Глава Шмини. Посвящается Лерефуа шлема шель Раиса бат Соня.

 

1. Почему в нашей главе Аарон приносит жертвы, которые не были упомянуты для инаугурации Храма  в главе Тецаве?

 

Глава Тецаве обсуждала только заповеди жертв «Семи Дней Милуим», которые были описаны в предыдущей главе. Согласно Рамбану, возможно жертвы нашей главы были принесены Аароном, чтобы искупить грех «Золотого Тельца».

 

2. В стихе 9:22 говорится, что Аарон благословил народ. Какое именно благословение он произнес?

 

Согласно Хазаль, это было благословение коэнов (Йеварехеха …), которое Тора опишет в главе Насо. Но Рамбан полагает, что это могло быть благословение, которое Аарон сам выбрал, также как Шломо после построения Храма благословил наш народ.

 

3. За что погибли сыновья Аарона?

 

Есть много мнений на этот счет. Возможно, они принесли Кеторет без спросу, или решили как провести службу не спросив Моше и Аарона, или служили выпивши, или зашли в Святую Святых.

 

4. Что произошло позже с душами Надава и Авиу?

 

Согласно Аризалю, их души получили исправление в пророке Элияху.

 

5. Почему у Йеравама имена сыновей настолько похожи на имена сыновей Аарона: Надав и Авиа?

 

Не исключено, что Йеравам специально их так назвал, чтобы подчеркнуть, что он продолжает дело Аарона и таким образом его тельцы «кошерны». Хотя Тора осудила тельца Аарона, возможно Йеравам предлагал новую интерпретацию, согласно которой некоторые варианты тельцов не запрещены (или ему удалось распространить в северном государстве другой, «отредактированный» вариант Торы, где дело Аарона наоборот поощрялось).

 

6. Тора описала ритуальную нечистоту передающуюся через контакт с некошерными животными, но не написала ничего про контакт с некошерными рыбами. Почему?

 

На самом деле, даже некошерные рыбы и морские животные, не переносят нечистоты. На этот счет, мишна говорит: «все, что в море – чисто»!

 

7. Почему если нечистое животное упало в глиняный сосуд, Тора говорит его разбить?

Глиняный сосуд невозможно очистить в микве, и поэтому если он стал ритуально нечистым, в нем уже невозможно готовить чистую пищу (Труму, Маасер Шени, и т.п.) Конечно, все это относилось только к пище, которую нужно есть в ритуальной чистоте, и в наше время эти законы не относятся.

 

 

Вопросы по Халахе (законы Песах):

 

8. Какие особые законы относятся, когда первый день Песаха попадает на Шабат?

 

Особых законов в такой ситуации нет (кроме конечно упоминания Субботы в молитвах и благословениях, и обычных запретов Субботы в Йом Тов). Гораздо больше специальных законов, когда Песах попадает на день после Шаббата, на эту тему есть даже специальные книги.

 

9. Когда нужно продавать Хамец, если сам находишься в Израиле, но хамец есть в Америке, или наоборот?

 

Есть диспут на этот счет, поэтому нужно следовать строгому мнению, и продать хамец пока еще это возможно и там, где находится владелец, и там где сам хамец, и не покупать его назад пока не закончится Песах в обоих поясах времени.

 

10. Что делать если забыли облокотиться, когда ели мацу?

 

Если вначале мацу ели не облокотившись, нужно облокотиться и съесть заново (но никаких дополнительных благословений делать заново не нужно). Но если афикоман съели не облокотившись, и уже начали биркат амазон, то возвращаться не нужно.

 

Вопросы на эрудицию:

 

11. В каком законе Седера, Ашекназские евреи следуют мнению Сефардских Ришоним, а СефарскиеАшкеназским?

 

Согласно Сефардским Ришоним, Рифу и Рамбаму, нужно делать благословения на каждый стакан вина, а согласно Ашкеназским мудрецам Рошу и Туру – только на первый и третий. При этом, Сефардские евреи следуют Рошу, а Ашкеназские – Рифу.

 

12. В каком случае запрещено будет выливать 16 капелек вина во время Седера?

 

Например, если используют вино Шмиты, т.к. плоды Седьмого Года даны для еды, и нельзя их выливать.

 

13. Обычно, когда ищут хамец, приходится залезать в пыльные и грязные места. Почему же некоторые мудрецы для поиска хамеца специально надевали новую одежду?

 

Т.к. существует диспут, нужно ли делать броху «Шехехеяну» на редкую мицву поиска хамеца, то некоторые специально надевают новую одежду, и делают на это броху Шехехеяну, покрывая и поиск хамеца.

 

Перейти к предыдущей главе