Глава Шмини. Посвящается Лерефуа шлема шель Раиса бат Соня.

 

1. Какой закон, который относится и сегодня, учится из стихов (10:9-10) «Вина и пива не пейте … чтобы разделять между святым и будничным, между чистым и нечистым»?

 

Мудрец, который выпил, не должен постановлять халаху. (Также выпивший коэн не может делать «Биркат Коаним»).

 

2. Почему законы кошерных пород животных описываются сразу после законов жертвоприношения?

 

Возможно, цель нашей главы описать запрещенных животных в контексте нечистоты, которую они переносят. Также и следующие две главы описывают законы нечистоты. Это вполне логично после описания законов жертв, описываются законы чистоты, которая требовалась для служения в Храме. Этим также можно объяснить стих в Йехезкеле, который требует от коэнов, не есть падаль. Хотя падаль нельзя есть не только коэнам, от них требовалась особая осторожность, т.к. вдобавок от такой еды человек становится нечистым и не может служить в Храме.

 

3. Почему кролика и тушканчика Тора называет «жвачными» животными?

 

Существуют разные ответы на этот вопрос. Самый простой состоит в том, что поведение этих животных действительно напоминает поведение жвачных: у них все время двигаются челюсти, и многим людям может показаться, что они жвачные. Тора поэтому подчеркивает, что из-за отсутствия раздвоенных копыт, эти животные в любом случае запрещены (см. также наши слова к Рош Ашане, пункт 5).

 

4. Почему только определенные животные разрешены Торой в пищу?

 

Существуют разные ответы на этот вопрос, но в конечном итоге эти законы - Хуким, т.е. заповеди, причины на которые нам не известны. Тем не менее, нет запрета попытаться найти какие-то рациональные причины даже на эти заповеди. Некоторые из ответов: многие из запрещенных животных агрессивны, и их употребление в пищу может иметь неприятные эффекты. Часть запрещенных животных либо трудно и опасно ловить, и разводить их дома нецелесообразно. Многие также являются распространителями различных болезней. Специальная диета служила также поводом отделить евреев от идолопоклонников. Кроме этого существуют мистические ответы согласно учениям Кабалы.

 

5. Почему буква Вав в слове Гахон – большая?

 

По мнению Мидраша «Отиёт Дераби Акива», этот Вав подсказывает шесть проклятий змеи, которая ползает на пузе (гахон). Согласно Талмуду, причина в том, что эта буква - середина букв всей Торы. Тем не менее, в наших свитках буква Вав в Гахон не является средней буквой, см. наши слова к этой главе.

 

6. Тора упоминает определенных кошерных кузнечиков. Почему же мы их не едим?

 

У нас не сохранилась традиция о том, какие именно кузнечики кошерны. Единственные евреи, которые до сих пор могут есть кузнечиков - это Йеменские евреи.

 

7. Согласно нашим мудрецам, из стиха (11:3): «Ешьте кошерные виды», учится положительная мицва. В чем именно заключается заповедь «есть кошерное»?

 

Некоторые объясняют, что имеется в виду положительная заповедь проверять кошерные знаки, например в случае млекопитающих - это парнокопытсность и жвачность. Другие объясняют, что нет никакой положительной заповеди при еде кошерных животных, скорее Тора запрещает есть некошенрые виды, и также приказывают есть только кошерные. При еде кошерных человек не исполняет никакой заповеди, но если он ест некошерные, он ломает и запрет на еду некошерных видов, и положительную заповедь (есть только кашерные виды).

 

8. По еврейскому закону, в отличие от животных и птиц, рыб не обязательно резать определенным образом. Более того, даже если рыба умерла сама, ее можно есть. Откуда мы это знаем?

 

Это подсказано в главе Беаалотха (11:22): «Если даже зарезать для них весь скот и собрать всю рыбу». Скот нужно резать, но рыбу достаточно просто собрать.

 

9. Что значит слово «шерец» (хотя во многих переводах Торы используется слово «гад», но из списка в нашей главе ясно, что не все из этих животных пресмыкающиеся)?

 

Шерец означает маленькое животное. Многие из шерацим действительно пресмыкающиеся, но не все пресмыкающиеся - шерацим, и не все шерацим - пресмыкающиеся.

 

10. Почему в конце главы упомянуты восемь определенных видов «шерацим», которые нечисты. Что именно их отличает от других мертвых некошерных животных?

 

Только эти шерацим переносят нечистоту. Другие виды шерацим, хотя запрещены в пищу, не переносят нечистоты. Даже мертвая змея нечистоты не переносит. Что касается причин на этот закон, см. наши слова выше к вопросу 4.

 

Вопросы по Халахе:

 

11. В этом году в первый день Песха нужно упомянуть и про Шабат и про Песах. А что делать, если забыли упомянуть Шабат в Шмоне Эсре?

 

Если вообще не упомянули Шаббат, то молитва (или Кидуш) не засчитываются. Но если упомянули Шаббат посередине благословения, но в конце закончили лишь Мекадеш Йисраэль Вехазманим, то молитва засчитывается.

 

12. А что делать, если в Кидуш в первую ночь забыли упомянуть Шаббат?

 

См. предыдущий ответ.

 

13. Во вторую ночь, нужно к Кидушу добавить благословения на огонь и Авдалы. А что делать, если забыли это сделать?

 

Если уже начали Агаду, то Авдалу делают на второй стакан. А если и тогда забыли, то делают Авдалу во время трапезы. Если вспомнили уже когда делают Биркат Амазон, то Авдалу делают на третий стакан, а если вспомнили после него, то на четвертый. Если вспомнили уже выпив четвертый стакан, до Авдалу делают отдельно на пятый.

 

14. Если человек не может достать кошерное вино для Песаха, что он может сделать?

 

Если нет возможности достать до Йом Това виноград и выжать его, а также невозможно достать сочный изюм, из которого можно сделать вино, тогда остается лишь использовать для четырех стаканов «хамар медина» - важный напиток, который принято пить в данной стране. В большинстве стран для этой цели подойдет фруктовый сок, кофе и может быть чай (другие не разрешают использовать чай, т.к. он слишком простой напиток, в основном состоящий из воды, но возможно чай с молоком будет более подходящим вариантом, но тогда во время трапезы нельзя будет есть мясо).

 

15. Если у общины лишь немного мацы, как им распределить ее, чтобы все могли по минимуму выполнить заповедь?

 

Если недостаточно мацы, то нужно постараться чтобы было хотя бы по два кезаит для каждого, один едят в начале и один в конце на афикоман. Если нет даже такого количества, но есть каждому по кезаит, тогда этот кезаит едят в конце на афикоман и тогда делают благословение «ал ахилат маца». Также если есть много не шмуры мацы и немного шмуры, то ее оставляют на афикоман. Насчет того, какой размер у кезаит, нужно постараться, чтобы у каждого был объем хотя бы с пол яйца (немного более 20 грамм мацы, примерно 27 кубических см.) но когда нет другого выхода можно положиться на мнение, что это размер с современную оливу, около 6 грамм). Если есть маца, но она вся разбита, если есть две не поломанные мацы, можно взять их и одну разломанную посередине. Если можно найти только одну не разломанную, можно для Седера использовать ее и одну разломанную, следуя мнению ГР”А, что всего нужно две мацы, и одну ломают.  

 

16. Если нет жаренной курицы или яиц для Пасхального седера, что еще можно использовать?

 

Это совсем неважно, можно положить любые виды приготовленной пищи, например картошку, рыбу, Сефардим могут взять рис и т.д.

 

17. Если нет ни хрена ни салата, что можно взять для марора?

 

Согласно Рема берут любой горький овощ (но благословение не делают).

 

18. Начиная со второй ночи, мы считаем «Омер». Что делать если забыли посчитать ночью?

 

Если вспомнили днем, то считают днем без брохи, но в последующие дни продолжают считать с благословением. Если не вспомнили днем, то в оставшиеся дни человек обязан продолжать считать, но благословение он уже не делает.

 

 

Перейти к предыдущей главе