были одежды первосвященника? А обычного священника?

 

У первосвященника Хошен, Эйфод и пояс содержали разноцветные нити из разных материалов (белые, голубые, красные, желтые и т.п.) Мицнефет (головной убор), Кетонет (платье) и штаны были белыми, Меиль (платье с колокольчиками внизу) был голубым, а Циц был золотым. Обычный священник был весь в белом, но есть диспут, был ли белым его пояс, или он состоял из разноцветных тканей.

 

7. Какого цвета были одежды первосвященника в Йом Кипур, и где это написано?

 

Белого, но только для определенной службы в Святой Святых. В остальное время он служил в своей обычной одежде. Все это описывается в начале главы Ахаре Мот.

 

8. Нужно ли утренние благословения произносить стоя?

 

Нет. Хотя обычай произносить их стоя, это не обязательно, и пожилой или усталый человек может сделать утренние брохи сидя.

 

9. Обязательно ли отвечать стоя на Кадиш и Борху?

 

Некоторые строги с этим, но Сефардские евреи и многие Хасиды не встают при ответе на каждый Кадиш. Во всяком случае, на Кадиш после Шмоне Эсре следует отвечать стоя. Кстати, те, у кого обычай отвечать на Кадиш и Борху стоя, должны также вставать, отвечая на Борху, которое произносит вызванный к Торе, и многие этого не знают (см. Мишна Берура 146:18).

 

10. Нужно ли стоять, когда повторяют Шмоне Эсре?

 

Есть диспут на этот счет, и многие разрешают сидеть (но не отвлекаться, и слушать внимательно). Во всяком случае Модим Дерабонан следует говорить стоя, чтобы поклониться вначале.

 

Перейти к предыдущей главе