Лерефуа Шлема Шель
Раиса бат
Соня.
Ответы к
главе Шофтим.
1. Согласно
Талмуду,
каждый еврей
должен иметь
свой свиток
Торы. Почему
же тогда в
нашей главе (17:18)
эта мицва
описывается
именно по
отношению к
царю?
Талмуд (Санхедрин
21б) спрашивает
этот вопрос,
и отвечает,
что у царя было
два свитка, один
из которых он
носил везде с
собой.
2. Тора
запрещает (17:17)
царю брать
«слишком много
жен». А
сколько
именно
считается
слишком много?
На этот счет
есть разные
мнения в Талмуде. Закон
следует
мнению, что
слишком
много – это
восемнадцать.
3. А почему
тогда у Шломо
было так
много жен?
Шломо
считал, что
причина
запрета к
нему не относится,
т.к. он был
очень мудрым
царем, и
надеялся
наоборот
повлиять на
своих жен, (а
через них и
на их отцов –
правителей
соседних стран).
4. Какие
именно части
мяса
животного
мяса следует
отдавать коэну
и почему
сегодня так
не делают? А
какие части
животного
отдавали коэну
от мирной
жертвы?
Тора
говорит
отдать коэну
«руку»
(имеется в
виду
определенная
часть правой
передней ноги),
«челюсти»
(включая,
согласно
Талмуду и язык),
и
определенный
желудок
(включая
определенный
жиры). Есть
диспут,
относится ли
эта заповедь
вне Израиля,
и сегодня
принято
следовать
мягкому
мнению. От
мирной
жертвы коэну
отдавали
часть груди и
задней ноги.
5. В
нашей главе (18:
10) Тора
запрещает
разные виды
колдовства,
суеверия и
гадания. В
том числе,
согласно Р. Акиве
евреям
запрещено
выбирать
особые
времена: («меонэн»
- Раби Акива
говорит: это
определяющие
времена «онот»,
которые
говорят:
«Такая-то
пора хороша
для начала
дела».) Почему
же тогда у
многих
обычай
стараться
жениться в
первой
половине
месяца?
Очень хороший
вопрос. На
самом деле,
по мнению Рамбама
это запрещено
(см. также Шоэль
Венишаль,
Йоре Деа
1:51), но, тем не
менее, Шулхан
Арух
разрешает.
Некоторые
считают, что
если люди не
говорят,
почему они
так
поступают, то
это не
запрещено,
даже если настоящая
причина их
действий –
суеверие. Согласно
этому
подходу, тот,
кто выбирает
время
женитьбы в
первой
половине
месяца, не
должен
сообщать
причину на
это (см. Йехуда
Яаале 2:24) .
Но обычай
многих
именно
подчеркивать,
что они
выбирают благоприятное
время для
женитьбы, и
возможно это
не считается
просто пустым
суеверием,
так как на
это есть
кабалистические
источники, и
это делается
по симоволическим
причинам (мы
подробно
обсуждаем
данный
вопрос в
аудио комментариях
к нашей
главе).
6. Тора
говорит (19:15),
что для
судебных
процедур требуется
два
свидетеля. А
в каких
случаях согласно
еврейскому
закону
принимается один
свидетель?
Есть очень
много
случаев,
когда по
закону достаточно
одного
свидетеля.
Приведем некоторые
примеры. Если
есть один
свидетель, что
человек
должен
другому
деньги, и он
это отрицает,
мы
заставляем
его поклясться,
что он не
должен. В
случаях,
когда пропал
без вести
муж,
достаточно
одного свидетеля,
что он умер,
чтобы его
вдова могла выйти
замуж. «Эд эхад
нээман беисурим» -
во многих
случаях
запретов
Торы, достаточно
свидетельство
одного
человека,
чтобы подтвердить
кошерность
(например
еды, цицит,
тефилина
и т.п.) Когда в
поле найдено
мертвое тело,
если есть
хоть один
свидетель,
который
видел убийцу,
не
производят
процедуру «Эглы Аруфы»
(заклание
телицы). Если
муж
предупредил
жену не
уединяться с
кем-то, но она
уединилась, и
есть один
свидетель
прелюбодеяния,
то не
производят
процедуры
Соты.
7. В нашей
главе (20:7)
описано
освобождение
от воинской
повинности
того, кто
обручился, но
не женился, а
в следующей
главе (24:5)
описаны законы
того, кто уже
женился. В
чем разница
между этими
двумя
случаями?
Тот, кто еще
не женился,
не
участвовал в
военных
действиях, но
помогал
армии. Того
же, кто недавно
женился,
вообще не
беспокоили в
течение года,
и он не
участвовал в
войне даже в
тылу.
Вопросы
по Халахе
(начинаем
цикл вопросов
по «Ямим Нораим» -
грозным
дням):
8.
Можно ли
поесть до
молитвы в Рош
Ашану?
Т.к. в Рош
Ашану
молитвы
занимают
долго, и
людям трудно
не есть до
конца Мусафа,
встает вопрос,
когда лучше
поесть? До
утренней
молитвы, мужчинам
кушать не
рекомендуется
(кроме как
больным
людям), но
можно попить кофе
или чай. Но
если человек
встал еще до
рассвета, то
по букве
закона не
запрещено
поесть, хотя
каббалисты и
это
запрещают.
Женщины
могут по многим
мнениям
сказать
утренние
благословения,
и после этого
поесть,
сделав при
этом Кидуш
(который
можно
сделать на
стакан кофе
или молока).
9.
Если человек
голодный, то
можно ли есть
после
утренней
молитвы, до трубления
Шофара, и
если да, то
следует ли
делать Кидуш?
А что делать,
если человек
не голоден,
но хочет
пить?
Хотя по
многим
мнениям это
не
желательно,
во многих
синагогах
делают Кидуш
и едят после
утренней
молитвы, но
тогда желательно
сделать Кидуш
на
безалкогольный
виноградный
сок, а не на вино.
Если человек
не голоден,
то многие
считают, что
лучше попить
даже без Кидуша,
чем делать Кидуш и
есть (см. Сефер
Мекадеш Йисраэль,
138).
10.
Может ли
женщина есть
до того, как
она услышала Шофар.
Да.
Вообще по
закону
Талмуда
женщина не
обязана
слушать Шофар,
хотя
большинство
женщин
стараются
услышать, и
если они не
могут прийти
на трубление
утром, для
них трубят
еще раз во
второй половине
дня.
Вопросы
на эрудицию.
11.
Откуда
следует, что Рош Ашана –
это начало
года?
Ниоткуда
это и никуда
не следует, и
в Талмуде
есть диспуты
на этот счет (см.
также здесь,
параграф 4). Но
в некоторых
законах, год по
всем мнениям начинается
с Рош Ашаны,
например
Шмита
соблюдается
от Рош Ашаны до
следующей Рош Ашаны.
12.
Сколько
всего есть
разных Рош
Ашан в нашем
календаре?
В
Талмуде (Рош
Ашана 7б)
насчитывается
множество Рош Ашан
(как минимум
шесть), ведь в
зависимости
от того, о
каком законе
идет речь,
год может
отсчитываться
от разных
дней.
Например,
месяцы
считаются от
Нисана, см.
ниже.
13.
Почему Рош
Ашана – в
седьмом
месяце, а не в
первом?
Один
из ответов:
до дарования
Торы на самом
деле месяцы
года
начинались с
осеннего месяца
Тишре, но
когда «месяц
весны»
(который позже
стал
называться
Нисаном) стал
месяцем нашего
избавления,
то Всевышний
приказал
считать все
месяцы от него,
и начало года
– Тишре,
превратился
в седьмой
месяц.